Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №106
«Детский сад присмотра и оздоровления»
«Педагог дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения,
как балетмейстер, работающий с маленькими «артистами»»
(Выступление на методическом объединении хореографов города)
Подготовила:
Бикмаматова Светлана Александровна,
ПДО (хореограф) высшей
квалификационной категории
г. Кемерово, 2017 год
Хореограф – профессия не простая, а сложная в двойне. Ведь кроме
обычных трудностей, сопутствующих сочинению танца, хореографу необходимо учитывать:
Возрастные особенности детей;
Физические возможности детей;
Психологические способности;
Интересы воспитанников.
Вынашивая тот или иной номер, выбирая сюжет, всегда нужно помнить, для кого именно предназначена будущая постановка. Конечно, важно поставить номер с учетом возрастных и физических возможностей ребенка, но не менее важно, чтобы смысловая нагрузка (танец, идея номера) была понятна и близка его душевному миру. В противном случае, дети окажутся пассивными и безразличными исполнителями воли педагога.
Хореографическая изобразительность педагога - хореографа ДОУ состоит не в умении «наворачивать» эффекты, поражая зрителей, детей какими-либо танцевальными трюками и сложностями, а в таланте сочинения танца ясного по мысли, четкого по форме и доступного для детского исполнения.
Возрастные соответствия тем и характера танца – обусловлены возрастом будущих исполнителей, их увлечениями, которые следует учитывать. Дети среднего возраста очень любят передавать в танце характерные образы различных животных (птиц, зверей, насекомых). Тематические танцы, рекомендованные для репертуара среднего возраста – это «Петушки», «Цыплята», «Бабочки», «Жучки» и т.д. С помощью тематических танцевальных номеров мы осваиваем музыкально – ритмические движения и шаги. Например, танец «Петушок»: шаг с высоко поднятым коленом; в танце «зайчики» - прыжки по 6 позициям на месте и с продвижением, обращая внимание на постановку рук: «лапки у зайчат», «крылья у птичек» и т.д.
В старшем возрасте можно добавлять более сложные танцы по характеру и сюжету, такие как: шуточный танец, сюжетный танец по какой-либо сказке.
Много замечательных тем и образов подсказывает детская литература. В десятках лучших произведений детских писателей и поэтов содержится бесценный материал для постановщика. Характеры героев известных произведений, ситуации в которые они попадают, могут разбудить фантазию педагога. Поэтому не стоит жалеть времени на подробное знакомство с детской литературой, таящей столько интересных «предложений».
Любовь детей к спорту дает возможность для постановки танцев на спортивную тематику: это и сюжеты на катке и в спортивном зале, танцы с мячами, лентами, обручами, бои на рингах для мальчиков и т.д.
В работе с дошкольниками очень часто используется постановка народного танца. Ведь именно через народный танец дети знакомятся с традициями и обычаями разных народов. Не стоит забывать и о возрастных особенностях при выборе материала для постановки танцевального номера. Необходимо найти близкий материал и интегрировать его в доступной форме. Это может быть танец «Полька», « С ложками», танец «Матрешки», северный «Танец олений», молдавский танец, украинский и т.д.
Материал классического танца, столь любимый в детских садах, тоже можно иногда использовать. Но ошибаются те, кто стремится обучить ребят исполнять те же номера, что и во взрослом профессиональном театре. Воспользоваться можно лишь музыкой, а танец нужно сочинять другой – доступный для исполнения детьми.
Детям, как правило, трудно выдержать большую физическую нагрузку, поэтому необходимо помнить, что для детской хореографии предпочтительны малые формы в виде миниатюр, сюит, зарисовок, этюдов. Чем короче номер, тем он ярче. Длительность номера варьируется от 1,5 до 2-х минут.
Хотелось бы поговорить еще о довольно болезненной теме для детского сада – это сохранение в репертуаре наиболее удачных номеров. Желание постоянной смены хореографических композиций приводят к тому, что постановщик «штампует», а не сочиняет номер, становится «фабрикой по производству подскоков». Вот здесь – то и стоит поучиться у профессионального театра, потому, что он живет не только новыми постановками, но и прежними удачными работами. В детском коллективе исполнительский состав постоянно обновляется и к тому же маленькие «вырастают» из номеров. Не стоит идти на поводу у весьма распространенной склонности ко всему новенькому. Детский номер это пусть скромное, но произведение искусства, результат труда педагога (хореографа, художника, костюмера, концертмейстера).
Вряд ли кто-то из педагогов сомневается в том, что нужно в первую очередь донести до детей мысль и содержание задуманного танца. С момента подробного и эмоционально насыщенного рассказа о сюжете танца ваши маленькие артисты станут вашими единомышленниками, помощниками. И вы будете трудиться вместе на одном дыхании.
Совет: Если вы задумали номер, не спешите приводить идею в исполнение. Пусть пройдет немного времени, пока в вашем воображении номер выстроится отчетливо, вплоть до порядка движений и комбинаций. И с готовым хореографическим текстом - пожалуйста, на занятия. И репетиции будут проходить увлекательно и результативно. Вы сумеете не просто «Вызубрить с детьми движение», но и научите ребят постижению смысла танца.
Работа педагога (хореографа) имеет конкретную цель - постановка какого-либо хореографического произведения. А это уже спектакль, предназначенный для зрителя. Задача педагога - поставить номер так, чтобы зритель пережил происходящее на сцене вместе с исполнителем. Естественно зал не однороден. И вполне возможно борьба мнений, что не должно вас огорчать. Истинно прекрасное произведение зритель всегда примет с благодарностью. Если же спектакль не получает одобрения, это служит своего рода предостережением постановщику: видимо, допущены какие-то ошибки и просчеты. Однако, считаясь с мнением аудитории, педагог, вместе с тем, не должен поддаваться под ее влияние, стремясь лишь к успеху. За постановщиком всегда остается право, и даже обязанность занимать активную позицию и пытаться направлять и формировать вкус зрителя. Нужно воспитывать вкус, как у своих подопечных, так и у тех, кто сидит в зале. И делать это надо на хороших примерах. Искусство не только способно влиять на развитие вкуса, оно может будить в человеке лучшие чувства и помыслы.
Хореографическая композиция (постановка) состоит из нескольких компонентов и мы уже с ними познакомились. Это:
1. Замысел;
2. Танец;
3. Музыка;
4. Детский костюм;
5. Декор;
6. Постановка номера.
Поговорим о создании костюма.
Когда создаете проект костюма, следует помнить, что вы создаете костюм для ребенка. Многие считают, что оформить танец надо «солидно, богато» и тогда номеру обеспечен успех. Но, увы, дорогие материалы и большие денежные затраты не всегда приносят желаемый результат. Ребенок от природы тонок и хрупок, поэтому именно изящество и легкость является главным достоинством детского костюма для танцев. Костюм для малыша в обязательном порядке должен быть удобен, красив. Причем, под красотой в данном случае, понимается не бесчисленные банты, поддельные украшения, а соответствие мыслям и чувствам, выраженным в танце - благородная красота.
Разумеется, на сцене костюм любого персонажа – не копия подлинного образца, а лишь фантазия на тему первоисточника, которая должна быть трансформирована так, чтобы не исказить облик ребенка. В детском танце часто персонажами бывают животные. В этом случае лица исполнителей не должны быть закрыты звероподобными масками, а детское тело не оковывал бы тяжелый комбинезон. Такое решение костюма лишит танец красоты и четкости исполнения движений. Костюм должен быть лишь художественным намеком, помогающим распознать персонаж.
Обувь - немаловажная деталь костюма. Для детей желательно выбирать легкую обувь: мягкие балетные туфли, балетки, чешки. В сочетание с носочками, гольфами они подчеркивают легкость, стройность детских ног.
Отношение детей к костюму (стоит акцентировать на это их внимание). Ребенок должен видеть, как хранятся танцевальные костюмы, что они всегда наглажены, вычищены. Что любой костюм - результат большого труда взрослых, дающий возможность ему, малышу, выглядеть в зале красивым, нарядным, легко и удобно одетым для танца. Пусть после выступления ребенок аккуратно расправит костюм, повесит его на плечики. Научившись и привыкнув бережно относиться к костюму, дошкольник и в быту будет аккуратен.