МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ «Иштибуринская ООШ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РАССКАЗУ О.ГЕНРИ
«ДАРЫ ВОЛХВОВ»
Тема бедности, любви и счастья.
Урок подготовила учитель русского языка и литературы
МКОУ «Иштибуринская ООШ
Абдурахманова Мадинат Гитиновна
Дата проведения: 2019г
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РАССКАЗУ О.ГЕНРИ «ДАРЫ ВОЛХВОВ» Тема бедности, любви и счастья.
Подготовка к уроку: Исследовательская группа – скрупулезно подсчитает, сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы, подумают, какое значение эти цифры имеют в произведении; попробуют выделить во всей новелле слова, которые можно было бы назвать «смысловыми кодами» ее идейного содержания, а также определят, какие однокоренные слова самые употребительные в последнем абзаце новеллы, тоже подсчитают их количество и попытаются объяснить. Почему так много однокоренных слов сосредоточено в одном месте.
«Знатоки» библейских сюжетов готовят небольшой рассказ о волхвах и сюжете «Поклонение волхвов» в живописи (2-3 мин.), информацию – пояснение о царе Соломоне и царице Савской; чтецы – выразительное чтение стихов И.Бродского, Б.Пастернака, Р.-М.Рильке о Рождестве.
Репродукции
1.УРОК НАЧИНАЕТСЯ С ВОПРОСОВ:
- Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали?
- Какое содержание произведения вам представилось, судя по названию? (Ребята говорят о волшебниках, колдунах, вспоминают пушкинское «волхвы не боятся могучих владык..» и ,наконец, добираются до евангельского сюжета).
ВОЛХВЫ – цари, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы-звездочеты. Ведомые Вифлееемской звездой, они идут из далеких стран поклониться Божественному Младенцу-мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары. В многочисленных источниках называется разное число мудрецов - от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах – Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото(как знак земного владычества), ладан(как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру(смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие Христа и Его муки)
2.Послушаем стихотворения И.Бродского и Б.Пастернака:
«Рождество.1963.»
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крюком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал,
Что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
Фрагмент из стих-я Б.Пастернака «Рождественская звезда»
…И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
… Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблок, все золотые шары.
Вопросы:
- Почему в стихотворении упоминаются «сны детворы», свечи, «золотые шары»? (Они стали символами рождества – чудного праздника, связанного с надеждами на чудо, подарками и радостным настроением).
3. РАЗБОР НОВЕЛЛЫ О.ГЕНРИ «ДАРЫ ВОЛХВОВ»
- Как вы думаете. Почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах? (Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить друг другу подарки в Рождество. А события новеллы происходят как раз в Рождество, точнее сочельник – вечер накануне Рождества).
Слушаем народную рождественскую песню «Звон колокольчика» («Jngle bells»). Попробуйте представить улицы огромного города Нью-Йорка накануне Рождества. Опишите их. (Домашнее рисование на тему «Рождество»).
Они видят ярко освещенные улицы, нарядные елки, потоки людей, занятых предпраздничными хлопотами, слышат радостную, счастливую музыку, звон бубенцов оленьей упряжки, на которой торжественно въезжает в город добрый Санта-Клаус.
- Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рождественской ночи?
(Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов,, подарков, озаренный огнями рождественских елок, наполненный звоном серебряных колокольчиков, возвещающих рождение Божественного Младенца и обещающих новое счастье, радость и свет, вечер, наполненный запахом хвои, ароматом традиционной индейки и других кушаний, вечер щедрых Санта Клаусов и добрых сердец.)
- Поэтому у всех приподнятое, праздничное настроение? Так ли чувствует себя главная героиня новеллы Дела?
(Нет, у Деллы унылое настроение. Вместо праздничной суеты, сияющих свечей рождественской елки и добродушного Санта - Клауса она видела за окном «серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора».)
-Случайно ли автор трижды в определенном предложении повторяет определение «серый»?
- Почему Делле все видится в серых красках? (У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский подарок – это подвергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять о несправедливости жизни.)
УЧИТЕЛЬ. Так проза жизни вторгается в поэтический, чудесный, волшебный праздник, отнимая его у юной героини. Вся новелла построена на столкновении прозы и поэзии.
- Что же понимается под прозой жизни поэзией жизни?
ПРОЗОЙ называют обыденность, повседневность.
ПОЭЗИЕЙ – очарование, обаяние жизни.
УЧИТЕЛЬ. Предлагаю вам разделить тетрадную страницу пополам, озаглавив ее части «Проза жизни» и «Поэзия жизни», и по ходу анализа произведения заполнить ее теми понятиями, явлениями, предметами, именами, которые соответствуют в новелле каждому разделу. В конце урока мы сопоставим содержание разделов, чтобы сделать вывод. Каков смысл переплетения прозы и поэзии, зачем их сталкивает между собой автор.
