Творческая одаренность ребенка: история вопроса, проблемы, пути решения
Цели :
- раскрыть понятия «одаренность», «творческая одаренность», «творчество»;
- показать основные критерии творческой одаренности ребенка;
- определить основные направления в работе с одаренными детьми;
- поделиться опытом работы
Основные задачи учителя –
это формирование следующих компетентностей учащихся:
- компетентности в самостоятельно-познавательной сфере жизнедеятельности;
- коммуникативной компетентности;
- информационной компетентности;
- компетентности в культурно-досуговой сфере жизнедеятельности;
-компетентности в сфере межличностного взаимодействия;
-компетентности в гражданско-правовой сфере жизнедеятельности;
- компетентности в семейной сфере жизнедеятельности.
Используемые технологии – это технологии, основанные на деятельностном и компетентностном подходах
- технология учебного диалога;
- технология проблемного изучения материала;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникативные технологии;
- проектные технологии;
- технологии межличностного взаимодействия;
- игровые технологии
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое опре-деляет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятель-ности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Четыре категории одаренности :
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта ( интеллектуальная одаренность) ;
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе ( академическая одаренность) .
Интеллектуальная одаренность
Для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т.п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.
Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:
- интеллектуальные способности,
- мотивация,
- креативность.
Специфика одаренности в детском возрасте
- Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить угасание признаков детской одаренности.
3) Обученность (или шире — степень социализации), являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребенка, зачастую трудно отличить от проявления детской одаренности .
Критерии
выделения видов одаренности :
- вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
- степень сформированности;
- форма проявлений;
- широта проявлений в различных видах деятельности;
- особенности возрастного развития.
Виды одаренности:
В практической деятельности , в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию
«степень сформированности одаренности»:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
По критерию «форма проявления» :
- явной одаренности;
- скрытой одаренности.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» :
- общую одаренность;
- специальную одаренность.
По критерию «особенности возрастного развития» :
- раннюю одаренность;
- позднюю одаренность.
Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли
Мотив (от французского motif - "побудительная причина") –
психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.
классифицировать мотивы учения. 1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности,
связанные с ее прямым продуктом. - Мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием
учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты,
овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений). - Мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом
учения (увлекает процесс общения с учителем, детьми, игровые приемы,
технические средства и др.). 2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, - Широкие социальные мотивы: а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести
(перед обществом, классом, учителем, родителями и др.); б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения,
самоопределения, самосовершенствования. - Мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения,
страха быть наказанным и т. п.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора , не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Четыре стадии творческого мышления:
- Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
- Инкубация — временное отвлечение от задачи.
- Озарение («инсайт»)— появление интуитивного решения.
- Озарение («инсайт»)— появление интуитивного решения.
- Проверка — испытание и/или реализация решения.
Энгельмейер полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение .
- Желание и интуиция, происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения . В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
- Знание и рассуждение, выработка схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
- Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.
Факторы, мешающие творческому мышлению
- некритичное принятие чужого мнения
(конформизм, соглашательство);
- внешняя и внутренняя цензура;
- ригидность (в том числе передача шаблонов,
алгоритмов в решении задач);
- желание найти ответ немедленно;
- страх, боязнь неудачи;
- чересчур высокая самокритичность;
- лень и пассивность
Детский возраст
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития .
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить угасание признаков детской одаренности .
3) Обученность (или шире — степень социализации), являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребенка, зачастую трудно отличить от проявления детской одаренности.
Принципы выявления одаренных детей
(Д.Б. Богоявленская):
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
- использование тренинговых методов;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.);
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики (н аблюдение , б еседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент )
Тест Леонардо да Винчи: Оцени свои творческие способности!
Около 500 лет назад великий Леонардо да Винчи утверждал, что каждый человек несет в себе бесценные сокровища – свои внутренние творческие потенциалы . Он говорил о семи основных способностях, которыми может (и должен) обладать каждый из нас. В зависимости от того, в какой мере эти способности проявлены и как они соотносятся между собой, можно говорить о той области, в которой максимально эффективно сможет человек реализовать самого себя.
Тест Леонардо да Винчи, позволит вам оценить себя (свои творческие способности) по семи следующим критериям:
1. Умение видеть суть 2. Умение наблюдать явления 3. Умение слушать и слышать 4. Умение выражать словом 5. Умение передавать состояние 6. Умение создавать 7. Умение находить нестандартные решения
« Всякое изящное искусство подчиняется естеству и дружит с четырьмя временами года. Коль скоро ты видишь, то не можешь не видеть цветы, коль скоро ты думаешь, — не можешь не думать о луне. Когда то, что ты видишь, не является цветами, ты все равно что грубый варвар. Когда нет цветов в твоих мыслях, ты подобен дикому зверю»
(Японский поэт Басё)