СЦЕНАРИЙ
литературного вечера, посвященного Дню Победы
«Помним! Чтим! Гордимся!»
Звучит фоновая музыка. С двух сторон на помост выходят главные ведущие программы.
1-й: Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны немецкие войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города... Не в первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
2-й: Уже в тот самый день Василием Лебедевым-Кумачом была написана песня, слова которой подхватил весь народ.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война...
В фонограмме продолжает звучать песня, под которую перед помостом в плащпалатках, касках проходит справа налево, чеканя шаг, группа членов клуба «Камуфляж».
1-й: Вот строки некоторых документов военных лет. Из резолюции митинга писателей Москвы (22 июня 1941 года):
«...Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».
2-й: Из обращения писателей Сибири (24 июня 1941 года):
«...Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его острие мы направим против врага, прославляя нашу священную землю, неся высокие идеи коммунизма. А если понадобится, и наши жизни будут отданы в бою за Родину».
С левой стороны к ведущим присоединяются двое участников.
3-й: Из заявления писателей Ленинграда (начало июля 1941 года):
«...Настал момент, когда наряду с пером в наших руках должна быть винтовка, а наше место — в строю, плечом к плечу с рядовыми бойцами. Мы
приносим священную боевую клятву — мужественно, не щадя жизни, выполнить долг, который возлагает на нас грозный час, переживаемый Родиной».
4-й: В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии и партизанских отрядах сражались свыше тысячи писателей. 417 из них пали смертью храбрых — сыны всех советских республик, представители многих наций и народностей нашего Отечества. Самоотверженная литературная работа писателей в ту пору тоже была патриотическим подвигом. Созданные еще
1
в те годы яркие произведения навсегда вошли в золотой фонд советской литературы. Прежде всего это были книги о беспримерном массовом героизме советского народа.
1-й: Вспомним такие произведения, как «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Чайка» Николая Бирюкова, «Волоколамское шоссе» Александра Бека, «Они сражались за Родину» и «Наука ненависти» Михаила Шолохова, «Парень из нашего города» и «Дни и ночи» Константина Симонова.
2-й: А сколько замечательных стихов и поэм посвящено огненным годам войны! Сегодня мы вспомним многие из них, прочтем и стихи, написанные позже. Ведь тема советского человека-солдата, защитника Родины близка всем нам. Не остывает она и в сердцах тех, кто воевал, кто перенес — на фронте и в условиях тыла — все тяготы военных лет.
3-й: Фронтовой корреспондент, политрук... Это высокое звание получили многие писатели, пришедшие в центральные, армейские, фронтовые газеты, чтобы быть вместе с бойцами, разить врага метким словом, поднимать боевой дух солдата.
4-й: Среди них был Борис Слуцкий, который, как и его товарищи-поэты, ушел на фронт со студенческой скамьи Института философии, литературы и истории. На фронте он стал политруком.
Меняется фоновая музыка. На подиум выходят еще 4 участника.
5-й (в роли политрука Б. Слуцкого) читает:
Я говорил от имени России,
Её уполномочен правотой,
Чтоб излагать с достойной прямотой
Её приказов формулы простые.
Политработа — трудная работа,
Работали её таким путем:
Стою перед шеренгами неплотными,
Рассеянными час назад в бою.
Перед голодными, перед холодными.
Голодный и холодный — так! Стою.
Им хлеб не выдан, им патрон недодан,
Который день поспать им не дают,
И я напоминаю им про Родину,
Молчат. Поют. И в новый бой идут.
Все то, что в письмах им писали из дому,
Все то, что в песнях с их судьбой сплелось,
Все это снова заново и сызнова
Коротким словом — Родина — звалось.
Я этот день,
Воспоминанье это,
Как справку, собираюсь предъявить
Затем, чтоб в новой должности поэта
От имени России говорить.
6-й участник: Был среди них и Аркадий Гайдар, герой гражданской войны, любимый писатель всей нашей ребятни, он и погиб как герой — в бою, с оружием в руках. Ему посвятил свое стихотворение «Памяти Гайдара» поэт фронтового поколения Григорий Поженян.
К чему теперь делить чужую славу.
Ведь это только наша в том вина,
Что все заслуженное им по праву
При жизни он не получил сполна.
2
Но разве мокнет в гильзу вбитый порох,
Пусть сердце больше не стучит в груди,
Есть прожитые жизни, у которых
Все, как это ни грустно, - впереди.
7-й участник: 1941-й... Неравные бои на границе, первые подвиги защитников Родины. Пример тому — героическая оборона Брестской крепости.
Бои на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, горечь отступления... Но уже тогда начал закаляться характер советского солдата. Уже тогда, в 41-м, в боях под Ельней родилась советская гвардия. Многим частям, участвующим в этом сражении, было присвоено звание гвардейских.
1-й: И все же враг, используя свое превосходство в силах и прежде всего в военной технике, подошел к Москве и Ленинграду. На юге несокрушимыми бастионами стали для врага Одесса и Севастополь.
2-й: Впереди была битва под Москвой, когда фашистов отогнали от столицы нашей Родины, впереди было 900 дней блокады города Ленина, с которым гитлеровцы решили расправиться с помощью голода, холода, эпидемий, впереди был Сталинград, за судьбой которого следил весь мир, танковое сражение, подобного которому не знала еще история, - сражение на Орловско-Курской дуге.
3-й: Да, тогда было отступление, и все же исток нашей Победы, он начинался еще в те недели сурового 41-го года. Об этом стихотворение Владимира Савельева «Победа».
4-й: Все ярче она. Все весомей. Все выше.
Но в прошлое. В горькое тянется взгляд,
Туда, за кипение флагов на крышах,
За пестрый салют и за четкий парад.
...Войну повидавший с лица и изнанки,
Я все же того не забуду по гроб,
Как грузно катились тяжелые танки
На длинно и мелко отрытый окоп.
Я помню, как в заревах корчились дали,
Как в серой пыли и в угаре густом
Бойцы отступали, дрались, отступали...
Нет, мы победили не только потом!
Меняется фоновая музыка.
5-й: Тяжела солдатская ноша, страшен оскал войны, несущей нашей Родине смерть и разрушения. Непросто видеть, как погибают твои товарищи, как льется кровь ни в чем не повинных людей. Трудно при этом сохранить в душе высокие человеческие чувства. И все же, все же советский солдат не терял лица. Чем тяжелее приходилось, вспоминают фронтовики, тем больше ценилась шутка, доброе слово, обращенное к товарищу, память о любимой девушке.
6-й: В 1942 году было написано стихотворение Михаила Дудина «Соловьи».
О мертвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
И все-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей. Ни слова
Не говорим. Не поднимая глаз,
В сырой земле выкапываем яму.
Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
Остался только пепел, да упрямо
Обветренные скулы сведены.
Трехсотпятидесятый день войны.
Фоном звучит мелодия песни «Соловьи».
3
7-й: Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: «Ребята, напишите Поле:
У нас сегодня пели соловьи».
И сразу канул в омут тишины
Трехсотпятидесятый день войны.
1-й: Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал.
И может быть, в песке, в размытой глине,
Захлебываясь в собственной крови,
Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине:
У нас сегодня пели соловьи».
И полетит письмо из этих мест
Туда, в Москву, на Зубовский проезд.
2-й: Сталинград... Этот город стал символом, олицетворяющим перелом, наступивший в войне. Вот что писал в своих фронтовых блокнотах Константин Симонов.
«...Казалось, что слова «стоять насмерть» родились именно в Сталинграде и они были там не лозунгом, а естественным отношением к существовавшему положению вещей, потому что стоять там действительно можно было только насмерть. Бойцы, дравшиеся в Сталинграде, сцепились с немцами так плотно, что оторваться, отступить из своих окопов и блиндажей могли только ценой бессмысленной гибели. Сражаясь, они могли, конечно, умереть, но выжить они могли только сражаясь. Сталинградцы привыкли к тому, что можно сражаться и не отступать перед сильнейшим врагом, то есть, в сущности, не признавать его сильнейшим, несмотря на его очевидное превосходство в силах.
3-й: «...Сталинград приучил человека, вооруженного автоматом, полудюжиной гранат и пулеметом, считать себя, что бы ни творилось кругом, силой, которая может задержать много, иногда очень много немцев. Этот скупой счет на людей хотя и был вынужденным, но тем, кто это пережил, давал ощущение внутренней силы и самостоятельности в поступках».
Меняется фоновая музыка.
4-й: Четыре года войны, унесшей двадцать миллионов жизней советских людей. Четыре года боев. И всегда впереди, в атакующих цепях шли коммунисты. У Александра Межирова есть об этом такие строки:
Летним утром
Граната упала в траву.
Возле Львова
Застава во рву залегла.
«Мессершмитты» плеснули бензин в синеву, -
И не встать под огнем у шестого кола.
5-й: Жгли мосты
На дорогах от Бреста к Москве.
Шли солдаты,
От беженцев взгляд отводя.
И на башнях
Закопанных в пашни КВ
Высыхали тяжелые капли дождя.
И без кожуха
4
Из сталинградских квартир
Бил «максим»,
И Родимцев ощупывал лед.
