«Музыка в жизни человека»
учителя музыки
высшей категории
Лицей№11
Ворошиловского района г. Волгограда
Ширяевой Татьяны Михайловны.
Волгоград 2016г.
П Л А Н
О природе музыки
Воздействие музыки на человека
Возникновение музыки
Воспитатель умный и чуткий
Практическая часть (музыка в начальной школе 1-4 классы)
О природе музыки
«Она вся – порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так с романтической приподнятостью и пламенной восторженностью – пишет о музыке Гоголь в известной статье «Скульптура, живопись и музыка».
Пусть далеко не все и не всегда так воспринимают музыку, но кто решится отрицать ее огромное воздействие на человека?... Ведь в самом деле она способна целиком захватить все наше существо, увлечь за собой, подчинить своему настроению и порыву.
«Что же это за страшная сила!» – говорил о музыке Лев Толстой.
Заметный вклад в это благородное дело вносят своим творчеством русские композиторы. Их песни и симфонии, оратории и оперы активно участвуют в формировании нравственных и эстетических идеалов людей.
Могучие источники благотворного воспитательного воздействия на нашего современника таятся также в народной песне, в классическом наследии, в лучшем из того, что создается в музыкальном искусстве за рубежом. Ведь все истинно прекрасное в музыке – это обязательно высокое в идейном и нравственном смысле, возвышающее и облагораживающее людей. Поэтому не только передовые музыканты современности, но и Бетховен, и Глинка, и безвестные авторы народных песен – наши союзники в борьбе за нового человека.
Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или ласкает слух тихим, нежным напевом?.. Если мы хотим понять, почему и как музыка воспитывает человека, надо сначала познакомиться с ее природой.
Всякое искусство отражает действительность. Когда читаем рассказ или роман, смотрим театральный спектакль или кинофильм, перед нами проходят жизненные события, образы людей, пейзажи. Мы видим реальные предметы на рисунках и полотнах художников, узнаем их в статуях и на барельефах скульпторов, Ну, а что же музыка? Не составляет ли она исключения? Всегда ли можно с уверенностью сказать, что в ней воспроизведена вполне определенная картина жизни? Ведь одно и то же музыкальное произведение зачастую толкуется разными людьми по-разному: одному видится нива, колеблемая ветром, другой слышит рокот волн, а третий воспринимает ту же музыку как выражение душевного волнения...
«Неопределенность» содержания музыки, его непереводимость на язык слов отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где кончаются слова». А Тургенев в «Вешних водах» пишет: «Не беремся описывать чувства, испытанные Саниным при чтении этого письма. Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее – и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их передать». Из-за этого воздействие музыки может показаться поистине загадочным, волшебным, непостижимым.
Но тайны здесь нет. Начнем с того, что музыке вовсе не чуждо изображение реальных предметов, то есть воспроизведение их внешних – слышимых и видимых – признаков, хотя оно и не занимает в ней главенствующего места и не является обязательным (в отличие от изобразительных искусств – живописи, скульптуры, пантомимы и др.). Не так уж редко отдельные страницы музыкальных произведений или даже целые у произведения посвящаются изображению природы и людей. Одних только картин леса в музыке можно насчитать десятки.
Музыкальная, литература исключительно богата портретами, в которых запечатлены многие внешние черты различных людей – вплоть до их походки, жестов и голосов.
Другое дело, что все эти картины и зарисовки далеко не столь наглядны, конкретны, как в изобразительных искусствах. Объясняется это тем, что более или менее определенно музыка может воспроизвести только слышимые (а не видимые) признаки предмета, которые дают о нем, как правило, неполное и приблизительное представление.
Правда, композиторы широко применяют не только прямое изображение, но и косвенное – с помощью связей между слуховыми ощущениями и прочими (света, цвета, тяжести и т. д.), а также с помощью ассоциаций между звуковыми образами и зрительными. Благодаря этому музыка может «изобразить» и неслышимое: солнечный день и глухую ночь, зарю и молнию, пустыню и горы.
И все же «живописные» возможности музыки довольно ограничены, и само изображение чаще всего получается в ней гораздо более условные, чем в ряде других искусств, или же совсем отсутствует. В этом отношении правы те, кто говорит об известной «неопределенности», отвлеченности музыкальных образов. Надо только сказать, что такая отвлеченность вовсе не есть особенность одной лишь музыки. Существуют и другие искусства, в которых изображение реальных предметов также отличается условностью, а может и вовсе отсутствовать. Это танец, декоративный орнамент, архитектура.