ПРОЗА ЖИЗНИ | ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ |
Квартира и ее обстановка Доходы, расходы, цены Досада, неудовлетворенность | Рождество, волхвы Подарки Сокровища (часы, волосы) Любовь |
УЧИТЕЛЬ. – Что же удручает Делу? Как О.Генри показывает нужду молодой семьи?
( У них «меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, а красноречиво молчащая бедность» И мебедь. И одежда у героев «старенькие». Джиму давно нужно новое пальто. А перчаток у него и вовсе нет. Им приходится торговаться за каждую копейку со своими продавцами, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.)
УЧИТЕЛЬ .Наступает время выступить
представителям исследовательской группы, считавшим денежные доходы молодой семьи.
В такой кроткой новелле – всего начетырех страницах -15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы семьи. Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима. Чаще всего повторяется сумма 1 доллар и 87 центов – это все, что удалось скопить Деле за долгие месяцы, когда он пыталась скопить и «выгадать» деньги на подарок любимому Джиму. Она снова и снова пересчитывала эту «грандиозную» сумму в надежде, что, может быть,
она ошиблась и денег окажется хоть немного больше, и в страхе, что их может оказаться еще меньше…
Подсчитывая деньги, Дела вспоминает, как унизительно торговалась с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, - и плачет от досады. Что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели.
- Для чего же копила деньги Дела? Что ей хотелось подарить мужу?
( «Что-нибудь не совсем особенное, редкостное, драгоценное (От «особенного» к «Драгоценному»), что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму).
- Что угадывается за этим горячим желанием? (Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение ее достоинствами).
- Какой же выход нашла Дела из сложившейся ситуации? (Она решила продать волосы).
- Почему автор называет волосы Деллы сокровищем?
(они очень длинные, красивые. Блестящие: «И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру».)
- Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем?
( В древности волосам действительно придавались магические свойства, они олицетворяли жизненную силу,Энергию. Они символизировали также вдохновение, обольщение. Можно сказать о длинных волосах русалок. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.)
- А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима? Для кого это были сокровища и почему? Какую ноту в это описание этих сокровищ вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?
ВЫСТУПЛЕНИЕ «знатоков» библейских сюжетов.
Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были сокровищами прежде всего для них двоих, потому что в их восьмидолларовой квартирке» да и у них самих не было ничего более ценного. Упоминание о царе Соломоне, прославившемся не только своей мудростью, но и баснословным богатством ( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню, а ливанский кедр равноценен сикоморе(хурме). К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, серн, а в конюшнях стояло 10 000 лошадей), и царице Савской, происходящей из далекой Аравийской земли Ии владевшей несметными богатствами, только усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской! Эти библейские герои сгорели бы от зависти, глядя на единственные ценности американцев!
- Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своими волосами?
(Да, это было не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий старый ковер», но решение пришло почти мгновенно; через минуту, «сверкнув невысохшими блестками в глазах. Она уже мчалась вниз, на улицу».)
УЧИТЕЛЬ. Жалеет ли она о своем поступке? Почему вы так думаете?
-Нет, получив деньги за волосы, Дела провела следующие два часа «на розовых крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего Джима.)
УЧИТЕЛЬ. Каким настроением теперь полна ее душа?
Попробуем представить его, слушая народную американскую песню( «Санта-Клаус приходит в город»)
УЧИТЕЛЬ. Каким теперь видит город Дела?
Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суета, влилась радостная музыка: Дела видит и нарядные елки, и веселых Санта-Клаусов, и сверкающие витрины с подарками… В одной из них она пошла наконец то, что должно «принадлежать Джиму», - платиновую цепочку «простого и строгого рисунка ». «Она была такая же, как сам Джим. Скромность и достоинство – эти качества отличали обоих».
УЧИТЕЛЬ. Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал?
( Джим, вероятно, икал, как подороже продать свое сокровище – золотые часы. Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни», которыми она много раз»благоговейно любовалась в одной из витрин Бродвея», «настоящие черепаховые с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет каштановых волос».)
УЧИТЕЛЬ. Когда же наступает кульминация новеллы?
( В момент, когда герои дарят друг другу рождественские подарки.)
УЧИТЕЛЬ. Какую реакцию у каждого из них вызывает полученный подарок?
( У Деллы при виде заветных гребней вырвался «крик восторга, тот час же – увы! – чисто по –женски сменившийся потоком слез и стонов…». А Джим просто улыбнулся, потому что он уже несуществующих часов, и понял, что «никто не мог бы измерить любовь»Деллы к нему.)
УЧИТЕЛЬ. Комментируя эту сцену, автор философски замечает: «Что больше – восемь долларов в неделю или миллион в год?»
Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного».
УЧИТЕЛЬ. Почему именно в этот момент автор впервые вспоминает о волхвах? Тут же упоминается слово «мудрец». Какой смысл оно тут имеет? Что значат слова автора : «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»
( О Генри вспоминает о волхвах в момент дарения подарков, потому что именно от волхвов пошел этот чудесный обычай. Волхвы, как известно, считались мудрецами – звездочетами, предсказателями, поэтому и появляется здесь слово «мудрец», но оно скорее ближе по смыслу к прилагательному «расчетливый», так как рядом со словом «мудрец» стоит слово «математик». И если мы припомним опять библейскую легенду, то дары, принесенные Младенцу волхвами, были скорее знаком почитания, признания его власти, чем дарами любви. Поэтому автор и говорит, что среди их драгоценных даров «не было одного»- любви.)
УЧИТЕЛЬ. Так считает О Генри. Согласны ли с ним художники, создававшие картины на сюжет»Поклонение волхвов»? Чтобы ответить на этот вопрос, оглядитесь в лица мудрецов на представленных здесь репродукциях.
Обратимся к последнему абзацу новеллы: ведь в нем сосредоточенна вся ее соль: «Волхвы те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые удивительно мудрые люди». Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае не пригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательно историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будит сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры и лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.
УЧИТЕЛЬ. В этом абзаце несколько раз упоминаются главные смысловые «коды» произведения. Попробуйте увидеть их. ( Волхвы, мудрец, дар, сокровище, Рождество. ) Слова с какими корнями встречаются чаще всего? ( Настало время выступить представителям одной из исследовательских групп.)
- В этом абзаце слова с корнем МУДР- встречаются 8 раз( ); слова с корнем ДАР_ 4 раза( ). Словом «волхвы» начинается и кончается рассказ.
УЧИТЕЛЬ. Что же важно для автора?
(Мудрость дара, а которой стоит мудрость сердца.)
Подумайте, почему во второй половине новеллы только два упоминания о денежных суммах, ценах. Сравните их с первой частью, где их – 13!!!
- О чем напоминают деньги? (О прозе жизни.)
- Что к этой прозе относится?( учащиеся зачитывают те заметки, которые они делали в тетради в течение урока.
Но во второй половине новеллы проза уступает место поэзии, и деньги. И доходы уходят на второй план – ведь скоро Рождество, и сейчас важен подарок, за который не жалко отдать даже единственное сокровище – предмет гордости и любования.
УЧИТЕЛЬ. Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни?
Если бы не было этой серой. Обыденной прозы, связанной с заботой о хлебе насущном, квартире, обстановке, одежде, можно ли было по достоинству оценить эти бесценные фактически, но формально весьма скромные дары?)
Именно проза жизни с ее однообразием, наполненная хлопотами о зарплате, еде, других необходимых вещах, заставляющая считать центы, позволяет ощутить особенную радость от подарка любимого человека, оценить теплоту его внимания и силу любви. Не будь этих долгих серых дней, вряд ли был возможен праздник с его поэзией и добротой.
УЧИТЕЛЬ Что же автор хочет нам сказать этой историей?
Волхвы принесли дары Младенцу, отсюда появился обычай дарения рождественских подарков. Положив начало этому обычаю. Древние мудрецы и звездочеты дали возможность проявить себя и в выборе дара, и в отношении к нему и к тем, кому готовится этот дар(и это поэзия). Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все. Чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом и прозой, а сердцем полным любви и поэзии.
И это самый лучший урок, который преподнес нам О.Генри вместе со своими героями накануне рождества. Какая синева – без высоты?
Какое Рождество – без обещанья?
Родился Бог, а это, значит. Ты –
Любимейшее божие созданье.
Родился Бог. И Бог позвал тебя
Не на Голгофу, нет, - к Любви и Свету!
Но только отрекаясь от себя,
Пройдешь и ты за Ним дорогу эту.
Мужайся. Брат! И с радостью возьми
На Рождество у бедной колыбели
Твой крест простой и больше не томи
Своей души безвольем и бездельем.
Она свята. Ее удел – высок.
И в ней открыты ангельские свойства.
Ее найти пришел на землю Бог-
Не уклонись от этого сыновства.
Неся Младенцу сердце и мечты,
Одолевай и скорби и страданья,
Желай самозабвенной Высоты –
И сбудется небес обетованье!
Включатся фонограмма «Колокольчики», ребята вручают гостям сувенирчики.
9