И тогда еле слышно сказал командир:
Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед!
6-й: Генерал Родимцев. Один из тех славных военачальников, имена которых навечно вписаны в историю Великой Победы. Дивизия, которой он командовал, стояла насмерть, прижатая врагом к Волге. Они выстояли. И опрокинули врага.
Снова обратимся к фронтовым записям Константин Симонова:
«...Сила духа не только в том, чтобы ежечасно быть готовым отдать жизнь за Родину, но и в том, чтобы при общем тяжелом положении не дать себе душевно потеряться перед врагом. Не дать себе поверить в его превосходство, поверить в то, что он умный, сильный, опытный.
7-й: Великим свойством души советского бойца и офицера оказалась вера в свои силы. За ошибки платили кровью, на неудачах учились, из сражений извлекали опыт; но, несмотря ни на что, в нашем командире не была поколеблена ни вера в свои силы и способности, ни гордость за свой мундир.
1-й: Сталинградская битва, где с особенной силой проявилось все упорство нашего народа, воспитала целую плеяду командиров и военачальников. Мы многому научились, и то, что вчера казалось достижением, сегодня кажется недостаточным. Когда командир атакующего город полка доносит командиру дивизии, что он «жмет немцев», командир дивизии простуженным голосом кричит ему в телефон: «Ты мне их не жми, ты мне их забери». Это не просто фраза, это новый этап войны, когда командирам уже кажется недостаточным то, что им казалось успехом год назад. Мы не только предчувствуем победу, мы начинаем ее осязать, потому что, кроме высокой и мужественной души, у нашего народа есть сильные солдатские руки, которые умеют воевать и завоевывать победу».
Меняется фоновая музыка.
2-й: У стен Сталинграда сражался поэт, ставший по военной специальности пулеметчиком, Владимир Жуков. Вот его стихотворение той поры.
В проломах стен гудит и пляшет пламя,
Идет война родимой стороной...
Безмолвная, бессонная, как память,
Старушка мать склонилась надо мной.
Горячий пепел жжет ее седины,
Но что огонь, коль сын в глухом бреду?
Так повелось, что мать приходит к сыну
Сквозь горький дым, несчастья и беду.
А сыновья идут вперед упрямо,
Родной земле, как матери, верны...
Вот почему простое слово «мама»,
Прощаясь с жизнью, повторяем мы.
3-й: «...Как переменились фронтовые дороги! Я никогда не забуду Минского шоссе, по которому шли, бесконечно шли беженцы, - писал Константин Симонов.
- Они шли в чем были, в чем вскочили с кровати, неся в руках маленькие узелки с едой, такие маленькие, что непонятно, что же они ели эти пять, десять, пятнадцать суток, которые шли по дорогам.
4-й: Над шоссе с визгом проносились немецкие самолеты. Теперь они так не летают. Они не смеют и не могут. Но тогда были дни, когда они летали низко, как будто хотели раздавить
5
тебя колесами. Они бомбили и обстреливали дорогу. Не выдержав, беженцы уходили с кровавого асфальта в глубь леса и шли вдоль дороги, по обеим ее сторонам, в ста шагах от нее.
5-й: На второй же день немцы поняли это. Теперь их самолеты шли не прямо над дорогой, они шли немножко в стороне, по сторонам от дороги, в ста шаха от нее, и ровной полосой клали бомбы там, где, по их расчетам, двигались люди, ушедшие с дорог.
...Я прошел и проехал назад, на запад, уже по многим из тех дорог, по которым мы когда-то уходили на восток.
6-й: По дорогам снова идут беженцы, но это уже другие люди. Они не уходят, они возвращаются. Только в дни испытаний понимаешь, что такое сила родной земли, как тянет людей на родные места, туда, откуда они ушли. Они не ждут и не ищут безопасности, они идут за нашей армией сейчас же по пятам.
7-й: Идут еще тогда, когда не миновала опасность, не потухли пожары, не затихла орудийная стрельба. Они не хотят потерять ни одного дня. Они должны быть дома сегодня же вечером, вслед за бойцами, пришедшими туда сегодня утром».
Меняется фоновая музыка.
1-й: ...Фронт и тыл — понятия эти неразрывны, как нельзя разъять усилия советского народа, напрягавшего все силы для Победы.
2-й: Фронт и тыл неразделимы, потому что фронт проходил по всей стране. Да, сибирские и уральские города не повергались бомбежкам. Но они стали кузницей Победы. Сюда были эвакуированы тысячи заводов, здесь в госпиталях проходили лечение прибывшие с фронта раненые солдаты и офицеры. Не оставались безучастными к происходящему и совсем юные граждане Страны Советов. Вот как описывает то время в своем стихотворении «Армия» известный поэт Евгений Евтушенко:
3-й (читает):
В палате выключили радио,
И кто-то гладил мне вихор...
