Общекультурное направление внеурочной деятельности «Оригами» в условиях введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
План:
1.История возникновения ОРИГАМИ в России.
2.Влияние ОРИГАМИ на развитие и воспитание личности ребенка.
3.Психологические особенности первоклассников.
4.Работа с «трудными детьми».
В конце ХХ века Россия познакомилась со многими новыми для нее явлениями, как положительными, так и отрицательными. Приобщение к древнему и в то же время динамично развивающемуся искусству складывания оригами-в этом ряду безусловно принадлежит к радостным событиям. В начале девяностых за рубежом уже существовала обширная литература, посвященная этой области творчества. Книги и журналы по оригами выходили на японском, английском, испанском, итальянском, немецком и корейском языках, однако, достать такую литературу было трудно. Дефицит информации тормозил развитие преподавания оригами в отечественных школах и домах творчества. В то время за рубежом во многих странах оригами органично вошло в систему воспитания и образования подрастающего поколения.
Одним из первых упоминаний об оригами в отечественной литературе является отрывок из черновика Льва Толстого, написанный при подготовке статьи «Что такое искусство», где он пишет:
«Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков. Когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта из Японии. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался и чувство это передается, ведь это настоящее искусство.
Для Толстого было важно, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могут передавать друг другу.
Многие из вас уже знакомы с оригами. Не правда ли, необычные чувства вызывает сложенная своими руками фигурка? И это чувство единения со своими малышами, которые уже со второго раза полноправно сотрудничают с нами.
Оригами развивает пространственное представление, логическое мышление, воображение, память –об этом давно известно. Как известно и то, что оригами развивает речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга).
При работе оригами дети получают много положительных эмоций, учитель может похвалить за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и вообще - самый лучший! Воспоминания о совместном творчестве надолго останутся в памяти и помогут найти контакт с ребенком.
Внеурочная деятельность «ОРИГАМИ», которую я провожу раз в неделю уже третий год, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда, знакомит детей с производством бумаги. Занятия с оригами позволяют детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками поделок из обыкновенной бумаги, которая бывает всегда под рукой. Эта работа направлена на развитие творческих способностей, умение видеть прекрасное и творить прекрасное своими руками. Изучение курса «Оригами» способствует развитию мелких мышц пальцев.
Почти все учителя начальных классов сталкиваются в своей практике с «трудными» детьми. Их просто выявить. Занимаясь с первоклашками оригами, легко заметить ребят, которым не сидится на месте. Они постоянно крутятся, ерзают, поворачиваются, могут встать. Такого ученика можно назвать «шилом».
Другие вроде бы не и вообще не обращают внимания на учителя. Взгляд их блуждает по сторонам, останавливаясь где угодно, но не на доске и руках преподавателя во время объяснения, учителя эти дети просто не замечают.
Третьи просто тормозят – не включаются в работу вовремя, не успевают в срок выполнить нужное действие и отстают от соседей по парте.
Еще раз подчеркну - ребята этих трех категорий хотят заниматься оригами и стремятся к этому, но работать с этими категориями учеников гораздо труднее, чем с остальными учениками. Как понять этих учеников? Как найти к ним индивидуальный подход для эффективной работы всего класса? Для этого использую три канала:
-визуальный (зрительный),
-аудиальный (слуховой) ,
-кинестетический (тактильный).
Развиты они у детей в разной степени.
Визуалу легче всего поглощать информацию зрительно. Такие ребята на занятиях оригами четко воспринимают все детали превращения листа бумаги в руках преподавателя в готовую фигурку и четко их воспроизводят . Обычно они легко совмещают углы квадрата с серединой. Визуалы без труда сверяют свою фигурку с изделием преподавателя. Но визуалам порой труднее воспринимать чисто словесные инструкции. Визуалам легче увидеть, чем услышать.
Ребятам-аудиалам легче воспринимать материал именно на слух. Поэтому взгляд часто отводится в сторону, на потолок, в угол. Узнали? Это «невнимательные, проблемные» ученики. Такая особенность восприятия часто остается с ними до старших классов.
Третий –кинестетик, тактильный, телесный - должен обязательно пощупать, потрогать, потискать предмет, образно говоря «попробовать на зуб», чтобы его детально изучить. К сожаления, в школе этот канал остается минимально загруженным . Ученик в начальной школе, а порой и в старших классах часто уподобляется рабу времен Древнего Рима , прикованному цепью дисциплины к своей скамье-парте и веслу-ручке. Кинестетической информации явно недостаточно ,и соответствующий канал оказывается недогруженным. Вот нервная система и пытается компенсировать ее недостачу лишними движениями тела. Такой ребенок читая книгу, размахивает ногой, а отвечая у доски, раскачивается, болтает руками, переминается с ноги на ногу. Узнали? Это наше шило, которое без конца крутится на уроке.
