«Осень 2024»

Операционная система: виды, состав, интерфейс, команды. Утилиты операционных систем. Основные объекты и приемы управления ОС WINDOWS.

Операционная система: виды, состав, интерфейс, команды. Утилиты операционных систем. Основные объекты и приемы управления ОС WINDOWS.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

План урока № дата _______________


Тема урока: Операционная система: виды, состав, интерфейс, команды. Утилиты операционных систем. Основные объекты и приемы управления ОС WINDOWS.


Цель урока:

  • Виды операционных систем, интерфейсы пользователя, основные команды ОС, приемы управления

  • Устанавливать операционную систему WINDOWS, работать с утилитами

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: компьютеры

Литература:

1. 30 уроков по информатике. Экспериментальный учебник для старших классов общеобразовательных школ / Балафонов Е. К.. Бурибаев Б. Даулеткулов А. Б. Алматы 1999-443с.: ил.

2. Информатика. Базовый курс / Симонович В. Б. и др. СПб: Пит 2001 – 640с.: ил.

3. Office 97: книга ответов –СПб: Питер. 1999 – 416с: ил.

4. Работа на персональном компьютере. Пособие о двух частях Инчин А. С. – Алматы 2002г.

5. Операционная система Windows 98. лабораторный практикум. Учебное пособие для старших классов средних школ. /Балафанов Е. К.. Буребаев Б. Б. и др.

6. Табличный процессор Microsoft Excel 97/ Лабораторный практикум. Учебное пособие для старших классов средних школ. / Балафанов Е. К.. Буребаев Б. Б. и др.


Ход урока


  1. Организационный момент проверить присутствия учащихся.


  1. Проверить домашнее задание

Задание

  1. Загрузка NC.

  2. Прочитать оглавление диска С на левую панель.

  3. Прочитать оглавление диска А на правую паязль.

  4. Поменять панели местами.

  5. Перевести курсор на другую панель.

  6. Убрать обе панели с экрана н восстановить их.

  7. Прочитать информацию о диске С,

  8. Убрать одну из панелей с экрана н восстановить ее. *

  9. Сделать активным диск С.

  10. Получить атрибуты файла CONFIG. SYS в строке мини-статуса.

  11. Осуществить быстрый поиск директория DOS.

  12. Осуществить быстрый поиск фаяла NC.MNU на диске С.

  13. Осуществить быстрый поиск группы файлов * brt, выбрать один из них и войти в
    директорий, в котором он находится.

  14. Войти в поддиректорий и посмотреть его на экране его оглавление.

15. Запустить команды MS DOS:

  • А:

  • С:

  • DIR/W

  • COPY*.TXTA:

  • А:

  • DIR/W

  1. Посмотреть результаты в NC.

  2. Высветить все команды н выполнить команду 15.2.

  3. Работа с функциональными клавишами:

  • Вызвать меню пользователя и отказаться от него.

  • Посмотреть файл ANSI.SYS.

  • Скопировать файл ANSLSYS в директорий А.

  • Переименовать файл ANSLSYS в Al. S YS.

  • Удалить файл A1.SYS.

19. Работа с меню NC.

  1. Посмотреть информацию о диске А.

  2. Посмотреть информацию о диске С. *

  3. Отсортировать файлы винчестера С по времени, размеру» именам, расширениям.
    Создать дерево:

  1. Переименовать файлы:
    Bookl.doc Habl.doc
    Book! doc на B2.doc

  2. Создать архив Book.arj, куда войдут все текстовые файлы.
    20. Удалить дерево.


  1. Объяснение нового материала (усвоение новых знаний)

Операционная система и ее назначение

Операционная система представляет собой неотъемлемую часть программных средств ПЭВМ, которая обеспечивает управление всеми аппаратными средствами, позволяет отделить остальные классы программ от непосредственного взаимодействия с аппаратурой, и потому является первой и наиболее важной программой любого компьютера. Операционная система (ОС) выполняет две главные функции:

1. Поддерживает работу всех прикладных и системных программ, обеспечивая их взаимодействие с аппаратурой.

2. Дает пользователям возможность осуществлять общее управление машиной.

Первая задача ОС состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие программ с внешними устройствами и друг с другом, распределение оперативной памяти, выявление различных событий, возникающих в процессе работы, соответствующее реагирование на них и др. Для общего управления машиной используется командный язык ОС, с помощью которого человек может выполнить разметку дисков, копирование программ, распечатку папкаов диска, запуск любых программ и установку режимов работы внешних устройств.

Следовательно, ОС - это программа или группа взаимосвязанных программ, выступающих посредником между аппаратными средствами ЭВМ и пользователем.

ОС дополняют аппаратные средства любого ПК, позволяя прикладным программам обращаться к внешним устройствам, а пользователю - управлять работой машины с помощью различных команд. Функции ОС могут быть разделены, в основном, на три группы:

1. Организация всех форм ввода-вывода данных.

2. Общение ЭВМ с внешним для нее миром.

3. Служба хранения и обработки данных.

В разных моделях ПК применяются ОС с разной архитектурой и разными возможностями. Наиболее известные типы: MS-DOS (РС- DOS), Mac OS, CDOS, MSX, UNIX, OS/2 и Windows.

Рассматриваемая ОС MS-DOS появилась в 1981 году одновременно с машинами типа IBM PC. Она устанавливалась почти на всех персональных ЭВМ, в частности на ПК типа IBM PC или совместимых с ними.

Основные понятия и обозначения

В персональных компьютерах основным хранилищем программ и данных являются накопители на магнитных дисках (НМД), поэтому эффективность работы ЭВМ зависит от их правильного использования. Эти накопители именуются начальными латинскими буквами с двоеточием А:, В:, С:, D: и т. д.

Многие ПК снабжены двумя накопителями на гибких магнитных дисках - НГМД, которые обозначаются как А: и В:, и одним или несколькими накопителями на жестком магнитном диске НЖМД типа "винчестер" с именами С:, D:, Е: и т. д. При включении ПК ОС загружается, как правило, с НЖМД - С: или с НГМД - А: и на экране дисплея появляется стандартное приглашение ОС к работе, как показано ниже.

А:\ - указывает на накопитель А:, если при включении ПК в дисковод А: не вставлена дискета, то ЭВМ обращается автоматически к диску В: или С:, с которого считывается ОС; С:\ - указывает на работу накопителя С:. После загрузки ОС в память ЭВМ на экране дисплея появляется строка ввода типа А:\ или С:\.

Носителем ОС служат магнитные диски или дискеты (гибкие диски). Большая часть диска предназначена для хранения данных или программ. В небольшой части хранятся оглавление (папка, директорий) программ пользователя и ОС.

Основные функции системы Windows

Как и любая операционная система. Windows должна обеспечить выполнение следующих задач:

- управление аппаратными средствами компьютера;

- обеспечение работы с файловой системой;

- запуск прикладных программ.

Кроме этого Windows обеспечивает:

- одновременную работу нескольких программ;

- обмен данными между различными программами;

- поддержку масштабируемых шрифтов;

- поддержку мультимедиа;

- единую справочную систему.

Основные понятия Windows

Окно - первое базовое понятие. Как Вы уже знаете, само название системы WINDOWS переводится как "окна".

Окно - прямоугольная область экрана, в которой могут выполняться отдельные программы, обрабатываться и редактироваться данные, выполняться управляющие системой действия. Окно может занимать часть экрана или весь экран. Одновременно на экране может присутствовать несколько окон. Любое приложение ( программа) в WINDOWS работает в своем окне. Если закрыть окно, то работа приложения (программы) прекращается.

В дальнейшем Вы познакомитесь с различными видами окон в Windows, но все они имеют некоторые общие элементы и свойства.

Границы - вертикальные и горизонтальные линии, идущие по периметру окна. В верхней части находится строка заголовка. В середине строки заголовка отображается название данного окна, которое мы будем называть заголовком окна. Слева от заголовка располагается кнопка Системного Меню, справа могут располагаться кнопки для изменения изображения окна. Под строкой заголовка расположена строка меню. Под строкой меню находится рабочая область окна, в которой может располагаться различная информация: выполняемая программа, данные для обработки, другие окна.

Любое окно имеет ограниченный размер, поэтому если информации много, она не может быть полностью представлена в окне. В этом случае с правой (нижней) стороны окна появляется элемент который носит название "линейки прокрутки". Наличие этих элементов указывает на то, что присутствует информация, которая не помещается в окне.

Окна приложений и документов имеют три варианта представления на экране:

- полноэкранный - окно занимает весь экран;

- нормальный - окно занимает часть экрана;

- значок - окно "свернуто".

Рабочий стол второе базовое понятие. Принцип рабочего стола является основополагающим практически для интерфейса всех современных операционных систем ( Windows, OS/2, 0S для Mас, OS для Sun и т.д).

Представим себе свой обычный рабочий стол. На нем могут находится книги, папки с документами, инструменты (ручки, карандаши, ластик и т.д). Расположение их может быть любое, то которое Вам наиболее подходит, поверхность стола может быть покрыта красивой скатертью или ничем не застелена. Вы имеете возможность попеременно пользоваться всеми предметами, находящимися на столе.

В среде Windows роль рабочего стола играет (выполняет) экран дисплея. На нем находятся окна работающих программ, отдельные файлы документов.

Содержите свой рабочий стол в порядке Работать за захламленным столом неудобно. Вы постоянно будете терять нужные документы, инструменты.

Графический указатель "Мышь"

В среде WINDOWS можно работать с использованием клавиатуры, но наибольший эффект достигается с использованием графического указателя "мышь" или их комбинаций. Перемещение "мыши" по стол)' приводит к соответствующим перемещениям указателя "мыши" на экране. Указатель может менять свое изображение, что, как правило, означает возможность выполнить в данной области экрана некоторое действие (например, при перемещении указателя на границу изменяемого окна).

"Мыши" бывают двух- и трехкнопочные. В работе, в основном, используется левая кнопка, реже - правая. Средняя кнопка, если она есть, используется лишь в некоторых приложениях Windows.

Первая и основная операция с "мышью" - движение указателя (Point) по экрану. Это подготовительная операция, которая сама по себе не вызывает никаких действий.

Следующая операция - щелчок (Click). Операция выполняется после того, как указатель подведен к нужному элементу, например. Значку программного элемента. Щелчок - это одинарное кратковременное нажатие кнопки "мыши". Как мы уже сказали, в основном используется левая кнопка, и в дальнейшем, если это не оговорено особо, всегда будет иметься в виду щелчок, выполняемый именно левой кнопкой. Как правило, щелчок применяется для выделения объектов, активизации окон и т.п.

Более сложная операция – двойной щелчок (Dоblе-click). Она также выполняется после того, как указатель подведен к нужному элементу, и заключается в быстром двойном нажатии кнопки "мыши". Это достаточно сложная операция, редко кому удающаяся с первого раза. Дело в том, что между двумя нажатиями кнопки (говорят, между двумя щелчками) должно пройти очень мало времени - десятые доли секунды. Если времени пройдет чуть больше, система воспримет это как два одинарных щелчка. Если произведен двойной щелчок, то система сразу начинает выполнять действия, связанные с выбранным объектом ( действия по умолчании)").

Следующая операция - перемещение (Drag&Drop) Она используется для переноса окон и значков, для изменения вертикальных и горизонтальных размеров окна. Выполняется перемещение следующим образом. Сначала, как и в предыдущих случаях, указатель подводится к нужному элементу, затем нажимается кнопка "мыши" и, удерживая ее, указатель перемещается на новое место. Фиксируется новое положение после того, как кнопка отпускается.

Перечисленные операции с "мышью" практически в полном объеме позволяют управлять системой Windows.

Буфер обмена

На время своей работы оболочка Windows выделяет специальную область памяти - буфер обмена (Clipboard), который используется для пересылки данных между приложениями и документами. Роль данных могут играть фрагмент текста, рисунок, таблица и т.п. Применение буфера обмена является наиболее простым средством обмена данными между программами.

Основные технологические принципы Windows

Перечислим некоторые технологические принципы среды Windows, которые не имеют аналогов в технологии DOS.

Стандартный интерфейс пользователя. Приложения, написанные под MS-DOS, имели собственный интерфейс – систему меню (горизонтальных, ниспадающих, всплывающих, иерархических), способы диалога (ввод данных, выбор вариантов) и т. п. Такой подход приводил к необходимости переучиваться Пользователю при переходе к новому программному продукту. Правда, программные продукты крупных фирм имели элементы стандартизации (например, стандартный способ выбора пункта меню), однако в целом уровень беспорядка сохранялся высоким. Система Windows, а так же приложения написанные под Windows, имеют единый интерфейс. Это позволяет довольно быстро и спокойно адаптироваться при переходе к новым программным продуктам.

Более того, любое действие в системе Windows может быть выполнено несколькими способами, и пользователь сам выбирает тот набор действий, который ему более всего подходит.

Принцип "Point-and-Click" (Указать и щелкнуть). Этот принцип означает, что для выполнения очень многих операций в графической 3 технологии мы можем просто переместить указатель мыши на ; элемент экрана и щелкнуть левой или правой кнопкой. Этим способом можно сделать следующее:

- свернуть, развернуть и восстановить окно приложения или документа;

- выбрать пункт из горизонтального меню;

- выбрать команду из ниспадающего меню;

- выбрать команду на панели инструментов;

- выделить строку в списке;

- нажать командную кнопку;

- изменить значение переключателя;

- изменить положение курсора для ввода текстовой информации;

- включить поле выбора и многое-многое другое.

Принцип "Select" (Выделить). Когда мы работаем над документом в окне приложения, нам часто приходится выполнять какие-либо операции с фрагментами документа (участками текста. рисунками, таблицами). В числе этих операций - копирование, перемещение, далекие фрагмента, изменение шрифта, изменение размеров, обрамление, затемнение и т.п. Такие операции выполняются в два шага: сначала мы должны выделить фрагмент (т. е. сообщить программе, какой участок документа мы имеем в виду), а затем дать соответствующую команду (например, удалить фрагмент или заменить его шрифт). Фрагмент выделяют разными способами, в зависимости от его характера и соглашений программы. Например, участок текста (символ, слово, строку, абзац и т. д.) можно выделить либо мышью, либо с помощью клавиш (Shift) и стрелок управления курсором. Для выделения фрагмента графического изображения, как правило, используют "ножницы".

