Рассмотрено на заседании ШМО руководитель______А.Т.Хамитова протокол №______ от «____»________2016 г.
| Согласовано заместитель директора по УР ____Н.Н.Шакирзянова «_____»____________2016 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ КСШ № 3 _____________Р.Д.Бариев Приказ № _______________ «_____»____________2016 г.
|
Рабочая программа
по литературе
для 6 А класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кукморская средняя школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2016-2017 учебный год
Разработала учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Галимуллина Гульнара Гайсовна
Пояснительная записка
Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 70 часов в год /2 часа в неделю.
Целью изучения курса является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений
Задачи курса:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
Предметные результаты освоения курса
Устное народное творчество
Учащийся научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказо, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок ;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Учащийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русскогои своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Учащийся научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Учащийся получит возможность научиться:
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно – исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).
Содержание курса, формы организации, основные виды учебной деятельности
Содержание учебного курса | Формы организации | Основные виды учебной деятельности |
Тема 1. Введение. 1 час. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
| парная, коллективная, индивидуально – обособленная | -Слушание объяснений учителя. -Самостоятельная работа с учебником.
|
Тема 2. Русский фольклор. 3 часа. Жанры фольклора. Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора : колядки, веснянки, масленичные, летние осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Загадки – малые жанры УНТ. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорк. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора : пословицы и поговорки, загадки. Устное народное творчество (развитие представлений)
| парная, групповая, коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа | -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. -Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. -Систематизация учебного материала. -Анализ проблемных ситуаций. -Выполнение работ практикума. |
Тема 3. Древнерусская литература. 2 часа Повесть временных лет» как литературный памятник. «Сказание о Белгородском киселе» Русская летопись . Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов. Теория литературы. Летопись (развитие представлений) | парная, коллективная, индивидуально – обособленная | -Слушание объяснений учителя. -Самостоятельная работа с учебником. -Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
Тема 4. Русская литература 18 века . 1 час. Жанр басни. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басня «Жёлудь и Тыква». Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв.Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Русские басни. Жанр басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 столетия Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий) | коллективная, индивидуально – обособленная, парная | -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. -Анализ проблемных ситуаций.
|
Тема 5 Русская литература 19 века. 28 часов. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей», «Волк и Ягненок». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений) Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте Лицейские годы. Стихотворения «Зимняя дорога», «Зимнее утро». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Тема жизненного пути. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «Во глубине сибирских руд», «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»). Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести (для вн. чт.) Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления) Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувства одиночества и тоски, любовь поэта – изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Стихотворения «Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация. (начальные представления). И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение картин природы в рассказе, к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). Федор Иванович Тютчев. Краткий рассказ о поэте Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело» Передача сложных переходных состояний природы. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» «С поляны коршун поднялся». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А.Фета. Природа как воплощение прекрасного. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Природа как естественный мир истинной красоты. Краски и звуки в пейзажной лирике. Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания Теория литературы. Пейзажная лирика(развитие понятий) Звукопись в поэзии(развитие представлений) Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Железная дорога» Картины подневольного труда. Народ – создатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог и спор. Значение риторических вопросов стихотворений Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятий). Диалог. Строфа ( начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. Сказовое повествовании. Сказ «Левша». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей Военная тема в русской литературе. В. П. Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). Д. С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект произведения. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования(начальное представление). Ирония( начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе Жанр рассказа. Рассказ «Лошадиная фамилия». История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный Рассказ «Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий) Поэзия 2-й половины XIXв. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Евгений Абрамович Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист….», «Чудный град…». Яков Петрович Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри - какая мгла» , Алексей Константинович Толстой «Где гнутся над омутом лозы..» . Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр. (Развитие представлений). | парная, групповая, коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа | -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. -Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. -Систематизация учебного материала. -Анализ проблемных ситуаций. -Выполнение работ практикума. |
Тема 6. Русская литература 20 века . 22 часа. Проза конца XIX – начала XXвв. Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Образ доктора в русской литературе Теория литературы. Рождественский рассказ(начальное представление). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказы «Неизвестный цветок», «Цветок на земле». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова. Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов( начальное представление) Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе Повесть «Алые паруса»(фрагменты). Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Русская литература 20 века (2 половина) Произведения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»; Д.С.Самойлов «Сороковые». Военная тема в русской литературе. В. П. Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). Поэзия 2-й половины ХХ в. Д. С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувства скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувства любви к родине. Идейно – эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственная проблемы рассказа – честность , доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев, особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев(развитие представлений). Герой – повествователь(начальные представления) Проза о детях Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудности военного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. Нравственная проблематика произведения. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувства собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы и ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Теория литературы. Рассказ. Сюжет( развитие понятия) Герой повествователь (развитие понятий). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой » лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя. Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие. Писатели улыбаются. Василий Макарович Шукшин. слово о писателе. Рассказы «Чудик», «Критики», «Срезал». Особенности шукшинских героев- «чудиков». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном». С.А.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная», «Нивы сжаты, рощи голы», «Мелколесье», «Пороша». Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие», «Родная земля». Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, её многозначность. Тема Родины в стихотворении. Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов 20 века. Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Теория литературы. Лирический герой(развитие представлений) Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. «Звезда полей» | парная, групповая, коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа | -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. -Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. -Систематизация учебного материала. -Анализ проблемных ситуаций. -Выполнение работ практикума. |
Тема 7. Литература народов России . 2 часа. Литература народов России Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда». Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы. Тема бессмертия народа. Поэт – вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов | групповая, коллективная, индивидуально – обособленная | -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. -Анализ проблемных ситуаций.
|
Тема 8. Зарубежная литература. 9 часов. Миф и фольклор . Мифы Древней Греции. «Двенадцать подвигов Геракла», «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла в переложении Н.Куна. Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. Поэма «Одиссея» (фрагменты по выбору) , «Илиада» как эпические поэмы. Мифологическая основа античной литературы. Приключения. Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». Изображение героев и героические подвиги. Описание щита Ахиллеса. Стихия Одиссея. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе(начальные представления) Произведения зарубежных писателей. Мигель де Сервантес. Краткий рассказ о писателе Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы её выражения. Проблема ложных и истинных идеалов. Пародия на рыцарские романы. Мастерство Сервантеса романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для вн. чт.) Авторская позиция и способы ее выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве(начальные представления) Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе . Жанр баллады. Баллада «Перчатка». История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный каприз. Герой – рыцарь. Теория литературы. Рыцарская баллада( начальные представления). П. Мериме. Новелла “Маттео Фальконе”. Своеобразие главного героя. Зарубежная сказочная и фантастическая проза Дж. Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно». Антуан де Сент – Экзюпери. Рассказ о писателе Повесть - сказка «Маленький принц» (фрагменты) как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественной отношении к вещам и людям. Утверждение всечеловеческих истин(для вн. чт.). Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца. Теория литературы. Притча( начальные представления). | групповая, коллективная, индивидуально – обособленная | -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. -Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. -Выполнение работ практикума. |
Тема 9. Повторение изученного в 6 классе 2 часа Рекомендации к летнему чтению. | групповая, коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа | -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Систематизация учебного материала. -Анализ проблемных ситуаций. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
Тема 1. Введение (1 час). | ||||
| Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книги.
|
|
|
|
Тема 2. Русский фольклор (3 часа). | ||||
| Русский фольклор. Жанры фольклора Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Колядки. Масленичные песни.
|
|
|
|
| Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни.
|
|
|
|
| Пословицы, поговорки и загадки — малые жанры устного народного творчества. |
|
|
|
Тема 3. Древнерусская литература (2 часа). | ||||
| Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» . «Сказание о белгородском киселе».
|
|
|
|
| «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости).
|
|
|
|
Тема 4. Русская литература 18 века (3 часа). | ||||
| Басня как эпический жанр. И.И.Дмитриев. «Муха».
|
|
|
|
| Мир басен Крылова Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» |
|
|
|
| В гостях у И.А.Крылова. «Волк и ягненок», «Волк на псарне» |
|
|
|
Тема 5. Русская литература 19 века (26 часов). | ||||
| Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза. |
|
|
|
| Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину», «Во глубине сибирских руд», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. |
|
|
|
| «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. |
|
|
|
| О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства Дубровский -старший и Троекуров. Отец и сын. |
|
|
|
| Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. |
|
|
|
| Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. |
|
|
|
| Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши.Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского. |
|
|
|
| А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка» |
|
|
|
| Детство и юность M.Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора. |
|
|
|
| Стихотворения «Утёс», «Листок», «На севере диком стоит одиноко». Особенности выражения чувства одиночества в лирике Лермонтова. |
|
|
|
| «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. Трёхсложные размеры стиха. |
|
|
|
| И.С.Тургенев. «Бежин луг» вчера и сегодня. |
|
|
|
| Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» |
|
|
|
| Литературный портрет поэта Ф.И.Тютчева. Стихотворения «Есть в осени первоначальной.», «С поляны коршун поднялся.», «Фонтан». |
|
|
|
| Стихотворения А.А. Фета о природе «Я пришел к тебе с приветом.», «Учись у них—у дуба, у берёзы.». |
|
|
|
| Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение “Железная дорога”. |
|
|
|
| “Железная дорога”. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа. |
|
|
|
| Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ “Левша”. Анализ “Сказа…” |
|
|
|
| Сказ “Левша”. Анализ “Сказа…” |
|
|
|
| “Портрет” Левши. |
|
|
|
| Встреча с А. П. Чеховым – писателем и человеком. Анализ рассказа “Толстый и тонкий”. |
|
|
|
| А. П. Чехов. Рассказ “Лошадиная фамилия”. |
|
|
|
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» |
|
|
|
| Поэзия 2-й половины XIXв. Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри какая мгла….» |
|
|
|
| А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…» |
|
|
|
Тема 6. Русская литература 20 века (22 часа). | ||||
| Проза конца XIX – начала XXвв. А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор» |
|
|
|
| Мечты и реальная действительность в повести А. С. Грина «Алые паруса» |
|
|
