
- Что такое алгоритм?
- Назовите базовые структуры алгоритмов.
- В какой форме записываются алгоритмы?
- Словесная, графическая, программная.
- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

Словесная форма:
1. Задать два числа А и В
2. Найти сумму этих чисел S =А+В
Графическая форма:
начало
А, В
Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal ?
S =А+В
S
конец

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:
- присваивания,
- ввода,
- вывода.

Оператор присваивания
- А:=В;
- А – переменная;
- В – выражение;
- Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу.
- Например : x, y: integer;
y:=2x+4;

Задачи:
- Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?
А) X:=Y;
Б ) MIN=K+1;
В ) Rrr=125+1*A;
Г ) Str:=‘120*Y’;
- А) X:=Y; Б ) MIN=K+1; В ) Rrr=125+1*A; Г ) Str:=‘120*Y’;
- А) X:=Y; Б ) MIN=K+1; В ) Rrr=125+1*A; Г ) Str:=‘120*Y’;
- А) X:=Y; Б ) MIN=K+1; В ) Rrr=125+1*A; Г ) Str:=‘120*Y’;

2 . Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?
А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2;
Б) X:=1; X:=X+Y;
В) X:=Y; Y:=X;
(X=7, Y=1)
(X=3, Y=2)
(X=2, Y=2)

ОПЕРАТОР ВВОДА
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An);
где A1,A2,…,An – имена переменных.
Readln;
Ждет нажатия клавиши ввода.

ОПРЕАТОР ВЫВОДА
WRITE(B1,B2,…,Bn);
где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.
Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа.
Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

Пример 1.
WRITE (123.456); на экране – 1.234560Е02
WRITE (-0.000123); на экране – -1.230000Е-04
Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE ( A:N:M);
N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А
M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.

Пример 2.
WRITE (123.456:10:4);
A N M
WRITE (123.456:6:2);
Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов.
Значения типа Boolean выводятся
в виде True или False.
1
2
3
.
4
5
6
0
1
2
3
.
4
6

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана. WRITELN ; Переводит курсор на следующую строку.

Пример 3.
Вывести на экран фразу –
«Моя первая программа»
Решение:
Program primer 3;
Begin
writeln(‘ Моя первая программа ’ ) ;
readln ;
end.

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
Program primer4;
Var A,B,S: Integer;
Begin
Writeln(‘ Введите значения чисел А, В ’);
Read(A,B);
S:=A+B;
Writeln(‘S=‘, S);
Readln(S);
End.
начало
А, В
S :=А+В
S
конец

Домашнее задание
Написать программу вычисления
площади равнобедренной трапеции.
Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.

- Какие операторы включают линейные программы?
- Назовите операторы ввода?
- Назовите операторы вывода?
- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln ?