«Зима 2025»

Постановка голоса у детей

Методические рекомендации для работы с детскими голосами

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Некоторые особенности развития детского голоса



Пение является самым доступным и массовым видом детского музицирования, поэтому школьный период является самым продуктивным не только для формирования и оформления детского голоса, но и главным образом для развития художественно-эстетического вкуса, эмоциональности, выразительности средствами вокального искусства. На основе изучения народной песни, произведений русской, зарубежной классики, лучших образцов советских и современных композиторов. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировка голосового аппарата.

Методы вокального воспитания школьников лишь частично опираются на практику обучения взрослых, т.к. имеют свою специфику и, прежде всего, возрастную (детский организм находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении).

Педагог работает с еще не сложившимся голосовым аппаратом и психикой, с интенсивно растущими развивающимся организмом детей, с его изменяющимися способностями.

  1. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен диапазон, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако, с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому звукообразованию соответствует легкое, преимущественно головное звучание. Так как диапазон голоса еще не развит, рекомендуется транспонирование вокальных произведений в более удобные тональности.

  2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Именно этот период считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Работа должна идти над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

  3. Следующий период развития детского голоса – мутация. Учащиеся 13-16 лет требуют особенно бережного отношения. Голосовой аппарат претерпевает существенные изменения, становится чувствительным к даже небольшой перегрузке. В звучании голоса могут появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря певческого голоса.

В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость.

У мальчиков в 12-14 лет начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон голосов смещается вниз. С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой голосового аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.

Занятия в период мутации, кроме особых случаев, можно не прекращать, но проводить особенно осторожно, с ограничениями. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию учащегося.

  1. Постмутационный период. Взрослое звучание еще не сформировалось, голосовой аппарат продолжает развиваться, поэтому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, употребления твердой атаки как основного приема звукообразования. Целесообразным будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение.



Краткие методические указания по развитию певческих навыков у детей.



Учитывая, что пение есть психофизический творческий процесс, в котором деятельность голосового аппарата (дыхания, гортани и резонаторов, является целостной, особое внимание педагога должно быть обращено на певческое дыхание (костоабдоминальное дыхание, глубокий, бесшумный, неперегруженный вдох, фиксация вдоха, очень экономное расходование дыхания во время пения. Певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, оно является так же одним из необходимых средств художественной выразительности. Правильное, эластичное певческое дыхание дает возможность свободно владеть музыкальной фразой, цезурами и другими элементами выразительности.

На начальном этапе обучения следует объяснить учащимся основы дыхания без акцента на организацию вдоха, а не на тип вдоха. Рекомендуется ввод дыхательной гимнастики с игровыми моментами и выразительными представлениями (использование особенностей возрастной психологии детей – склонность к импровизации и фантазии). Грамотное, выразительное пение предполагает наличие чистой интонации, владение элементарными певческими навыками, эмоциональности и музыкальности, как средствами выразительности. Развитие навыка выразительного пения – это результат параллельной работы:

  1. По усвоению комплекса вокально-интонационных упражнений;

  2. Развития навыка пения как такового (по нотам и со словами).

Вокально-техническое развитие учащегося осуществляется путем систематической работы по созданию правильного певческого звучания на середине диапазона. Одной из важнейших и самых сложных задач, решаемых педагогом-вокалистом, является работа над чистотой интонирования. Правильное и точное интонирование- это результат длительного систематического развития и укрепления слуха и голоса с помощью вокально-интонационных упражнений, целью которых является развитие ладового слуха, приобретение и совершенствование вокальных навыков. При работе используется принцип постепенности и последовательности:

  1. от простого к сложному;

  2. от узкого к широкому;

  3. от середины в разные стороны;

  4. от медленного к быстрому.



При пении вокальных упражнений необходимо развивать в ученике понимание вокально-технической задачи и заключенного в каждом упражнении мелодического движения (нарастание, кульминация, спад).

При пении вокальных произведений с текстом вокально-техническая сторона исполнения подчинена художественно-исполнительской задаче, осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Необходимо научить ребенка разбираться не только в форме и музыкальном содержании произведения, но и в идейной и эмоциональной сущности текста. В начале обучения исполнительские задачи должны быть очень просты и постепенно усложняться, но всегда соответствовать возможностям ученика, его общей, вокальной и музыкальной культуре.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее