РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОЦИУМА
Л.М. Шеренговская, директор школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теменичская СОШ» Брянского района
Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании.
Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.
Л.Н. Толстой.
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром и самим собой. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Глубокие изменения в социально- экономической и политической жизни общества привели к смене ценностных ориентиров и в первую очередь оказали большое влияние на подрастающее поколение, что особенно негативно отразилось на нравственном, патриотическом и трудовом воспитании.
Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Низкопробные литература, киноиндустрия, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной размытости критериев нравственности. В обществе в последние десятилетия делается ставка на материальные ценности и низменные чувства людей: деньги, вещи, наживу, развлечения, жестокость и индивидуализм.
Следует отметить, что и состояние семейных отношений в последнее время весьма неутешительное. Роль семьи в формировании личности, ее характера, традиций, трудовых навыков, норм поведения и ценностной ориентации значительно снизилось. Многие семьи перестали давать своим детям полноценное воспитание, хуже того они нередко превращаются в рассадник пьянства, мещанско-обывательской психологии, потребительства и лицемерия.
Причин такого положения немало. Здесь и нерешенность многих материальных проблем, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой, спортивной работы с детьми и молодежью.
Идея духовного возрождения России может быть осуществлена только на основе собственной истории , культуры, традиций. Для реализации этой идеи в последние годы разработаны и приняты важные программные документы как на федеральном так и на региональном уровнях. Одним из наиболее важных является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и которая стала «методологической основой стандарта общего образования» [1,с.6].
Кондаков А.М., член-корееспондент РАО, являющийся одним из разработчиков «Концепции » отмечал , что «сам факт ее появления означает, что ключевой целью образования и результатом деятельности каждого образовательного учреждения является формирование личности гражданина России . Концепция – это своеобразное «техническое задание» на разработку как учебных программ, так и программ по внеурочной деятельности » [2,с.1].
Какими же возможностями и какими особенностями обладает сельская
школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников в условиях ФГОС?
Духовно-нравственное воспитание в любом образовательном учреждении — это не только усвоение нужных знаний, но и организация деятельности учащихся, направленной на воспитание культуры высоких переживаний, создание необходимой социально- педагогической среды для этого. Поэтому «Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся» является составляющей образовательной программы каждой образовательной организации.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственное воспитание начинается с воспитания чувства любви к Родине, с патриотизма и гражданственности. Безусловными святынями для каждого должны быть «мать», «отец», «Родина», «мой город», «мое село», «мой дом» и многое другое. [1,с.17]
Система воспитательной работы МБОУ «Теменичская СОШ» направлена на реализацию духовно- нравственного развития детей через коллективно-творческую деятельность, которая объединяет нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое направления. Традиционными стали мероприятия и праздничные акции, тематические вечера, лектории, семинары, литературные декады и т.д. духовно-нравственной и патриотической направленности. Силами творческих педагогов проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам России: Дню
защитника Отечества, Дню Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику
«Первого звонка», «Последнего звонка», Недели детской книги, православным датам – Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Проводятся учебные экскурсии «Туристические тропы с. Теменичи», рассказывающие об историческом и героическом прошлом села, о природе родного края. Стали традиционными лекции для родителей по вопросам духовно- нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов специалистов ЦМППС, сотрудников полиции , акции и декады Милосердия : «Ветераны», «Спешите делать добро», «Семья семье», оказании помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, шефство над детским садом. Главный принцип этой работы - «нравственность через дела».
Эффективность воспитательного процесса в значительной мере определяется единством действий и деятельности различных социальных институтов, отвечающих за воспитание молодежи. Поэтому для реализации духовно - нравственного воспитания школа активно привлекает семьи учащихся, Совет школы, Добрунскую сельскую администрацию, сельский дом культуры, и в последнее время сельскую Церковь. Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей - это добровольное взаимодействие, основанное на доверии и уважении.
В Концепции говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно‑нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями…» [1,с.20].
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что светский характер российского государства не должен стать непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования.
Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов Росси» прочно вошли в учебный план нашей школы. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях, историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история села Теменичи. В нашем селе стоит прекрасный Храм Рождества Христова. Из книги В.В. Крашенинникова «Из историй селений Брянского района» известно, что в 1832 году на средства местного помещика Львова Алексея Николаевича была построена новая каменная Рождественская церковь, вместо двух деревянных церквей. В 1878 году при Церкви открылась церковно- приходская школа, которая потом была преобразована в земское училище, где в 1909 году обучалось около 80 учащихся. [3,с.122].
Как и многие другие церкви, в советский периода своего существования сельский Храм пришел в запустение и упадок. Менялись священники, разрушались стены, окна, колокольня, внутреннее убранство Рождественской церкви. С приходом священника Александра Маркина все стало меняться в лучшую сторону. Постепенно стала преображаться красавица церковь, восстановили алтарь, появился колокол, стала благоустраиваться территория.
На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с сельской Церковью. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России.
Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с церковью мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Во главу угла был поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов.
Отец Александр Маркин много внимания уделяет вопросам благотвори-тельности, помогает онкобольным детям, взрослым и просто тем, кто попал в сложную ситуацию, кому советом, а кому и материально. На протяжении ряда лет он оказывает помощь социальному приюту для детей г. Брянска. Именно с общения с детьми из приюта, которые часто бывают на воскресных и праздничных службах, началась наша совместная деятельность с церковью. Сначала это были разовые мероприятия: проведение совместных футбольных матчей, участие в Рождественских или Пасхальных утренниках, совместно с волонтерами из Брянского патриотического клуба «Пересвет» благоустраивали территорию церкви, высаживали цветы на клумбе, саженцы молодых деревьев, которые потом все лето поливали с родителями, чтобы они не погибли от засухи.
Вся совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и «обязаловки». Традиционными стали детские мероприятия к Великим православным праздникам, которые готовит как матушка Ирина, так и школьные учителя и в которых участвуют дети из приюта, учащиеся школы, дети прихожан Церкви, все, у кого есть желание. Особенно интересно и весело проводятся Рождество, Масленица, Пасха участие в которых часто принимает известный ансамблю русской песни «Бабкины внуки». Устраиваются благотворительные акции с распродажей поделок, катание с горки, а затем для детей накрывают сладкий стол с чаем, блинами, сладостями. Разве это не пример понимания добра, милосердия. Дети нашего села сначала бегали на эти утренники из любопытства, а теперь ходят, многие с родителями, потому что им там интересно, им там рады и их там любят. В свою очередь Отец Александр не отказывается от участия в школьных мероприятиях, приходит в школу на 1 сентября, по нашей просьбе проводит с учащимися беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
13 января 2015 г в нашем Храме состоялось праздничное богослужение в честь Рождества Христова, которое возглавил Высокопреосвященнейший Александр Митрополит Брянский и Севский. По окончании Божественной литургии Митрополит Александр с делегацией представителей духовенства посетил школу, поздравил учеников и работников с праздником, и подарил сладкие подарки. С первых минут общения он сумел расположить к себе всех присутствующих на встрече мальчишек и девчонок, поделился воспоминаниями о своих школьных годах, поинтересовался успехами учащихся в учебе, спорте. Быть добрыми, бескорыстно помогать тем, кто очень нуждается в нашей помощи и поддержке, уважать своих родителей, учителей, любить свою Родину, помнить ее великую историю, что особенно важно в год 70 – летия празднования годовщины великой Победы над фашизмом. Вот о таких простых истинах говорил Высокопреосвященнейший Александр с ученикам Теменичской школы.
А еще Митрополит дал наказ отцу Александру оказать помощь в замене окон второго этажа школы, которым уже почти 50 лет. Двести тысяч были выделены Брянской Епархией , оставшуюся сумму - триста тысяч необходимо было собрать сельской Церкви. И Церковь и школа обратились к прихожанам , жителям села, выпускникам школы, представителям бизнеса с просьбой помочь собрать недостающую сумму. На совете старшеклассников было принято решение провести благотворительный концерт, средства от которого передать Церкви.
Организация и проведение концерта стало социальным мини- проектом. Никогда еще учащиеся так серьезно и ответственно не подходили к своей работе. Поэтому высшей похвалой и наградой для них стал полный зал сельского дома культуры и значительная сумма, которую удалось собрать в результате этой акции. Хочется отметить и поддержку родителей, жителей села, администрации Добрунского сельского поселения. Для нас для всех это стало своего рода оценкой наших духовно- нравственных устоев. А для детей имело огромное воспитательное значение. Ведь сила положительного примера увеличивается, когда между словом и делом нет расхождений. Главными методами воспитания были и остаются личный пример и совместно- разделенная деятельность.
Французский философ Гельвеций писал: «Человека с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой принимает участие».
И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности.
Необходимо только придерживаться следующих правил:
1) подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и
общественности;
2) вести воспитательную работу по формированию духовно -
нравственных ценностей систематически, а не время от времени в противном случае все программы и концепции по духовно-нравственному развитию останутся, как говорил академик Асмолов «Городом Солнца »[2, с.2]
3) учитель, воспитатель всегда должна быть примером «нравственного и гражданского личностного поведения» »[2, с.2]
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Примером этому могут быть наши выпускники, многие из которых оказывают школе помощь в материально- техническом оснащении, а также благодарности в адрес педагогического коллектива и администрации школы, за качественное обучение и хорошее воспитание обучающихся от учебных заведений области, в которые поступили наши выпускники.
Список литературы :
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравст-венного развития и воспитания личности гражданина России».// М.: Просвещение, 2014 г
2. Информационно- публицистический бюллетень // «Просвещение» , Выпуск №25, октябрь 2009 г, - М. Просвещение,
3.В.В.Крашенинников Из истории селений Брянского района.//Брянск, 2004
4. .Воспитательная система сельской школы. Учебно- методическое пособие //. Под редакцией Е.Н. Степанова.- Псков , 1997
5. Рогонов П.П., Асташова Н.А., Болховитина Т. С., Ерёмин А. В. Нравственно- патриотическое воспитание: концептуальные основы развития личности. Учебно-методическое пособие.//Брянск, 2005 г
6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека //М.:Педагогика, 1990
7. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Собр.соч.в 10 т.- М.: Русская книга, 1993,-Т.1
8. Воликова Т.В.Учитель и семья. Пособие для учителя //М.: Просвещение, 1998
9. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания./Т.И. Петракова// М.: Просвещение, 1997.