|
| Душевная чистота главных героев в повести «Алые паруса» А.С.Грина. |
|
|
|
| А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ “Неизвестный цветок”. |
|
|
|
| Вн. чт.А. П. Платонов. “Цветок на земле”. |
|
|
|
| Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» |
|
|
|
| Поэзия 2-й половины ХХ в. Д.С.Самойлов. Лирика о войне. «Сороковые» |
|
|
|
| Военная тема в русской литературе.В. П. Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). |
|
|
|
| В. П. Астафьев. “Конь с розовой гривой”. |
|
|
|
| В. П. Астафьев. “Конь с розовой гривой”. |
|
|
|
| “Весело и интересно проведенный день” (нравственные проблемы рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”). |
|
|
|
| Проза о детях Изображение трудностей послевоенного времени в рассказе В. Г. Распутина “Уроки французского”. Форма и содержание литературного произведения: автор-повествователь, адресат, конфликт, художественная деталь |
|
|
|
| Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. |
|
|
|
| Нравственная проблематика произведения рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского”. |
|
|
|
| Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказе В.М.Шукшина «Срезал» |
|
|
|
| Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критики» |
|
|
|
| Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла”. Форма и содержание литературного произведения: герой-рассказчик. |
|
|
|
| Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла”. |
|
|
|
| Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном » |
|
|
|
| “В гостях у поэта” С. Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная.», «Нивы сжаты, рощи голы.», «Мелколесье», «Пороша». |
|
|
|
| А. А. Ахматова . Постижение красоты мира «Перед весной бывают дни такие.», «Родная земля». |
|
|
|
| Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. «Звезда полей»
|
|
|
|
Тема 7. Литература народов России (2 часа). | ||||
| Литература народов России Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своему родному краю и к малой родине. |
|
|
|
| Тема бессмертия народа в поэзии К.Кулиева. |
|
|
|
Тема 8. Зарубежная литература (9 часов). | ||||
| Миф и фольклор. Мифы Древней Греции. Двенадцать подвигов Геракла.“ |
|
|
|
| «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». |
|
|
|
| Гомер. «Илиада» - героический эпос. |
|
|
|
| Гомер «Одиссея»(фрагмент «Одиссей у Циклопа») |
|
|
|
| Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. “Легенда об Арионе”. |
|
|
|
| Мигель Де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». |
|
|
|
| Ф. Шиллер. Баллада “Перчатка”. Идея чести и человеческого достоинства в балладе. |
|
|
|
| П. Мериме. Новелла “Маттео Фальконе”. Своеобразие главного героя. |
|
|
|
| Новелла «Видение Карла XI» |
|
|
|
| А. де Сент-Экзюпери. “Маленький принц”. Нравственные проблемы произведения. Афористичность языка Экзюпери. |
|
|
|
Тема 9. Повторение изученного в 6 классе (2 часа). | ||||
| Промежуточная аттестационная работа (разноуровневый тест). |
|
|
|
| Работа над ошибками. Рекомендации к летнему чтению. |
|
|
|
Промежуточная аттестационная работа (демоверсия)
Промежуточная аттестация для учащихся, освоивших курс «Литература» 6 класса, проводится в виде разноуровневого теста.
Прочитайте, приведённое ниже стихотворение и выполните задания.
И. И. Пущину Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
При выполнении заданий запишите ваш ответ в бланк ответов. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите разборчиво.
А1. Назовите автора этого стихотворения.
А2. Каким размером написано стихотворение?
А3. Какие слова подчёркивают печальное настроение поэта?
А4. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («Мой первый друг, мой друг бесценный!»)
А5. Какие рифмы используются в стихотворении?
С1. На этот вопрос дайте связный ответ в объёме 5 – 10 предложений.
Как композиционно связываются судьбы поэта и Пущина, как сменяется грустное настроение радостной встречей друзей?
Критерии оценивания промежуточной аттестационной работы
Каждое задание части А оценивается в 1 балл,
Задание части С оценивается в 5 баллов.
Часть С максимально 5 баллов
Оценка «5» ставится за сочинение:
- Глубоко аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна-две неточности в содержании.
Оценка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от неё; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускается две-три неточности: в содержании, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Оценка «3»ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Оценка «2»за сочинение, которое:
-не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на содержание материала.
- характеризуется расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых ошибок.
Итого: 10 баллов:
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5
«2» - 4 и меньше баллов
Перечень литературы
Литература для учителя:
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций //В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин . – Москва , « Просвещение», 2015 г.
Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М: «Вако», 2006
Курдюмова Т.Ф. Тесты по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Литература для учащихся:
«Литература» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций //В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин . – Москва , « Просвещение», 2015 г.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение? СПб.: Просвещение, 2006.
Электронные ресурсы:
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернет
электронные книги(А.П.Чехов. Рассказы, сказки А.С.Пушкина. Стихи А.С.Пушкина)