МБОУ СОШ №116 Сиражева А.Н.
Путешествие в страну сказок
Цель:
- приобщить к овладению общечеловеческими ценностями через знакомство со сказками
Задачи:
- расширение и углубление представлений и понятий о сказке как литературном жанре
- овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказках
- развитие индивидуальности личности, ее творческой активности, самостоятельности, критичности мышления
- развитие читательского интереса
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. Алексей Николаевич Толстой
Я хочу поведать Вам историю возникновения сказки, её происхождения.
Почему я выбрал для себя эту тему? Да потому что сказки любят в любом возрасте, они всегда интересны и поучительны. Говорить о сказках можно много, а если рассматривать их по отдельности, то это вообще безграничная тема.
Сегодня я хочу побывать исследователем и на своей волшебной лодке отправиться в путешествие по миру сказок.
Итак, вперёд!
- Сказка – это вымышленная история, которая обычно представляет фольклорных героев (таких как фей, гоблинов, эльфов, троллей, ведьм, великанов и говорящих животных) и волшебство и предполагающая неправдоподобную последовательность событий.
СКАЗКИ
народные
авторские
Основная мысль:
Борьба добра со злом.
Борьба ума с глупостью.
Борьба справедливости с подлостью.
Деление сказок:
- сказки о животных,
- сказки со следами мифологии,
- сказки бытовые.
Деление сказок:
Это сказка, в которой в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.
СКАЗКИ СО СЛЕДАМИ МИФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Сказки со следами мифических представлений это те, в которых изображается борьба светлого божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи с анимистической точки зрения.
В сказках с мифическим содержанием главными представителями темных сил являются:
- Баба-яга
- Кащей-бессмертный.
Баба-яга
Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, как людоедка, или, чаще, как помощница герою. Баба-яга костяная нога живет на севере среди свирепых морозов; она смугла, глаза ее, как уголья; когда она несется, земля трясется; едет она на железной ступе, которую она погоняет железным толкачем, помелом след заметает.
Кащей-бессмертный.
Кащей-бессмертный - образ чудовища, похищающего красавицу. Герой сказки пытается освободить ее и часто гибнет. Иногда с помощью самой красавицы герою удается узнать, как можно погубить Кащея-бессмертного; оказывается, на море-океане находится остров, на острове растет дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке находится заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце заключается смерть Кащея.
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. Они делятся на два разряда: к первому принадлежат сказки, в которых есть следы мифических или вообще древних воззрений; ко второму относятся сказки, в которых есть следы христианских воззрений и которые по своему происхождению относятся к более поздней эпохе. Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде, и т.д.
Фольклорная сказка
Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой.
Специфика фольклорной сказки:
- Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы; «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
- «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
- Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами: Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»; Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.; Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»; Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»; Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
- Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами: Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»; Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;
- Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;
- Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;
- Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;
- Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;
- Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
- Сказка о животных
- Волшебная сказка
- Новеллистическая сказка
- Анекдотическая сказка
- Небылица
- Мифологическая сказка
- Классическая сказка
- Кумулятивная сказка
- Бытовая сказка
- Детская сказка
ГЕРОИ
отрицательные
положительные
Наши любимые герои:
Вывод:
- Вот и подходит к концу моё путешествие по сказкам. Делая эту презентацию я ещё раз убедился в том, что наш народ и его сказки будут жить вечно, они всегда будут нести добро и мудрость , передавая их из поколения в поколение.
- И в завершении своей презентации представляю вашему вниманию небольшой фильм. Приятного просмотра!!!