В Зиминском госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор.
Уже начать нам знаки делали.
Двумя рядами у стены
Стояли мальчики и девочки
перед героями войны.
Они, родные, некрасивые,
С большими впадинами глаз,
И сами жалкие, несильные,
Смотрели с жалостью на нас.
В тылу измученные битвами,
Худы, заморены, бледны,
В своих пальтишках драных были мы
Для них героями войны.
О, взгляды долгие, подробные!
О, сострадание сестер!
Но вот:
4-й: «Вставай, страна огромная!» -
Запел, запел наш детский хор.
А вот запел хохол из Винницы.
Халат был в пятнах киселя,
И войлок сквозь клеенку выбился
На черном ложе костыля.
Запел бурят на подоконнике,
Запел сапер из Костромы,
5-й: Солдаты пели, словно школьники,
И, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно -
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке.
6
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло...
Вот это все и было — Армия.
Все это Родину спасло.
Меняется фоновая музыка.
6-й: Все дальше уходила война, все ближе к границе уползал враг. Но не утихали бои, потому что он защищался ожесточенно. И все чаще в столице салютовала Родина в честь солдата-освободителя советских городов.
7-й: Из фронтовых блокнотов К.М. Симонова:
«...Дороги уходят на запад. По ним движутся войска, и голые весенние леса взбегают на холмы и спускаются с них. И тает снег, освобождая от своего синеватого покрова несчастную, наконец освобожденную землю. И такая печаль охватывает сердце, такая скорбь о людях, погибших на этой грустной земле, что кажется, печаль эта — глубокая, неистребимая, неутомимая, - как карающая десница, когда-нибудь поднимется над убийцами, которые сейчас, теснимые нами, все дальше отступают по снежным дорогам, уходящим на запад».
1-й: Они, советские солдаты, принесли освобождение многим порабощенным народам европейских стран. Их встречали цветами жители городов и сел Болгарии и Польши, Чехословакии и Румынии, Югославии и Венгрии. Дорога лежала на Берлин.
На Берлин шел и Василий Теркин, легендарный неунывающий солдат из поэмы Александра Твардовского. (Выходят чтецы).
2-й: Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше
И желанней сердцу нет.
3-й: Помышляя о солдатской
Непредсказанной судьбе,
Даже лечь в могиле братской
Лучше, кажется, в тебе.
4-й: А всего милей до дому,
До тебя дойти живому,
Заявиться в те края:
- Здравствуй, родина моя!
5-й: Воин твой, слуга народа,
С честью может доложить:
Воевал четыре года,
Воротился из похода
И теперь желает жить.
6-й: Он исполнил долг во славу
Боевых твоих знамен.
Кто еще имеет право
Так любить тебя, как он!
7-й: День и ночь в боях сменяя,
В месяц шапки не снимая,
Воин твой, защитник-сын,
Шел, спешил к тебе, родная,
По дороге на Берлин...
2-й: ...И на русского солдата
Брат француз, британец брат,
7
Брат поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят.
3-й: На безвестном перекрестке
На какой-то встречный миг -
Сами тянутся к прическе
Руки девушек немых.
4-й: И от тех речей, улыбок
Залит краской сам солдат:
Вот Европа, а спасибо
Все по-русски говорят.
5-й: А разговор о подвиге народа хотелось бы закончить стихотворением Григория Поженяна, посвященным советскому солдату:
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
2-й: Да много ли надо солдату,
Что знал и печаль и успех:
По трудному счастью — на брата
Да красное знамя — на всех.
Меняется фоновая музыка. Все участники программы выстраиваются на помосте.
1-й: Мы — наследники Великой Победы и не допустим, чтобы наше поколение и следующие поколения забыли о своей истории и пренебрегали памятью о тех, кто подарил нам свободную жизнь и мирное небо над нашими головами.
2-й: Дорогие наши гости и ветераны! Победа давалась нашему народу тяжело, ценой невозмутимых потерь и страданий.
3-й: Каждую семью затронула война. В неимоверных условиях сражались советские люди всех национальностей на передовой, в тылу, в партизанских отрядах и в подполье.
4-й: Мы сердечно всех вас поздравляем с Днем Победы!
5-й: Спасибо вам за ваш подвиг!
Все: Помним! Чтим! Гордимся вами!
Фоновую музыку сменяет песня «День Победы». Члены клуба допризывной молодежи «Камуфляж» вручают цветы и сувениры ветеранам Великой Отечественной войны и гостям вечера.