Особенности нервной системы таких ребят надо принимать во внимание на любых уроках, на занятиях оригами в том числе. Что можно сделать? Рецепты совсем просты.
Для кинестетика: посадить его за первую парту и время от времени дотрагиваться до него руками, одобрительно коснуться его плеча, потрепать по волосам , ласково заглянуть в глаза. Для «шила» это равноценно целой Ниагаре информации, которую он может усвоить. Обращайтесь к нему со словами «Почувствуй эту складку, пощупай, совпали ли края с серединой.» К слову сказать, что для ребят с таким типом нервной организации занятия оригами часто оказываются чуть ли не единственной отдушиной в череде занятий, на которых надо сидеть смирно. А тут такой простор для рукотворных манипуляций!
Рецепт для аудиалов тоже несложный. Чтобы еще лучше овладеть их вниманием, обращайтесь к ним со словами: «Послушайте, что мы сейчас будем складывать. Эта фраза звучит немного странно для взрослого уха, но она прекрасно срабатывает среди «слухачей».
Любой опытный преподаватель-оригамист обычно всегда комментирует свои действия словами и последовательность складывания всегда можно «прослушать».
С «кинестетикеми» и «аудиалами» мы разобрались, остались только «тормозящие» ученики. Как бать с ними? Чаще всего каналы восприятия информации работают у них не хуже, чем у остальных ребят. Беда в другом. Такие первоклашки не научились отдавать себе внутренние команды, необходимые для начала работы. До сего времени конкретные приказы поступали к ним лично и индивидуально от родителей. Дети подобного плана напоминают исполнительного солдатика, который привык только подчиняться. Он прекрасно выполняет указания вышестоящего начальства, но при этом не способен дать себе команду к началу самостоятельных действий.
Это беда многих первоклассников. Пройдет не один и не два месяца, а может и целый год, прежде, чем они начнут сами готовится к очередному уроку, не дожидаясь подробных указаний учителя. При словах «домашнее задание» станут доставать дневники, не будут ждать личных инструкций вроде «Саша, открой портфель, возьми дневник, найди такую-то страницу, где пятое число, возьми ручку, запиши номер задачи.» Чтобы начать по- настоящему учиться, ребенок должен уметь все эти команды отдавать себе самому. Оригами-своеобразный индикатор, легко выявляющий ребят начальных классов, у которых плохо работает «внутренний диспетчер». Нет внутренних команд-нет и действий. Почаще надо спрашивать у таких ребят после своих объяснений: «Что ты сейчас будешь делать?» Пусть они вслух проговорят и вам свои будущие действия. Скоро вся эта внешняя речь будет превращаться во внутренние команды. Дело сдвинется с мертвой точки. Если «внутренний голос» стимулировать на занятиях оригами, то и на остальных предметах результативность и успеваемость поползет вверх.
Аудиалы не навсегда должны делать ставку только на слух, а визуалы должны учиться слушать. Кинестетикам полезно развивать два остальных канала. Занятия оригами в этом плане- кладезь соответствующих тренировочных приемов. Поскладывайте перед классом молча, без комментариев минут пять –и все ученики поневоле должны активизировать свой визуальный канал. Дайте только словесные команды- и весь класс превратится в слухачей-аудиалов. Наконец, замечательный и очень мощный прием для развития кинетического канала-складывание с закрытыми или завязанными глазами, наощупь. Учтите, что приступать к такой работе после определенной практики, новички в оригами (первый год обучения) не справятся.
Итак, чтобы облегчить занятия оригами для «трудных детей», надо знать особенности таких детей и проявлять к ним индивидуальный подход, что является прямой обязанностью грамотного педагога.
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостиков: живопись, поэзия, музыка, наука. Никакой прорицатель не может нам сказать, каким путем преодолеет пропасть наш ребенок, а потому мы должны увеличивать число мостов и строить новые. Оригами- своеобразный мостик в творчество.
МБОУ Петровская СОШ
ДОКЛАД
«Общекультурное направление внеурочной деятельности «ОРИГАМИ» для выявления «трудных» детей и дальнейшей работы с ними.»
Подготовила-Сидорова Марина Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории.
Март 2017-2018 учебный год.