Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Кировской области.
Информационно-исследовательский проект:
«Образ бабы-яги»
Выполнил:
ученик 5 «а» класса Бояринцев Роман
Руководитель проекта:
Педагог-психолог
Булычева Александра Валерьевна
ЗАТО Первомайский 2017 г.
Технологическая карта проекта
Этап проектной деятельности |
Алгоритм деятельности учащихся |
Фамилия учащегося |
Бояринцев Роман |
Место учёбы, класс | МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский, 5 «а» класс |
Информационно-исследовательский метод: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы | Самостоятельный выбор вида проектной деятельности. |
Цель исследования | На примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы - яги, определить её роль в жизни сказочного героя.
|
Гипотеза | Образ Бабы-яги сложен и многогранен. |
Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы | Самостоятельная работа над созданием презентации. Создание иллюстративного материала, оформление проекта. |
Внесение необходимых изменений | Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией. |
Заключительный этап (презентация проекта) | Выступление перед учащимися. Самооценка проекта. |
Введение
Актуальность темы
Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой работы велика: я самостоятельно приобретаю знания, используя разные источники информации; учусь пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; с учусь выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Почему я взял эту тему? Мне очень нравится литература. Я люблю читать произведения разных жанров, в том числе и устного народного творчества, больше всего я люблю читать русские народные сказки. Меня заинтересовал часто встречающийся в сказках образ Бабы-яги. Моя мама работает в детском саду и ей часто приходится исполнять роль Бабы-яги на праздниках. Каждый год образ Бабы-яги разный, то она злая, то веселая, а в этом году она была современной, вот поэтому мне и захотелось узнать о Бабе-яге как можно больше.
Мои цели:
на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-яги
определить её роль в жизни сказочного героя.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
найти истоки образа Бабы-яги
составить «портрет» Бабы-яги
выявить основные образы Бабы-яги в русских сказках
Материал исследования: тексты русских народных сказок.
Основная часть
План действий:
Выбор темы проекта: «Образ Бабы-яги в русских сказках».
Ставлю цель: (Для чего я это делаю? Какого результата хочу достичь?) – Изучить образ Бабы-яги, расширить свой познавательный кругозор.
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение (гипотезу) о том, какой будет результат и почему. Моя гипотеза – традиционное изображение Бабы-яги как злобной и жестокой старухи не всегда соответствует действительности. Я думаю, что злоба и жестокость Бабы-яги – это зачастую лишь маска, а не истинная суть.
Выбираю метод. Для решения поставленных задач в работе использовались методы наблюдения, классификации, обобщения.
Собираю данные (собираю необходимую информацию, материал, оформляю его).
Получаю результаты исследования. Моя работа позволила лучше понять и принять неоднозначный объект исследования – Бабу-ягу.
Материалы исследования:
В 1944 году режиссёр Александр Роу снял фильм-сказку «Кощей Бессмертный», а в 1964 году снял всеми любимый фильм «Морозко». Один из главных персонажей этих фильмов– Баба-яга.
Прочитав сказки и посмотрев фильмы, я задумался над вопросами:
Кто же такая Баба-яга?
Чем её образ пугает и притягивает к себе читателей?
Под этим именем почитали славяне адскую богиню, воображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе и имеющим железный пест. Ей приносили кровавую жертву.
Древние считали, что Баба-яга - это богиня, которая передает умерших с этого света - на тот свет. Баба-яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».
Основные образы Бабы-яги.
Яга - дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя, вручает коня, богатые дары.
«Вот тебе серебряное донце, золотое веретёнце, бери в руки…»
(сказка «Финист – ясный сокол»)
Яга - похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить.
Яга - воительница, прилетающая к героям в избушку, избивает их до полусмерти.
«…Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить.»
(сказка «Баба-яга»)
Яга - повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир.
«…ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.»
(сказка «Василиса Прекрасная»)
Яга - советчица: ничего сама не делает для героя, но указывает, к кому обратиться.
«…ступай по тропинке, дойдёшь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.»
(сказка «Василиса Премудрая»)
ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГИХА, ЯГИШНА — Баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
«Владимир Даль пишет, что Яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
В поверьях Архангельской губернии Баба-яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, ездит в ступах и пожирает людей».
Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что Баба-яга мохнатая, косматая. Она стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!"
Моя работа позволила мне лучше понять образ Бабы-яги. Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна и отзывчива на чужую беду. Сказки напоминают, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает.
Общий вывод:
В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы-яги настолько близко, что почти «побывал в гостях в тридевятом царстве», «узнал в лицо» саму Бабу-ягу. Всё это позволило лучше понять неоднозначный объект изучения – Бабу-ягу.
Еще многие поколения детей вырастут на русских сказках, где Баба-яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, отзывчива на чужую беду. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло живут в жизни рядом, но добро всегда побеждает.
Я считаю, что поставленные мной в данной работе цели выполнены.
Заключение:
Собранный мной материал можно использовать
на уроках литературы
на уроках развития речи
на классных часах.