Педагогические чтения
«Жизнь и труды протоиерея Иоанна Восторгова»
Слово свм. Иоанна Восторгова и . . . раздумья о современных школьных буднях
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 12
г.Новоалександровск
Шаповало Э. Ф.
Лики их — святые. Лики добродетельные.
о.Агафангел
Полного счастья на земле нет. Есть только Небесная радость,
и именно в вере и вразумной жизни по вере.
Свм. Серафим Чичагов.
Протоиерей Иоанн обладал высоким даром проповедника. Исключительная сила его поучения и назидания заключалась и в кристальной ясности творческой мысли, и в красоте выразительного слога, и в удивительной цельности его духовно-нравственного облика, насквозь пронизанного духом церковности, и конечно в чуткости и отзывчивости ко всем нуждам современной ему жизни. Все его слова, беседы, поучения и статьи исполнены стремления на все жизненные вопросы пролить свет высшей евангельской правды. Проповеди его производили на современников сильное и благодатное воздействие. Надо заметить, что и теперь его слово не утратило способность воздейтвовать на душу: она замирает, сострадает, удивляется, плачет, восхищается — все это происходит, когда приходится не один раз перечитать Слово в Неделю жён-мироносиц, 20 апреля 1903 г. «Любовь ко Христу». Духовная жизнь о. Иоанна запечатлевалась в его проповедях. Настроение его было бодрое, а сердце исполнено благодарения Богу.
Прочитав Евангелие, можно просто (из-за неразвитости духовной) принять к сведению факт: жёны-мироносицы пришли оплакать Учителя, сделать последнее, что могут. Слово же, сказанное о. Иоанном, приводит к мысли: это не просто факт, это подвиг, на который ты не способна! Своё отношение к предмету речи священномученик выражает эксплицитно (явно) на уровне синтаксиса и оценочной лексики, говорит: «Велик подвиг любви святых жён-мироносиц! После позорного суда ведут Господа на пропятии. Здесь грубые воины, распинатели и палачи...» И антитеза (противопоставление) «святые — распинатели» невольно заставляет состедоточиться и всем сердцем воспринимать, что будет дальше. А далее: озлобленная толпа, знатные и властные враги; мужчины оставляют Страдальца, и друзья, и апостолы. И опять антитеза: страх-любовь, мужчина-женщина, телесная сила-любовь. ЖЁНЫ не только оплакивают, идут на Голгофу, бесстрашно стоят у Креста, не боятся выразить сочувствие. О. Иоанн называет их бесстрашными, даже когда Солнце меркнет и земля колеблется. Он говорит о женщинах так, как будто сам, мужчина, был там и пережил подобное: замечают каждую подробность погребения дрогого и любимого Мертвеца. Многоточие предвещает нечто тревожное. И точно — завтра день безусловного покоя. Вновь антитеза: бедность-богатство, деньги-душа. Женщины оставляют семьи, дома, удобства жизни и следуют за Христом. Невольно ощущаешь сожаление и собственную ничтожность: все земное пока ещё дороже, чем Христос. Продолжается чтение: ночь-слёзы-скорбь-просыпающееся небо-рвущиеся сердца-трепет ожидания встречи с Господом, хоть и мёртвым... Холодный могильный камень-слёзы-ароматы и миро-пламенная любовь. И опять размышляешь: любовь всего сильнее, она способно растопить лед могилы, того, кто ушёл, можно и нужно любить. Это необходимо и ему, и тебе. Последующий текст о. Иоанна заставляет сжаться сердце от знакомого сраха: мрак-безлюдие-робость и одиночество, беззащитность перед любым. Но что-то же заставляет женщин из разных мест спящего города идти к ужасной Голгофе, к окровавленным крестам? Что сильнее страха и ужаса? Грубые обидчики живут в домах, мимо которох НАДО пройти, стражи римские исправно несут службу, товарищи казненных разбойников могут быть где-то рядом. Но они идут, и о. Иоанн с такой любовью, бережностью, нежностью говорит о жёнах-мироносицах: идут-бегут, бегут-текут, бегут-спешат. Троекратное повторение репрезентативных форм (слова, похожие по значению) одновременно напоминает и сказку, где добро победит зло, и рождает зрительные картины: в ночи хрупкая женщина, зубы сводит от страха, что кто-то появится и помешает задуманному, любой может обидеть, ты даже собственной тени боишься, но торопливо, мелкими шажками, путаясь в длинной одежде, бежишь, едва касаясь земли, стараясь не дышать, не шуметь. Ты торопишься быстрее осуществить намеченное, хочешь поскорее увидеть того, кого еще можно видеть в последний раз. А внутри боль, с которой пока не умеешь жить. Тот, кто дороже всего, кто обещал иное, уже не на этой земле. И трудно представить, как это - жить без него. Утро начинается, жизнь продолжается, а Того, кого любишь всей душой, нет (если женщина любит — до донышка души, каждой клеточкой, она верна и надежна, что бы ни происходило, это понимание приходит с годами, и удивительно, что тысячелетия проходят, мода меняется, нравы, а суть такой женщины неизменна). И вот наконец сад, цветущий и благоухающий, и страшный в то же время. И гора с плеч — камень отвален от Гроба, ведь всю дорогу приходилось голову ломать, кто поможет? Любовь-слёзы-усердие не напрасны, Ангел возвещает о Воскресении. Теперь в обратный путь — рассказать апостолам о Чуде и . . . Сам Христос приближается: «Радуйтесь!» Священномученик находит для жён-мироносиц слово, достойное определить величие и святость их подвига любви: апостолы-благовестницы.
Так кратко о. Иоанн начертал образ жён-мироносиц. Всего лишь две страницы печатного текста, но сколько мыслей, сколько переживаний, сколько сожалений и восхищения рождается в душе, когда знакомишься со Словом протоиерея И. Восторгова. Невольно глаза ищут те моменты в тексте, где твоя душа страдала, ликовала — жила. Прежде, чем приступить ко второй части этого Слова, несколько раз перечитываешь, думаешь, сравниваешь и приходишь к очередному пониманию открытого ранее: мир держиться Любовью, щедро и незаслуженно изливаемой на нас. А в ответ? Увы, тишина или «за что мне всё это? что я такого плохого сделал, что беды и скорби не оставляют? чем прогневал Господа?»
Речь о. Иоанна от 19 октября 1908 г., по случаю дня Ангела отца Иоанна Кронштадтского «Знамение времени Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л.Н. Толстой» тоже удивляет. Но уже не сердце, а ум. В современном литературоведении означенный граф — столп, сила, мощь. Психологизм, изумительные образы, панорамные сцены, чётко выписанные детали и т.д. Всё это есть. Есть и жизнеописание, красивое и интересное. Но если прочитать «Знамение времени...», то невольно задумываешься, а имел ли право человек, претендующий на звание «учитель жизни», учить хоть чему-нибудь, тем более ребёнка. Речь построена на противопоставлении сынов России, слуги Христова и служителя антихристова. Общеизвестно, что Росиия — страна милости, а не ненависти. Известно, что Хрисос учил и любить, и прощать. Что же надо было сделать со своей душой, со своим умом, своей жизнью в вечности, чтобы «удостоится чести» быть изгнанным из ограды Божией?
Ответ отчасти находим у Иоанна Восторгова. Сужая-расширяя время и пространство, перенося читателя и слушателя то на Север, в глушь и нищету, то помещая в роскошный дом с излишествами, мы видим, насколько был велик один человек, и как ничтожно жалок, лицемерен и озлоблен другой. И последний как раз и достоин того, чтобы о нём говорить в школе. Не станем умалять его писательских достоинств, «Кавказский пленник» по-прежнему актуален. А знаменитое «все семьи счастливы одинаково», наверное, соответствует жизни. Удивляет, что множество имён достойных людей забыты, многое из хорошей литературы остается за рамками школьной программы, а то, что преподносится, имеет весьма приглядный вид, далёкий от того, что происходило на самом деле.
Читаешь и думаешь: а не обкрадываем ли мы своих детей? почему культура России представлена однобоко в школе? Когда и кто будет восполнять пробелы в образовании и воспитании наших детей? Ведь есть же на самом деле тексты, которые надо учить, имена, которые надо знать, образцы, которым стоит подражать! И не осилить этого на классном часе, эпизодически.
Жестокое, безжалостное разрушение тысячелетней православной традиции, в которой выкристаллизовался лучший опыт поколений, многие десятилетия массового атеизма, лишившего большую часть народа живоносных источников духовно-нравственного здоровья, — все это напоминает пронесшийся страшный разрушительный ураган. Особенно пострадала наиболее тонкая и хрупкая сфера народной жизни — нравственная. Земля наша залита кровью младенцев: ежегодно женщины наши убивают во чреве 2,5 миллиона детей. Люди — от подростков до престарелых — не стыдятся блуда, называя этот смертный грех, который как кислота разъедает нравственную ткань души, «частной жизнью». Наркомания и алкоголизм среди подростков (включая 11— 13-летних детей) нарастают. Вернется ли духовно-нравственное здоровье народа? Жива ли надежда?
Священномученик Иоанн всегда черпал силу своего упования в слове Божием. Он был свидетелем потрясения духовно-нравственных устоев народной жизни, но никогда не был историческим пессимистом. Каким бы ни казался задавленным общественными невзгодами народ, сколько бы ни обломала пронесшаяся буря ветвей и стволов, главное — жив ли корень народной жизни? Если он жив, тогда по отношению к нашей стране действительно будет слово пророка: Как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее (Ис. 6,13)
Библиография
И. И. Восторгов, прот. Новый год и новый век. — Полное собрание сочинений в пяти томах. СПб., 1995 (репринт). Т. 1, С. 1-2.
И. И. Восторгов, прот. Правда и вера жизни. - ПСС. Т. 2. С. 222-223.
И. И. Восторгов, прот. Уроки прославления святых. - - ПСС. Т. 2.
И. И. Восторгов, прот. Семя святое. - - ПСС. Т. 2. С 183.
Жукова М. Г. «Твой есмь аз. Суворов». М., 1998. С. 120.
«Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова».Москва, 2004 г. Издание Сретенского монастыря.
Польский М., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилл., 1949–1957.