Если Вы допустили ошибку при выделении, достаточно просто щелкнуть мышью где-нибудь вне фрагмента (а иногда и на самом фрагменте), - выделение будет отменено.

Начинающие пользователи часто пытаются дать команду программе, забыв предварительно выделить объект. Какова будет реакция? Иногда команда будет просто недоступна (например, нельзя переслать в буфер обмена несуществующий фрагмент); иногда команда будет проигнорирована (например, при попытке изменить шрифт); иногда команда будет выполнена по умолчанию (например, при форматировании абзаца). Поэтому, во избежание недоразумений, всегда придерживайтесь золотого правила: выделение, выделение и еще раз выделение!

Принцип "Drag-and-Drop" (Переместить и оставить). Этим методом пользуются для копирования или перемещения выделенного фрагмента информации, значка, окна в нужное место экрана, обрабатываемого документа или программы. Например, если выделен участок картинки, можно указать на него курсором мыши, нажать левую или правую кнопку и, удерживая ее, "перетащить" участок на новое место. После отпускания кнопки участок будет зафиксирован в новой позиции. Если во время перетаскивания удерживать нажатой клавишу (Сtrl), фрагмент будет копироваться на новое место. Очень часто приходится комбинировать копирование и перемещение. Например, если вы создаете на экране сложную схему, в которой много одинаковых элементов (скажем, прямоугольников), целесообразно начертить один элемента затем методом "Drag-and-Drop" в режиме копирования размножить его. Далее, тем же методом, но в режиме перемещения, можно выровнять элементы на экране.

Методом "Drag-and-Drop" мы будем выполнять следующие операции:

- перемещение окон в нормальном варианте представления и в варианте значков;

- перемещение и копирование выделенных фрагментов рисунка и рабочем поле программы графического редактора;

- перемещение и копирование выделенного участка текстовой информации при редактировании документа Word;

- перемещение и копирование рисунков и таблиц;

- установка границ абзаца на странице с помощью "перетаскивания" верхнего и нижнего треугольников горизонтальной линейки;

- составление пользовательских панелей инструментов из набора готовых значков инструментов.

В современных системах программирования методом "Drag-and-Drop" пользуются для "сборки" программы из набора объектов, как собирают картинку из детских кубиков.

Принцип WYSIWYG (что Вы видите, то и получаете). При подготовке текстовых документов страница текста на экране выглядит так же, как и на бумаге после распечатки. Однако здесь надо быть осторожным. Это связано с тем, что система Windows, отображая на экране символы, подчеркивает их характерные особенности начертания, поэтому видимое изображение буквы не всегда соответствует тому, что будет напечатано на бумаге. Для решения этой проблемы используют специальные операции, которые мы рассмотрим при изучении работы в текстовых редакторах.

Технология OLE - связывание и встраивание объектов (Object Linking and Embedding OLE). Это мощное средство интеграции программ, позволяющее встраивать в документ одного приложения (например, процессора Word) объекты обработки других приложений (например, графического редактора Paintbrush) и редактировать эти объекты средствами "родной" программы.

Технология DDE -динамическое связывание объектов. Наиболее мощное средство связи объектов, позволяющее встраивать объекты в документ или другое приложение, при этом изменения объекта в приложении, в котором оно создано, автоматически передаются в документ или приложение, в которое объект встроен с помощью DDE.

Запуск Windows

После начала загрузки системы Windows на экране появится заставка "загрузка системы Windows''. Время загрузки системы около 1-2 минут. Если после истечения данного времени заставка все еще находится на экране, то это значит что с системой что-то произошло и надо обратиться к специалисту.

Окончание работы системы Windows

При работе в Windows перед выключением компьютера необходимо произвести определенные действия:

- закрыть ( прекратить работу) прикладные программы;

- выйти из Windows.

И только после этого можно выключить питание компьютера. Для чего это необходимо сделать? При работе система Windows полностью подчиняет себе ресурсы компьютера. При этом Windows создает так называемые временные файлы (файлы с расширением .ТМР). Эти файлы уничтожаются после правильного окончания работы с Windows. Если работа завершена неправильно, то данные файлы остаются на диске, тем самым уменьшая дисковое пространство.


  1. Закрепление знаний и умений

Контрольные вопросы

1. Что такое Windows?

2. Какие системы Windows Вы знаете?

3. Назовите основные понятия, применяемые в системе Windows.

4. Что такое манипулятор "мышь"?

5. Расскажите об основных технологических особенностях Windows.

6. Каков порядок выключения компьютера при работе с Windows?


  1. Подведение итогов урока

Выставление оценок.


  1. Домашнее задание

Работа с конспектом.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее