Музыкальные символы России.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю, а олицетворяют родную землю её символы.
Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют очень важное значение для народа. У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы. Это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
Но еще есть и неофициальные символы, те, которые позволяют представить нашу страну народам других государств через предметы, образы, явления. Эти символы нигде не прописаны, но каждый, увидев их, знает – речь идет о России: Красная площадь, береза, матрешка, валенки, балалайка – рисуют портрет нашей страны.
Наши предки любили петь песни и любили плясать, но для этого нужна была и музыка. Каких только инструментов для этого не было придумано скромным крестьянским гением! От самых простейших, до весьма хитроумных; от самых маленьких, до очень больших; от самых тихих, до звонких и пронзительных. По природе своей народная музыкальная культура самобытна и самодостаточна, она существовала веками, всё это время храня в себе важную частичку прошлого.
В музыкальной культуре нашей страны русские народные инструменты занимают особое место. Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа. Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:
струнные (домра, гусли, балалайка, гудок);
язычковые (баян, гармошка);
духовые (рожки, жалейка, свирель, свистулька);
ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка).
У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. В русских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли – самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха.
Одними из первых в Древней Руси были деревянные трубы и рога, гудок, глиняные свистульки, гусли, сопель и свирель, бубен. Почти все инструменты использовались скоморохами – странствующими актёрами. Скоморохи веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Самыми распространёнными выступлениями были медвежьи потехи и сценки с участием Петрушки. Представления сопровождались звуками духовых и ударных инструментов.
Такому струнному инструменту, как гусли приписывали волшебную силу. Славяне называли свой инструмент гуслями, потому что для их изготовления первоначально использовалась тетива, которую натягивали на лук. Эта тетива называлась «гусла». Отсюда и название инструмента – гусли. По другой версии название их происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила наименование «гусла». Значит гусли – это гудящие струны.
Гусли представляют собой небольшой корпус в форме крыла с натянутыми струнами. На гуслях было натянуто от 5 до 13 струн. При игре гусли находятся на коленях. Звук извлекается щипком или бряцанием по струнам пальцами или специальной косточкой. В народе их называли звончатыми. В старину гусли были не только популярны, но и уважаемы.
Бубен – известен с древнейших времён. Особенно широко он применялся в ратном деле и у скоморохов. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты вместе с трубами создавали устрашающий врага грохот. В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Раньше он имел форму чаши, позже стал похож на барабан, но с одной мембраной. Кожа у бубна телячья или ослиная – натянута на обод лишь с одной стороны. По окружности обода прикрепляют бубенчики или маленькие металлические тарелочки. Бьют в бубен и пальцами, и ладонью, и кулаком. Иногда ударяют инструментом себя по локтю, колену, даже по голове.
В старину для увеселения публики водили по деревням и городам ученых пляшущих с бубном медведей. Посмотреть на представление медвежьей комедии сбегались и старый, и малый. Это была одна из самых любимых забав.
Сопель - впервые упоминается в литературе XI-XII веков, как древнейший инструмент восточных славян. Этот музыкальный инструмент имеет деревянный ствол с пятью – шестью отверстиями. Использовали сопель в ратных походах и на празднествах. Это – главным образом пастуший инструмент, имеющий сипловатый звук.
Ещё один инструмент, распространённый в древности – это домра. В начале XVI века при дворе царя Ивана Грозного существовала Потешная палата, которая состояла из музыкантов, играющих на домрах, гуслях, гудках. Народные праздники и гулянья сопровождались выступлениями веселых бродячих артистов-скоморохов, подобно тому, как сейчас сопровождаются выступлениями известных поп- звезд. Но именно популярность и любовь народа к домре сослужила ей плохую службу. Главным врагом скоморошества выступила церковь. Духовенство негодовало: «Игрища стоят утоптаны, а церкви - пусты». К тому же скоморохи не стеснялись поднимать в своих выступлениях социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться и власти. Так появился указ царя: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав, велеть жечь». Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. О ней забыли на два с лишним столетия. «Возродилась из пепла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту Андрееву.
Позднее появился и другой струнный инструмент – балалайка. В разные времена её называли по – разному: «бала - бойка», и «балабайка», но первое название сохранилось до наших дней. Первые балалайки имели овальный или круглый корпус и две струны. В дальнейшем корпус стал треугольным, добавилась ещё одна струна.
Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни. Она звучала не только в деревне, но и в городе. С появлением балалайки гудок и домра выходят из употребления, но свирель, рожок и гусли ещё долгие годы звучали у пастухов.
Намного позже появилась у русских людей гармонь. Первоначально считалось, что гармонь была изобретена в Германии. Однако недавно было доказано её русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в
Санкт – Петербурге в 1783 году. Её изобрёл чешский инженер Франтишек Киршник, который проживал в России. Имя дал чешское – гармоника, но в народе этот инструмент стали называть «гармошкой». Она полюбилась русскому народу и вскоре стала продаваться в каждом городе, а в Нижнем Новгороде даже существовала ярмарка гармошек.
Многие из названных инструментов есть и у других народов. Но есть уникальные инструменты, которые тесно связаны с бытом именно русского народа, это ложки, бубенцы, трещотки, свистульки, а также и вовсе необычные инструменты, такие как дрова, рубель, пила, глиняные горшки. Всех их роднит оригинальность внешнего вида, звучания, простота и забавность.
Ложки – это самый простой и распространённый инструмент русского народа. Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.
Деревянные ложки хороши ещё тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.
Деревянные ложки использовали как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит большей прочностью и звучностью; они используют лучшие породы древесины. Такие ложки называются «звончатые».
Обычно в игре одного исполнителя используют три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Этот уникальный инструмент выдержал испытание временем, и в наши дни существуют целые ансамбли ложкарей.
Трещотка – ударный музыкальный инструмент, который представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко её украшают цветными лентами и цветами, так как она использовалась в свадебном обряде при исполнении величальных песен. Считалось, что трещотка оберегала молодых от злых духов.
Свистулька – небольшой керамический духовой инструмент. Часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Вдувать воздух в хвост свистульки можно с разной силой, звук может меняться от нежного до пронзительно резкого. На свистульке можно здорово подражать птичьим трелям. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.
Ещё один редкий музыкальный инструмент – дрова. Его изобрели выдумщики и шутники. Представьте себе: выходит на сцену обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими молоточками начинает играть на них весёлые плясовые мелодии.
Судьба каждого из этих инструментов сложилась по – своему. Некоторые из них исчезли из обихода (например гудок, сопель), некоторые существуют до сих пор, некоторые изменились.
В середине XIX века удивительные превращения произошли с таким инструментом, как балалайка. Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин, выдающийся энтузиаст русской народной инструментальной музыки Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, и для начала он сам потихоньку начал учиться играть на нём. Потом Андреев решил усовершенствовать балалайку. Он поехал в Петербург к скрипичному мастеру, который и согласился сделать инструмент. Работа была долгой и тяжёлой, но всё – таки новая балалайка была изготовлена. Василий Андреев не просто хотел усовершенствовать балалайку, он хотел вернуть её в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии солдаты забирали её с собой.
Позже Андреев модифицировал инструмент и на свет появились балалайки, отличавшиеся друг от друга по размеру. Та же участь постигла домру. Попав в руки мастера, она изменилась в размере. Сначала Андреев создаёт ансамбль балалаечников, а затем и целый оркестр, в состав которого входят многие народные инструменты: домры, балалайки, гармони, гусли, ложки, бубны, трещотки, рожки, свирели. В настоящее время эти инструменты составляют основу ансамблей и оркестров народных инструментов.
Музыкальные символы России – это не только «визитная карточка» нашей страны, говорящая о ее неповторимости, но и своеобразный памятник истории и культуры, отражающий основную направленность развития нашего государства.
Сегодня народная музыка – одна из действительных форм самовыражения, рупор и голос поколения. Она помогает проявлять свои чувства и делиться ими с другими. Это отличный способ доносить до людей актуальную информацию, важное сообщение, посыл или идею.