Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
Проект в средней группе
«Волшебная пуговица»
Выполнила: Машкалева Мария Алексеевна
- Сыктывкар -
2017
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.
Э.М. Ремарк
Проблема:
Оторвалась у мальчишки пуговка
с рубашки и укатилась в неведомую даль заплакал малыш, загоревал:
- Мама будет ругаться.
- Не плачь, малыш. Мама дома найдет такую же пуговку и пришьет тебе на место.
- А где она найдет такую же? Разве такие же бывают?
- Конечно бывают. Дома у мамы в шкатулке, я уверена, много одинаковых пуговок.
- А откуда у нее много одинаковых пуговок? Откуда она их берет?
И тут я поняла, что дети в окружающем их мире еще много чего не знают.
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Так появилась на свет идея проекта «Волшебная пуговица».
Актуальность
Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.
Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”
Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование , игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.
Мы с вами остановимся на пуговицах.
Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.
Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности
А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.
И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Тип проекта: исследовательско– творческий
Предмет исследования: пуговицы
Продолжительность: краткосрочный (01.09.2017 – 10.09.2017)
По количеству участников: групповой
Цель проекта: привлечь родителей и детей к совместному, продуктивному творчеству из бросового материала.
Задачи:
Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире
Развивать воображение детей и родителей, творчество, интерес к коллекционированию; развивать мелкую моторику кистей рук, познавательную активность, фантазию, коммуникативные навыки.
Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.
Подготовительный этап проекта:
Информационный лист для родителей о начале проекта;
Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта;
Подбор иллюстративного, художественного, видео материала.
Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
Изготовление родителями массажных ковриков для профилактики плоскостопия
Основной этап
10.1 Работа с детьми
НОД | Познание Ах, эта пуговица (см. прил. 2) Конструирование Сан Саныч и Дим Димыч (коллективная работа)(см. прил. 1) Творчество (рисование)Волшебные пуговицы(см. прил 3) Коммуникация Сказка с пуговицей (см. прил. 4) |
Игровая деятельность | Подвижная игра Пуговка не убегай (см. прил. 6) Развивающие Пуговичная страничка (см. прил. 7) Дидактическая Покормиживотных (см. прил. 8) Малоподвижная Рыбалка (см.прил.9) Сюжетная Ателье (см.прил.10) |
Совместная деятельность |
|
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|
10.Работа с родителями
Изготовление поделок из пуговиц
Изготовление массажных ковриков
Сбор иллюстративного материала
Сбор печатного материала по теме
Заключительный этап – трансляция проекта
Фотовыставка режимных моментов в ходе проведения проекта.
Смотр массажных ковриков.
Выставка поделок совместной деятельности родителей и детей.
Создание коллекций пуговиц.
Ожидаемый результат
Повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики кистей руктворческого процесса в детском саду
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников
Перспективы проекта
Создание настенного панно из пуговиц
Расширение представлений детей об использовании бросового материала
Список использованной литературы:
Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.
Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.
Музей в детском саду / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011.
Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.
http://zaychikcom.ucoz.ru/load/pugovicy_v_rabote_psikhologa/1-1-0-89
http://doy4.ucoz.ru/publ/1
Приложение 1
Конспект НОД по конструированию «Бусы из пуговиц» (коллективная работа) средняя группа
Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, воспитывать доброжелательность, формировать умение медленно передвигаться, повторять движения взрослого (не разрывая цепь).
Материал: коробка с пуговицами разного цвета и размера, листы бумаги с изображением Нюши.
Предварительная работа: рассматривание бус, рисунков с изображением бус и пуговиц.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу игрушку Нюшу и коробочку.
В. : - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?
Д. : - Нюша.
В. : - Нюша такая грустная. Как вы думаете, почему?
Предположения детей.
В. : - Оказывается, шла Нюша в детский сад и увидела на земле вот эту коробочку. А в ней кто-то плачет. Взяла Нюша коробочку и принесла к нам в группу. Посмотрим, кто плачет в коробочке?
Д. : - Да!
Воспитатель открывает коробку, в ней лежат пуговицы.
В. : - Дети, что это?
Д. : - Пуговицы.
В. : - Что же вы, пуговицы, плачете? Ой, они говорят, что их бросили, что они старые и никому не нужны.
В. : - Ребята, расскажите, что можно делать с пуговицами?
Д. : - Их можно пришивать, застёгивать.
В. : - Правильно. А поиграть с пуговицами хотите? Давайте сделаем из пуговиц бусы для Нюши.
Воспитатель раздаёт пуговицы детям, объясняет, что нужно прикладывать пуговку к пуговке полукругом.
Дети выкладывают бусы из пуговиц на листе бумаги с изображением Нюши.
В. : - Нюшенька, тебе понравились бусы, которые сделали ребята для тебя?
Н. : - Какие красивые бусы получились у ребят! Мне все очень-очень понравились!
В. : - Ребята, Нюша улыбается, да и пуговички развеселились! А чтобы тебе, Нюша, стало ещё веселее, мы с ребятами поиграем в игру. Сейчас представьте, что вы не детки, а бусинки.
Проводится игра малой подвижности «Бусинки».
Нюша благодарит детей и прощается.
Приложение 2
Конспект НОД по окружающему миру
Познание средняя группа
«Ах, эта пуговица!»
Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц.
Задачи:
Показать детям пуговицы различных размеров, цветов, формы, фактуры, вызвать интерес к исследованию пуговиц.
Развивать коммуникативные навыки, мышление, воображение
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи другим
Материалы: иллюстрации с изображением пуговиц, кукла мальчика, мешочек с пуговицами, коробки с разложенными по видам пуговицами.
Ход занятия:
- Дети, а к нам сегодня на занятие придет гость. Интересно вам узнать, кто же это пришел к нам в гости сегодня?
- Да. Интересно.
Воспитатель приносит куклу из раздевалки
- Познакомьтесь дети, это мальчик и зовут его Никита. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
- А вам наверно интересно узнать, как Никита попал к нам в гости?
Ответы детей
- Никита гулял на улице и потерял пуговку со своей рубашки. И по секрету мне сказал, что боится идти домой, потому что мама его будет ругать за оторванную пуговицу. Детишки, может поможем Никите найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в группе.
Ответы детей
- Тогда давайте посмотрим на рубашечку Никиты и определим, какая же у него должна быть пуговица. Ведь она должна быть точь вточь такая же, как и оставшиеся на рубашке.
- Какого цвета пуговицы у Никиты на рубашке?
Ответы детей
- А из чего они сделаны?
Ответы детей
- А размер пуговиц какой? Большой и маленький?
Ответы детей.
- Вот тут у меня есть волшебный мешочек, давайте посмотрим что же в нем лежит, вдруг он нам сможет помочь.
Воспитатель открывает мешочек и высыпает на тарелку пуговицы.
- Ой, посмотрите дети, как много пуговиц дал нам волшебный мешочек, как же нам узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету, затем пуговицы подходящие по размеру. Ой! Посмотрите, вот же наша пуговица лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Никите и пусть он ее отнесет своей маме, что бы она, что сделала с пуговицей?
Ответы детей
- Правильно. Пришила на место. Давайте попрощаемся с Никитой.
Дети прощаются с Никитой, воспитатель уносит куклу.
Приложение 4
Конспект НОД
коммуникация средняя группа.
Сказка с пуговицей.
Цель: познакомить детей с новой сказкой
Задачи:
Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки осмысливать характеры и поступки персонажей; отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки
Развивать чувство юмора, речь, активировать словарный запас детей.
Воспитывать усидчивость, доброе отношение к сказкам.
Материал: книга со сказкой, иллюстрации к сказке
Предварительная работа: работа в музее пуговиц, рассматривание поделок из пуговиц, листы бумаги ½ формата А4, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадки, которые я вам сейчас загадаю.
Маленького роста я, Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.Ног нет, а ходит,
есть ухо, а не слышит.Один глаз, один рог, а не носорог.
Сама прямая, а глаз косой.
(Швейная игла)
- Вы такие молодцы, все загадки угадали. А теперь послушайте, пожалуйста, сказку про пуговицу
Чтение сказка (см. приложение 5 )
- Вам понравилась сказка?
Ответы детей
- Кто главные герои сказки?
- А почему пуговица боялась иголки?
- Куда попала пуговка, когда убегала из дома?
- С кем сравнивала пуговицу молния?
- Молодцы, на все вопросы ответили! Этому замечательному предмету – пуговице поэт Роман Сеф посвятил свои стихи:
Висит, скучает пуговка – спокойно ей живется.
Не замечают пуговки, пока не оторвется.
- А теперь я хочу с вами поиграть
Я прошу хлопнуть в ладоши тех из вас, у кого на одежде есть пуговицы.
Хлопают те, у кого есть на одежде разноцветные пуговицы.
Хлопают те, у кого есть на одежде белые пуговицы.
Хлопают те, у кого оторвалась хоть одна пуговка.
Хлопают те, кто сам умеет пришивать пуговицы.
- А теперь давайте нарисуем пуговицу и пошлем ей наши рисунки, что бы она больше не боялась иголки.
Дети рисуют, после занятия работы выставляются на стенд.
Приложение 5
Имант Зиедонис
Сказка с пуговицей.
Пуговица и Шпилька сидели в кафе.
Пуговица была молоденькая, а Шпилька повидала немало и была в жизни немного разочарована, потому что никогда не могла отличить настоящие волосы от искусственных.
- Главное, - говорила Шпилька, - берегись, чтоб тебя не пришили.
Пуговица слушала разинув рот.
- Всякие иголочки теперь водятся, - продолжала Шпилька. - И ниточки. Пришьют за милую душу.
Пуговица напугалась. Кое-как допив кофе, она бросилась бежать и дома сразу спряталась под кровать. А под кроватью Шило валялось, которое, как ни крути, было похоже на иголку.
- Как жизнь, Пуга? - приветливо сказало Шило.
- Нормально, - ответила Пуговица, вскочила в ужасе на стол и бросилась в кисель. В киселе было как-то спокойней.
Вылезши из киселя, Пуговица отряхнулась. Шило пока не пришивало. Зато неподалёку Пуговица увидела Вилку. Лежит, не шевелится! Но уж если тебя пришьют вилкой! Вот ужас-то!
Содрогаясь, Пуговица выскочила на улицу. А на улице - ёж! Вот где иголочки!
Пуговица побежала по тротуару, вдруг видит - телевизионная башня! Игла! Ужас! Ужас! Если такая пришьёт - о-го-го!
Пуговица прыгнула вправо-влево - и упала в грязь. Пока вылезла - все дырки грязью позабивала. Побежала домой, к киселю поближе. С ним как-то спокойней. Уж кисель никогда не пришьёт, разве немного замочит.
Вдруг видит Пуговица: на углу автомат с газировкой.
У автомата Молния стоит. Не та, что в небе гремит, а та, на которую куртки застёгивают.
Молния пить хотела, а трёхкопеечной монеты у неё не было.
- Эй, Кружочек! - крикнула она Пуговице. - Иди-ка сюда, я тебя в автомат брошу, пить охота.
- Я не Кружочек. Я - Пуговица.
- А где ж твои дырки? Как Пуговица ты не проходишь. Глянь в зеркало.
Пуговица глянула - и верно: все дырки забились грязью.
- Ты, наверное, Вилка, - смеялась Молния, блистая медным зубом, - или Ложка? А может, ты - Самолёт?
- Я - Пуговица.
- Корова ты! - грубо сказала Молния и толкнула Пуговицу плечом.
Стал собираться народ.
И тут откуда ни возьмись - Иголка.
- Иди-ка сюда, - поманила она Пуговицу пальцем. - Пойдём-ка к Нитке.
Пуговица совсем растерялась, и Иголка отвела её к Нитке.
Нитка сурово глянула на Пуговицу:
- Ты где пропадала?
- Да я так...
- Служила?
- Да нет, я с киселём...
- Ах ты была свободна, - сказала Нитка и прочистила Пуговице иголкой один глазок. - Это хорошо. - И она прочистила другой глазок. - Хорошо быть свободным. - И она прочистила третий. - Но в киселе нет счастья, надо делом заниматься. - И она прочистила Пуговице последнюю дырку и тут же иголочкой её и пришила.
Пуговица огляделась. Рядом с ней были пришиты и другие пуговицы, которые всё время застёгивались. Всё вокруг было застёгнуто.
Даже небо. Днём застёгнуто оно на Солнечную пуговицу, ночью - на Лунную.
А там далеко-далеко, в глубине небесного свода, всегда мерцают над нами звёздные пуговички. Они держат на себе огромные миры, чтоб те не рассеялись в пространстве.
Приложение 6
Подвижная игра «Пуговка не убегай»
Цель: развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами.
Дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка» - ребенок, который стоит в центре круга.
Дети начинают ходить по кругу со словами
Пуговка, ты пуговка
Маленькие ножки
Захотела убежать
По прямой дорожке
Мы тебя сейчас поймаем
И на место пришиваем
По сигналу воспитателя дети останавливаются и делают «воротики» из рук. «Пуговка» бегает через «воротики» забегая в круг и выбегая из него. По сигналу воспитателя «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Если успела выбежать, значит «убежала».
Приложение 7
Волшебный мешочек.
Возьмите небольшой мешочек, насыпьте в него пуговицы разного размера, формы и фактуры. Пусть ребенок опускает руку в мешочек и достает оттуда по одной пуговице. Перед тем, как он ее вытащит, пусть расскажет какой она форы, с хвостиком или без, большая или маленькая и т.д.
Браслет.
Для браслета вам понадобятся нитки и пуговицы. Нанижите на нитку побольше пуговиц, получится что-то наподобие чёток. Пусть малыш трогает браслет, перебирает пальчиками пуговицы. А маленьким модницам наверняка понравятся такие украшения.
Счеты.
Привяжите нитку с продетыми на нее пуговицами между ножками стульев. Получатся отличные счеты.
Угадай-ка.
Возьмите одну пуговицу, покажите ее ребенку, а потом зажмите её в своей ладошке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть малыш угадает, в какой руке спрятана пуговка.
Забавная змейка.
Приготовьте пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите малышу нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно нанизывать различные предметы с отверстиями: ключи, колечки от пирамиды. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур. Так он и интересно проведет время, и будет стимулировать тактильные рецепторы.
Подборка игр
1. Положите пуговицы в баночку, коробочку. Просто разрешите малышу опустить туда ручки и трогать пуговицы, перебирать пальчиками.
2. Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.
3. Высыпьте пуговицы на пол. Предложите детям отыскать одинаковые пуговицы.
4. Перекладывайте пуговицы по одной из одной коробочки в другую. Рассматривайте каждую пуговку, при этом называйте ее размер, цвет, количество дырочек.
5. Предложите детям разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т.д.
6. Разложите с детьми пуговицы в мешочки по величине: большие – в большой мешок, маленькие – в маленький.
7. Внимательно рассмотрите все ваши пуговицы. Отыщите в вашей коллекции самую маленькую и самую большую пуговицы.
8. Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.
9. Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.
10. Нарисуйте различные цифры, пусть дети напротив каждой выложат такое же количество пуговиц.
Приложение 8
Покорми животных.
Возьмите прозрачную пластмассовую банку с крышкой или любой другой контейнер. Проделайте в банке или коробке три прорези: большую, среднюю, маленькую. Приготовьте пуговицы разного размера.
Покажите детям, как бросать большую пуговицу в больше отверстие, среднюю в среднюю и маленькую в маленькую. Что бы было детям интереснее наклейте на банку изображения животных с открытым ртом. Теперь кормите голодных зверей.
Приложение 9
Рыбалка
Высыпьте пуговицы в небольшую емкость или просто рассыпьте на полу. Предложите малышу взять любую пуговицу. Спросите у него: «Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную?» Задавайте еще вопросы:
Какого цвета твоя рыбка?
Сколько дырочек на пуговице?
Она легкая или тяжелая?
Она теплая или холодная?
А теперь вы выловите свою рыбку. Какая она? Внимательно рассмотрите другую пуговицу, сравните их.
Теперь положите ваш улов в ведерко. Предложите малышу закрыть глаза. Опустите руку в ведерко и на ощупь найдите свою рыбку. «Почему ты считаешь, что эта твоя рыбка? Она маленькая и круглая?»
С помощью такой игры ребенок знакомится с различными свойствами предметов, изучает величину, размер, цвет. Игра способствует развитию мелкой моторики ребенка. Постепенно можно усложнять игру, добавляя все больше рыбок в море.
Аквариум
Налейте воды в тарелку или тазик с водой. Скажите ребенку: «Мы с тобой были на рыбалке и поймали две рыбки. Вот они, мы принесли их домой. А дома у нас есть аквариум. Давай пустим наших рыбок в него». Положите «рыбок» в аквариум. Возьмите еще три пуговицы и тоже положите их в воду. Скажите, что в вашем аквариуме уже живут три рыбки. «Вот сколько у нас рыбок получилось! Ты запомнил свою рыбку? А теперь опусти ручку в аквариум и найди ее. Нашел? Молодец! А теперь мою».
Особенность этой игры – взаимодействие с водой. Ведь всем известно, что вода снимает напряжение. Дети очень любят играть с водой. Здесь они получают необычные ощущения, что обогащает арсенал ощущений малыша.
Приложение 10
Цель игры:
Научить детей отражать в игре “Ателье” специфику разных профессий: приемщик, закройщик, швея, гладильщик.
Программное содержание:
Учить детей отражать в игре знания, полученные в различных видах деятельности.
Формировать умение различать назначение разных профессий.
Выполнять действия в соответствии с выбранной ролью.
Воспитывать интерес к труду взрослых.
Предварительная работа:
Посещение ателье, рассматривание альбома с видами тканей; чтение произведений о труде работников ателье.
Подготовка к занятию:
Оформление групповой комнаты, стендов.
Атрибуты для игры: подготовка тканей, выкроек, швейных машин, утюги, гладильные доски, подборка журналов мод.
Ход игры
– Дети, в какие сюжетно-ролевые игры вы умеете играть
– Ответы детей:
В “парикмахерскую”
В “магазин”
В “больницу”
В “семью”
“Моряки”, “Автобус”
– Дети, а хотели бы вы сегодня поиграть в сюжетно-ролевую игру “Ателье”
– Ответы детей:
– Посмотрите, дети, это салон-ателье “Малыш”. В нем работает несколько цехов:
Цех раскроя ткани.
Пошивочный цех.
Гладильный цех.
Цех выдачи готового изделия.
Образцы тканей для пошива одежды можно будет выбрать в нашем ателье у приемщицы заказов.
– Я буду администратором ателье и буду руководить работой всех цехов.
– Дети, подумайте: кем бы вы хотели работать в нашем ателье.
– Я буду приемщицей заказов.
– Я буду делать заказ для своей дочки.
– Ты будешь заказчиком.
– Я буду работать в цехе раскроя ткани.
– Я буду закройщицей.
– Я буду пришивать пуговицы.
– Что ты, Алеша, будешь делать?
– Я буду гладить готовые изделия.
– Я тоже хочу работать в гладильном цехе.
– Я хочу заказать сшить для своей дочери красивое платье.
– Значит ты заказчица.
– Я буду работать в пошивочном цехе.
– Что ты будешь делать, Аня?
– Я буду шить одежду для кукол.
– Я буду швеей.
– Я буду работать в цехе раскроя ткани.
– Что ты будешь делать, Катя?
– Я буду кроить ткань.
– Я хочу сделать заказ для своей дочери.
– Ты, Андрей, будешь заказчиком.
– Я хочу работать в цехе выдачи готового платья.
– Что ты будешь делать, Лера?
– Я буду выдавать готовые изделия.
– Дети займите свои рабочие места в соответствии с выбранной ролью.
Во время игры воспитатель руководит, направляет работу цехов; дети выполняют действия в соответствии с выбранной ролью.
Дети, сделавшие заказ, посещают кафетерий:
– Уважаемые заказчики, вы можете получить свои заказы в цехе готового изделия.
Дети получают свои заказы в цехе готового изделия.
– Дети, вы все постарались. Посмотрите какими красивыми стали наши куклы.
– Сегодня рабочий день в нашем ателье закончен.
Наводите порядок на своих рабочих местах.
– Дети приглашаю вас пройти в демонстративный зал на просмотр мод весенне-летнего сезона 2011 года.
Дети садятся на стул с 2-х сторон от подиума.
ДЕМОНСТРАЦИЯ МОД .
– В следующий раз мы в нашем ателье будем шить одежду для весенне-летнего сезона.
Приложение 11
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»
К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
Н. Брагина
Юра пуговки пришил.
Он потратил много сил.
Пуговицы-кнопочки
из маминой коробочки.
На рубашке – ровный ряд.
-Мама, принимай парад!
-Молодчина, мальчик мой!
Но качает головой:
-У одной – не тот мундир…
-Мама, это командир!
В.Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Е. Менжинская
Испугались пуговки,
Растерялись,
Раскатились по углам,
Разбежались.
Спрашиваю громко:
- Почему сбежали?
Шепчут: - «У иголки
Носик словно жало!
Тонкая, колючая,
Испугались очень мы…»
Собираю пуговки
Я в ладошку.
Говорю испуганным:
- Ах, вы, крошки!
Успокойтесь,
Я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку
Не уколю!
И. Александрова
Я в тоске. С моей рубахи
Пуговицы мчатся в страхе.
Лишь пришью, они опять
Оторвутся и бежать.
Разрешенья не спросив,
Отправляются в отрыв.
Не пойму, какого страха
Нагнала на них рубаха?
С. Видерхольд
Вчера мимо окон шел важный прохожий,
Был он высокий и очень пригожий.
Пальто на нем было из серого драпа.
«Практичная вещь!» заметил мой папа.
Но только престранным был пуговиц ряд:
Я насчитал сорок восемь подряд!
Мне интересно, за сколько минут
Может прохожий их все застегнуть?
В. Юрков
В пыли лежала пуговка,
поблёскивала матово.
Четыре круглых дырочки.
Печальный серый цвет.
И воробей взъерошенный
скакал, круги наматывал.
На пуговку пропащую
желающего нет.
А может, эта пуговка
жила на кукле тряпочной;
блестел у куклы тряпочной
весёлый серый глаз.
Они расстались вследствие
истории загадочной.
И друг от друга, бедные,
оторваны сейчас!
Денёк чудесный солнечный
звенел ручьями вешними.
Стоптали ноги в поисках
подружки и родня.
А здесь моргала пуговичка
дырочками верхними
и в такт сопела жалостливо
нижними двумя.
Не бросьте сиротинушку
на тротуарной плиточке!
Вот вы возьмите, дедушка
с авоською в руке!
Глаза прикроет пуговка
ресницами из ниточки
и будет спать-посапывать
на вашем пиджаке.
Как же могла случиться
Такая большая беда?
Оторвалась пуговица.
Раз и навсегда…
Она покатилась по улице,
А там так много людей…
Искали её до вечера,
Но не нашли нигде.
Пропала моя пуговица,
Мой верный надёжный друг.
Ноги в штанинах путаются…
Придётся ходить без брюк.
Приложение 12
Загадки и пословицы про пуговицу
Маленький, горбатенький в переулочке завяз
(Пуговицы в петельке)
Мышки из норки выглядывают.
(Пуговицы)
Толстая Алёнка
Прыгнула в воронку,
Сомкнулась воронка,
Завязла Алёнка.
(Пуговица в петле)
Большая голова,
Да узок ворот.
(Пуговица в петле)
Пуговички золочёные, а три дня не евши.
Умная умница — что светлая пуговица.
Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
На чужой рот не пуговицу нашить.
С солдата не пуговку сорвёшь.
Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка!
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.
Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература. – 2008. - 86 с.
Лучшие произведения для детей. 250 золотых страниц. – М.; «Олма-пресс образование»., 2002. – 256 с.
http://detsad-kitty.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Кто изобрел пуговицу или откуда появились пуговицы?
Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.
Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.
Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.
Простейшая пуговица представляет собой диск с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий также может варьироваться.
История пуговиц
Древние люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своей одежды или использовали специальные завязки, шнуровку и булавки из шипов растений, кости и других материалов. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе Кот-Диджи Индской (до-хараппской) цивилизации (ок. 2800—2600 до н. э.). Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н. э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.
Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры.[1] Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Ян МакНил считает, что «эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.»[2]
Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены в Гобекли Тепе на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н. э.[3] Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке.[4] Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды.
В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.
Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе.
Исторически сложилось так, что пуговицы и застёжки на женской одежде обычно расположены с левой стороны. На этот счёт существует несколько версий — основная гласит, что во времена внедрения пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно, а женщинам приходилось помогать одеваться — потому пуговицы на женской одежде стали пришивать иначе — сподручнее.
Функции пуговиц
Можно выделить четыре основных функции пуговицы:
утилитарная (застежка);
декоративная (украшение);
магическая (оберег или талисман);
информативная (опознавательный знак).
Декоративная функция
Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.
В современной мужской одежде декоративную функцию играет запонка.
До XIX века около 70 % пуговиц шло на мужскую одежду.
Магическая функция
Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица — это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции.
Информативная функция
Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск (сил) и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)
— Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.
Н. В. Гоголь. «Нос».
Материал изготовления
Пуговицы изготавливались (и изготавливаются) из самых разнообразных материалов: металла, стекла, дерева, янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора, эбонита и т. д.
С 1930-х годов широкое распространение получили пластмассовые пуговицы.
Разновидности пуговиц
Пуговица со сквозными отверстиями — обычная пуговица, на которой располагается 2, 3 или 4 отверстия, необходимые для прохода шва. К примеру, отличительной чертой мужских рубашек фирмы VanLaack являются перламутровые пуговицы с тремя отверстиями
Канадка двухщелевая
Пуговица с ушком — на задней стороне пуговицы располагается выступ с единственным отверстием, за которое пуговица и пришивается к одежде.
Джинсовые пуговицы — не пришиваются к одежде, а прикрепляются с помощью заклёпки.
Обыкновенная пуговица
А.П. ВАСИЛЕВИЧ, доктор филологических наук,
С.С. МИЩЕНКО /«Энергия» 2005, № 9. С. 60-65./ (материал c сайта www.courier.com.ru)
Пуговица. Что в этом привычном, обыденном предмете может быть интересного? «Ясно, как пуговица» находим мы в словаре сравнений. Сложно и представить себе времена, когда ее не было. И все же неизменный интерес она вызывала всегда, и нынешние времена — не исключение. Достаточно упомянуть прошедшую недавно выставку пуговиц в Оружейной Палате Кремля и сравнительно влиятельное направление в коллекционировании.
Что же интересного можно узнать, обратившись к обыкновенной пуговице?
Начнем с ее возраста. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. Изредка встречаются пуговицы и в античных раскопках, подчас очень красивые: из терракоты, позолоченные и т.д. Воины Древнего Рима широко использовали пуговицы в своей аскетической одежде. Предки нашей русской пуговицы известны по материалам археологических раскопок и датируются VI в.
И все-таки эти предметы, как бы ни были они похожи на пуговицы, не функционировали в качестве таковых, поскольку далеко не всегда предназначались для застегивания одежды. Древнее одеяние было скроено таким образом, что не предполагало застегивания вообще. Вместо него имело место закапывание на булавку, фибулу. Для чего же служили найденные археологами предметы, которые мы воспринимаем как пуговицы?
Если суммировать идеи ученых разных областей знаний — историков, этнографов и др., то можно выделить четыре основных функции пуговицы:
утилитарная (пуговица как застежка);
декоративно-эстетическая (пуговица как украшение);
магическая (пуговица — оберег или талисман);
семиотическая или информативная (пуговица как опознавательный знак) .
Семиотическая функция исторически появилась значительно позже других и не может сравниться с ними по своей значимости. В этой своей функции пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе лиц, объединенных профессией, статусом и т.д. (ср. служебные мундиры, ливреи и т.п.). Сейчас пуговицы все шире привлекаются в качестве дополнительного средства создания корпоративного имиджа, однако не надо думать, что эта функция свойственна только нашему времени. В XVIII-XIX вв. лакеи в родовитых семьях имели пуговицы с соответствующим гербом или короной; швейцары банков — пуговицы с произвольным рисунком, но обязательно с названием или аббревиатурой самого банка; чиновники Министерства иностранных дел носили на мундирах плоские пуговицы с изображением двуглавого орла, держащего в лапах оливковую ветвь.
В настоящее время мы воспринимаем пуговицу, прежде всего, как выполняющую функцию утилитарную. Так же воспринималась она еще в XIX в., поскольку В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (М., 1981) дает определение, не имеющее даже намека на остальные три функции: пуговица — кружок или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде для застежки на петлю. Однако и вторая из перечисленных выше функций всегда являлась весьма важной, поэтому до сих пор неясно, какая из этих двух функций определяла изначальное назначение пуговицы.
С одной стороны, пуговицы, найденные в различных раскопках, явно служили застежками. Так, униформа греческих воинов застегивалась спереди ремнями на несколько металлических пуговиц с «ножками». По некоторым данным лишь в XIV веке появляется на одежде то, без чего не бывает пуговицы в ее сегодняшней функции, — петля. Кто по достоинству оценил связку пуговица-петля, так это мастера по изготовлению брони — ведь благодаря ей можно было надежно смыкать полы рыцарского панциря. В каком порядке заходят эти полы друг на друга, имело важное значение. Воин приближался к врагу, двигаясь вперед левым плечом, которое было защищено щитом. Важно было, чтобы левая пола заходила выше правой, чтобы вражеский меч не скользнул в зазор между ними. Так зародился мужской стиль, существующий по сей день.
С другой стороны, среди археологических находок древнегреческого искусства с IV в. до н.э. по I в. н.э. попадаются пуговицы из золота, что говорит, прежде всего, об их декоративном значении. В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определенное число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее. На тигилеях Ивана IV, например, имелось: на одном — 48, на другом — 68 золотых пуговиц. Характерно также наличие украшений у самих пуговиц (в виде кисточек).
В Европе того времени при описании одежды богатых людей пуговицы фигурировали, так сказать, отдельной строкой: они делались из золота, серебра, кораллов, янтаря, жемчуга. В летописи XV в. упоминаются четыре туники, переданные вдове одного вельможи, который был •казнен герцогом Миланским. Каждая туника имела от 40 до 126 золотых пуговиц. Вообще количество пуговиц далеко превышало практические нужды. Например, в 1757г. английский герцог Бедфорд заплатил пять фунтов (месячный доход зажиточного ремесленника) за мундир со ста пуговицами.
Обращали внимание и на петли: их украшали серебряным орнаментом, превращая в дополнительное средство украшения. Известно о возбуждении судебного иска одного итальянского адвоката против некоей дамы, на платье которой оказалось значительно больше пуговиц, чем было дозволительно. Даме, однако, удалось выиграть дело в суде, доказав, что у большинства ее пуговиц не было ни петель, ни других приспособлений для застегивания, и потому их нельзя было считать собственно пуговицами. Известен факт, когда стоимость шубы в два с половиной раза уступала стоимости помещенных на ней пуговиц.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) пуговица оставалась важной декоративной деталью мужской одежды. В это время сюртук с большим числом пуговиц был наиболее ходовым видом одежды. Чаще всего это был длинный, до середины икр, пиджак, имеющий квадратные полы спереди и сзади, а пуговицы из драгоценных металлов тянулись в два ряда сверху до колен. Петли имели чисто декоративное значение, не используясь по назначению. Особым шиком считалось вообще не иметь петель; исключение делалось для одной-двух петель у воротника — в качестве петлиц для украшения.
В 1767 г. некто МетьюБултон открыл в лондонском квартале Сохо торговлю пуговицами, имитировавшими драгоценные, но в действительности сделанными из заменителя. Этот простейший прием разом подорвал сакральное отношение к данному элементу одежды. Вскоре в Бирмингеме заработала фабрика по производству дешевых стальных пуговиц, а в 1807 г. датчанин БертельСандерс изобрел пуговицу, состоящую из двух отдельных дисков. Сразу появились легкие, с льняным покрытием пуговицы для нижнего белья. В XIX в, самым ходовым материалом сделалось коровье копыто и древесина растения корозо. Несмотря на кажущуюся девальвацию, пуговица, тем не менее, продолжала в народе ассоциироваться с начальством. «И за светлой пуговицей совесть живет», — говорили русские крестьяне о добром барине.
В современном обществе мужская пуговица уже не может, конечно, служить символом какой бы то ни было торжественности. Эту функцию за нее выполняет запонка.
Интересно, что вплоть до XIX в. пуговица оставалась привилегией мужчин. Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду. И только к середине века вместе с HauteCouture во Францию пришло осознание того, что пуговица в женском платье может быть не только функциональной, но и декоративной. Немедленно последовал взрыв. Как метко заметил один модный журнал 1877 г., «женщин обуяло пуговичное безумие». В то время большую часть фурнитуры составляли блестящие металлические пуговицы, и бедным модницам необходимо было чуть ли не ежедневно чистить до блеска все свое изобилие пуговиц на платье. Возможно, именно это обстоятельство побудило перейти к пуговицам, обтянутым тканью, сходной или точно такой же, как на платье. Пуговицы впервые появились на ночных рубашках.
Неожиданный импульс в развитии пуговиц дала королева Виктория. Овдовев, она в 1861 г. издала особый указ о порядке похоронных процедур. В нем, в частности, говорилось о необходимости использовать в траурном платье вдов непрозрачные черные пуговицы. В трауре самой королевы в этой роли выступал натуральный агат, однако для миллионов вдов понадобились строгие черные пуговицы из стекла или обшитые черной материей. Именно на выпуске этого вида пуговиц стала специализироваться фабрика в Габлонсе (Богемия), нашедшая столь неожиданное применение своим стеклянным изделиям.
«Прародителями» пластмассовой пуговицы стали так называемые галлинитовые (gallinite) пуговицы, которые делались из уплотненного казеина — молочного коагулянта, который производился на молочных комбинатах в Аргентине, высушивался и доставлялся во Францию. После соответствующей переработки он принимал вид агата, об истинном происхождении которого обыватель не догадывался.
Родоначальником же настоящей пластмассовой пуговицы можно считать парижанку Эльзу Шиапарелли, законодательницу женской моды Парижа в 1930-е гг. В содружестве с неким Жаном Клеманом, который окончил школу искусств, и одновременно был хорошо образован в области химии. Совместными усилиями они изготовили огромное число невиданных ранее пуговиц различных форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих. Здесь были пуговицы в форме фруктов — лимонов, апельсинов, грейпфрутов, в форме фигурок балерин, ложечек, рождественных колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок. Все эти изделия носили сюрреалистический налет и предназначались для любой части костюма, где для них оставалось место — даже на шляпах. Открытый Эльзой салон MadameSchiap на Вандомской площади пользовался огромным успехом. Говорили, что модницам доставляло такое же удовольствие носить купленные там пуговицы, как самим авторам придумывать их.
Так или иначе, уникальные произведения из драгоценных камней или пуговицы, вышитые из ценнейших сортов шелка, стали соседствовать с изделиями вполне пригодными для массового производства. Последнее получало все большее распространение, во-первых, благодаря «новому мышлению» — Европа становилась все более демократичной, а во-вторых, в силу совершенно новой эпохи ношения одежды — появлению нижнего белья, в котором пуговица совсем перестала играть роль украшения и выполняла чисто утилитарную роль.
Теперь перейдем к обсуждению третьей функции пуговицы. Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. И пуговицы превращались в обереги.
Существовали разные формы оберегов — воротники, камни, бусы с магическими изображениями и т.д. Использовались и «шумящие» украшения, например, колокольчики, помещавшиеся на воротнике или на специальной цепочке. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом Tofo, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно обоснованно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в виде кулака обезьяны и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции — не что иное, как отголосок старинных магических мотивов.
Магическая природа определялась двумя способами — рисунками (узорами т.п.) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия).
Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов. Действительно, весьма частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки», украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречается символ солнца — спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы Мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля.
Заметим, что символика геометрических орнаментов уходит в глубочайшую древность и оказывается более или менее одинаковой у разных народов. Треугольник (и, соответственно, число три) символизировал: рождение, жизнь и смерть; начало, середину и конец чего-либо; детство — зрелость — старость и, наконец, триединое начало человека: духовное, телесное и душевное. Четырехугольник (число четыре) — символ сторон света, четырех стихий природы (земля, воздух, огонь, вода). Пятиконечная звезда, называемая также «печатью Соломона», считалась сильным оберегом. Священное счастливое число «пять» выступает знаком завершенности (у нас пять органов чувств, по пять пальцев на руках и ногах и т.д.). Шестиугольник, известный современникам как «звезда Давида», — знак совершенства (мир был сотворен Богом за 6 дней).
О магической функции пуговиц упоминает академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». Он цитирует онежскую былину «О Дюке Степановиче и ЧурилеПленковиче»:
А молодой боярин Дюк Степанович / Стал плеточкой по пуговкам поваживать, / Пуговкой о пуговку позванивать. / Как от пуговки было да до пуговки, / Налетели тут птицы клевучие, / Наскакали тут звери рыкучие...
Исследователи русского былинного эпоса всегда обращали внимание на эти волшебные пуговицы, пытаясь как-то истолковать их значение. Ответ на эту загадку неожиданно дали археологи: в одном из древнерусских княжеских кладов Х-Х111 вв. были обнаружены четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями тех самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Рыбаков определяет эти пуговицы как «пуговицы-заклинания»: видимо они использовались для магических действий типа вызывания духов. И память об этих волшебных пуговицах вошла в былинный фольклор и сохранялась в народе на протяжении столетий!
Вера в мистические способности пуговицы была жива в народе еще в относительно недавнее время. В 1931 г. лондонская газета SundayTime публикует статью «Пуговица убитого царя», где сообщается, что в Уфимской губернии чекистами арестован крестьянин, владевший «магической пуговицей», будто бы принадлежавшей Николаю II. Крестьянин лечил царской пуговицей всех уфимских больных. По его словам, за неделю до убийства царя в Екатеринбурге пуговица была подарена ему красноармейцем, стоявшим в карауле у дома Ипатьева. Лекарь уверял наивных башкир, что пуговица наделена чудодейственной силой; достаточно приложить ее к больному месту, чтобы вылечиться. Самое удивительное то, что башкиры действительно «выздоравливали» . По всей видимости, к верованию в оберегающую силу пуговицы восходит сохранившаяся поныне примета: если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.
Вероятно, читатель обратил внимание на то, что при обсуждении магической функции пуговицы мы, в основном, опирались на факты из русской истории. И это не случайно. Именно на Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной. Нам не известны сколько-нибудь убедительные факты о значимости этой функции у других европейских народов.
Итак, если значимость утилитарной и декоративной функций, а также порядок их появления у разных народов кардинально не различаются (во всяком случае, у нас нет оснований полагать обратное), то примечательно к магической функции, судя по всему, русская (или шире — славянская) традиция резко выделяется. Как это ни странно, свидетельство тому мы находим при сравнении языков — тех самых языков, которые сопровождают человека на протяжении многих веков развития и сохраняют множество следов и фактов бытия в разные исторические эпохи. Проведенный нами анализ этимологических данных по ряду индоевропейских языков позволили выделить три линии развития слов, имеющих ныне значение 'пуговица'.
Романская линия (ср. франц. bouton, итал. bottone, исп. baton, португ. botao). По одним данным отправной точкой этой линии послужило стар.-франц. butun, boton 'шишечка, почка, бутон', по другим — глагольная форма латин. *bottone
Наличие в современном французском языке глагола butter 'упираться во что-либо' (как и англ. глагола butt 'упираться, бодаться; цель, мишень; подогнать по форме, размеру, состыковать') говорит в пользу версии глагольного происхождения. Сама собой напрашивается гипотеза о связи названия «пуговица» с ее чисто функциональной составляющей («она вдевается в петлю», «подгоняет концы одежды», «попадает в цель»).
С другой стороны, обращают на себя внимание и некоторые другие значения, которые мы будем называть «периферийными». Так, в аргентинском варианте испанского языка словом baton называют серебряную монету, висящую на поясе гаучо (пастуха) в качестве украшения. Здесь налицо еще одна — чисто декоративная — функция пуговицы; к ней мы еще вернемся.
Германская линия (ср. нем. Knopf, голл. Кnоор, исл. Кnаppr, дат. Кпор, ирл. cnaipe}. Этимология слова не представляет большого интереса для лингвистов, и потому в некоторых словарях оно просто отсутствует. Известны «предшественники» — нижненем. knoppe и стар.-англ. cnoep 'шишка, выпуклость, вершина'.
Говоря о германской линии, нельзя пройти мимо др.- сакс. hanaf и стар.-англ. haenep 'заколка'. Это значение можно в равной степени считать проявлением и основной, и декоративной функции пуговицы. Отметим случаи, когда слово выражает названные функции, не означая при этом 'пуговица'. Рум. buton соединяет в себе значение 'контакт' (как в англ. butt) и значение 'кнопка, заколка' — характерное более для германской линии, и при этом не имеет значения 'пуговица' (для последнего существует другое слово — nasture, этимология которого не известна).
Славянская линия (ср. русск. пуговица, словен. poglica, латыш. puoga и т.д.). По данным этимологического словаря русского языка М. Фасмера т. III. М., 1978, слово восходит к др.-инд. punjas 'куча, ком, масса'. Словари русского языка XIX в. возводят слова пугвица (погвица), пугва (пoгва), пуговина' круглое или шарообразное украшение; капли, брызги' к церк.-слав. пугва (погва) 'пуклость, выпуклость, горбок, холмик'. Получается, что слово возникло из необходимости назвать утолщение, бугорок (ср. польское диалектное слово pagwica, означающее 'утолщение на шее у козы, зоб'). Это роднит славянскую линию с двумя другими: во всех трех случаях возможным источником называния предмета «пуговица» выступала аналогия по форме — будь то выпуклость, почка, бугорок или шишка.
Учитывая, что все языки Европы активно взаимодействовали друг с другом на протяжении сотен лет, легко найти следы взаимопроникновения слов. Самый яркий пример здесь — английский язык, в свое время переживший колоссальное влияние французского. Будучи языком германским, он, тем не менее, имеет в качестве основного романский корень (button). Однако сохранились в нем и «следы» германского корня. Мы имеем ввиду, прежде всего, слово knob, в котором изначальное 'шишка, выпуклость' до сих пор остается основным значением (ср. также близкую по происхождению группу англ. слов knop 'шишка, набалдашник, почка'; knoll 'холм, бугор'; knot 'узел'). Однако ни в одном романо-германском языке нам не удалось найти следов славянского корня.
В русском языке заимствованное слово бутон употребляется ныне только в значении 'нераспустившийся цветок' (прямое заимствование из франц. bouton в том же значении). Как это ни странно, данное слово относительно «молодое». Достаточно сказать, что его нет в словаре языка Пушкина; отсутствует оно и в словарях Фасмера и Даля. Единственный «след» романской линии можно увидеть в названии коллекционеров пуговиц — филобутонисты. Что касается германской линии, здесь влияние на русский язык ощущается сильнее. Остается удивляться, как вообще «устояла» пуговица под напором немецкого knopf в петровские времена. Как бы то ни было, в современном русском языке остается слово кнопка, имеющее по отношению к пуговице явно ограниченную сферу употребления, да специальный термин кноп, которым яхтсмены обозначают особый вид канатного узла.
Обратим внимание на то, что пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей. Большинство древних пуговиц, гирек, бубенчиков и подвесов относилось к разряду «шумящих», о которых мы говорили выше. Самому же слову пуговица предшествовало слово пугалка, которое, по данным словаря Даля, долго сохранялось в некоторых русских диалектах (так назывался колокольчик, помещавшийся на воротнике или на специальной цепочке).
Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время, как у славян на первое место ставилась функция оберега. Можно порассуждать в этой связи о том, как ценилась у славян душа и как они заботились о ее сохранении.
Протекли века, производство пуговиц стало массовым и многообразным. Многое ушло и позабылось. Магические орнаменты стали просто декоративными. Модифицированная символика древних оберегов в произведениях художников стала стилевым приемом.
В одежде современного человека основной функцией пуговицы остается все же утилитарная. Фурнитура, скрепляющая детали одежды, должна быть, прежде всего, удобной и надежной. Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г. Соответственно и сократился срок ее износа, то есть, рынок как бы подталкивает потребителя к частой смене изделия.
И последнее. Как бы ни трактовался вопрос о культурно-национальных традициях, мы не можем пройти мимо следующего факта. Известно, что каждая профессиональная группа имеет своеобразный «профессиональный» жаргон (компaс выдает моряка... и т.д.). Не стало исключением и «сообщество» специалистов фурнитуры. Анализ их жаргона на одной из последних ярмарок легкой промышленности, к сожалению, показал, что в их язык все активнее входят слова типа бутени, батоны и кнопфы. Остается надеяться, что границы узкоспециальной сферы употребления эти слова не перейдут, и хотя бы в данном случае русский язык сохранит собственные традиции, как он делал это на протяжении сотен лет.
Пуговица
Жила-была в ящике старая пуговица, и лежала она там давно вместе с булавками, иголками крючками и кнопками. Лежала она и думала: «Хоть бы пришили меня куда-нибудь. Было бы веселей, мир бы посмотрела».
Вдруг кто-то открыл ящик и положил в него большую, красивую, всю украшенную бисером пуговицу. Старая пуговица подошла к ней и вежливо сказала:
– Давайте с вами познакомимся. Как вас зовут?
– Не ваше дело, - ответила ей новенькая.
– Ну, если вы не хотите знакомиться, я пошла, – сказала с грустью старая пуговица. Забилась в угол и стала плакать.
– Ну чего ты ревешь? – спросила ее старая булавка. – Не хочет знакомиться и не надо, у тебя и так много подруг.
Но старой пуговице хотелось общаться с новенькой – красивой и блестящей пуговицей.
– Вы так и не хотите со мной знакомиться? – спросила она у нее.
– Нет, – гордо ответила ей красавица.
Тут опять кто-то открыл ящик, старую пуговицу из него взяли и пришили на пальто маленькой девочке.
Так исполнилось самое большое желание пуговицы.
Девочка играла с подружками во дворе, ходила в детский сад и в гости к бабушке. Старая пуговица узнала много нового и интересного. У нее появилось много друзей-пуговиц.
А о блестящей зазнайке все забыли, она так и осталась в ящике. Наверное, она в нем лежит до сих пор.
Приключение маленькой пуговицы.
В одном магазине на витрине лежала маленькая пуговица. Она смотрела сквозь окно витрины на улицу и мечтала, чтоб её поскорей купили. Ведь тогда её пришьют к какой-нибудь одежде, и она сможет посмотреть на мир.
Вот наконец в магазин зашла мама с мальчиком и купили нашу пуговку. Мама пришила её к рубашке сына. И на следующий день он пошёл в детский садик. Пуговке было очень интересно в садике, она наблюдала за детьми, как они занимались рисованием, и лепили из пластилина разных животных, а потом играли в разные игры. Но вот во время из одной игры наша пуговица оторвалась от рубашки мальчика и упала на пол. Пуговка очень испугалась что теперь она не кому не нужна и так и останется лежать на полу пока на неё кто - нибудьне наступит и она не сломается.
Вот уже наступил вечер и родители стали забирать детей домой. А пуговка так и лежала на полу не кому не нужная. Когда домой забрали последнего ребёнка, у пуговки уже не осталось надежды, что её найдут. Но вот воспитательница детского садика при осмотре группы перед уходом домой нашла нашу пуговку, она подняла её и положила на стол. Пуговка пролежала на столе всю ночь,думая, что теперь с ней будет.
А на следующий день пришла воспитательница ,взяла нашу пуговку и поместила её на стенде где было уже очень много разных пуговиц, маленьких и больших и разных цветов. Так наша пуговка стала участницей музея пуговиц детского сада. Она гордо смотрела на ребят со стенда и очень радовалась что теперь её уже не когда не потеряют.
Приключения пуговицы
Жила – была пуговица. Жила она на желтенькой кофточке. Эта пуговица была очень красива, была она украшена блестящими стразиками. Но со временем нитки устарели и пуговица оторвалась. И упала она на землю и пролежала так несколько дней, пока однажды ее не нашла одна девочка. Девочке пуговица очень понравилась и она забрала ее домой. Она решила пришить пуговицу на кофточку своей любимой куклы. Пуговице очень понравилось жить на курточке. Потому что с ней все время играли и ей не было скучно.
Но однажды, когда девочка играла, пуговица оторвалась и закатилась за диван и девочка не могла ее найти. Как то под диван залез котенок и начал с ней играть и выкатил ее оттуда. Пуговицу подобрала мама девочки и пришила на самодельную игрушку, которую она подарила друзьям. Они поставили эту игрушку на самое видное место, где ею все любовались. Пуговица была очень рада. Она жила долго и счастливо. Вот такая интересная пуговица – путешественница.
Сказка про пуговицу
Маленький Данилка сидя на окошке,
Пуговкой игрался оторванной игрушки.
Игрушкой был петрушка желто – голубой.
Любил Петрушка пуговку, носил ее с собой.
А с пуговкой Данилка весело играл
Подкидывал, подбрасывал и по окну катал.
Упала скоро пуговка и прыг с окна во двор
За пуговкой Петрушкиной Данилка не пошел.
Чуть – чуть полежала малютка на дорожке,
Вдруг у малютки выросли две маленькие ножки.
Радости у Пуговки не было предела,
На горку, на качели она давно хотела.
За радостью и смехом ей незаметно как – то,
Что день уже закончился и ей пора обратно.
Но как, такой малюсенькой добраться до окошка?
Загрустила Пуговка и села на дорожку
И хоть уж вечер за окном Данилка все не спит,
На пуговку с Петрушкой он сверху вниз глядит.
Домой идут родители! Ребенок увидал:
- Возьмите мою пуговку, - он радостно кричал.
Сказала мама пуговке: «Домой скорей пойдем
И на Петрушку заново тебя сейчас пришьем.»