Означает ли это, что все упомянутые искусства («выразительные»), включая музыку, не отражают действительности? Нет. Их содержание тоже почерпнуто из жизни, но только она отражается здесь иными способами, помимо изображения.
Давно замечена аналогия между музыкой и речью. Часто можно услышать или прочесть: «говорящая мелодия», «призывные звучания», «музыка стонет и плачет»... Иногда в таких случаях перед нами – прямое воспроизведение (изображение) в музыке речевых, интонаций: повышений и понижений голоса, ускорений и замедлений речи, ее ритма. Но чаще бывает иначе: мелодия не похожа на речь и все же «говорит». Чем же это объясняется? Тем, что существуют некоторые принципы выражения чувств, общие и для речевой, и для музыкальной интонации. В мелодии, как и в речи, повышение зачастую передает усиление чувства, возбуждение, а понижение – успокоение, плавное движение выражает спокойное развитие эмоции, а широкий скачок – ее взлет. Правда, эти прямые аналогии действительны далеко не во всех случаях, так как музыке свойственны и особые закономерности, отличающие ее от речевой интонации.
Так же соотносится ритмическая сторона музыки с ритмом движений человека, его жестов. Прямого соответствия может не быть, но общие принципы выразительности едины (например, учащенный ритм во многих случаях выражает беспокойство, возбуждение; прерывистый и неправильный – тревогу, смятение; ровный и неторопливый – уверенность и спокойствие).
Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Речь – основное средство общения людей между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас сторона речи – ее интонация – служит в основном для выражения эмоций, то есть чувств, настроений, страстей (тогда как смысловая, логическая роль интонации — подчиненная). Вот почему какая-либо фраза, произнесенная монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по интонациям ощутим, какие чувства владеют говорящим.
Такую же роль играют в человеческом общении жесты. Частично они помогают передать мысль, но главное их назначение – выразить чувство. Поэтому жесты, как и мимику и речевую интонацию, психология называет выразительными движениями.
Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность выразить эмоцию – и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки.
«Стенографией чувств» называл музыку Лев Толстой, «языком души» – композитор и критик А.Н. Серов. «Это область чувств и настроений, – писал он о музыке, – это – в звуках выраженная жизнь души». В обоих высказываниях содержание музыки сужено: оно ведь эмоциями не ограничивается. Но эта сторона музыки справедливо выделена как главнейшая.
Психология учит, что охарактеризовать чувство словами, описать его на языке логических понятий можно лишь приблизительно. Значит, и содержание музыки, поскольку главное в нем – эмоции, нельзя полностью передать в словах, пересказать с исчерпывающей точностью (впрочем, это относится в большей или меньшей мере и к другим видам искусства, так как и в них всегда присутствует эмоциональное начало). Вот откуда – высказывания многих музыкантов и немузыкантов о «неопределенности» содержания, «неизъяснимости» и «непознаваемости» музыки. Но отсюда вовсе не вытекает, что содержание музыки не имеет корней в объективной действительности. В чувствах и настроениях человека отражается окружающий мир, их источник – реальная жизнь. Поэтому, выражая эмоции, музыка отражает действительность. Надо добавить, что, кроме изображения предметов и выражения чувств, музыке доступно – хотя и в более ограниченной степени – также и воплощение мыслей.
Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных инструментальных и вокальных сочинениях. Но и без текста музыка также способна выразить определенную мысль. Видоизменяя или развивая какой-либо музыкальный образ (будь то картина природы, изображение человека или выражение его чувств), а также чередуя и сопоставляя разные образы, композитор тем самым подводит нас к логическому выводу.
Вот простейший пример. Предположим, мы слышим в начале произведения суровые, грозные звучания, затем перед нами проходит картина напряженного, конфликтного развития, а в заключение музыка звучит ликующе. Так воплощается мысль: «От мрака человечество приходит к свету через борьбу» (Пятая симфония Бетховена, его же увертюра «Эгмонт»): Или другой ряд образов: в музыку, выражающую счастливое упоение, неожиданно вторгаются неумолимые воинственные звучания и безжалостно разрушают настроение блаженства. Это можно понять как выражение мысли о том, что счастье недостижимо, что мечты о нем рушатся при столкновении с враждебными силами жизни (Четвертая симфония Чайковского).
Следовательно, некоторые идеи не только доступны «чистой» музыке, но и выражаются ею очень рельефно и полно. Таковы в первую очередь те отвлеченные, абстрактные (но всегда обусловленные конкретными условиями жизни общества) идеи, которые воплощают представления определенных эпох и социальных групп о мире в целом, отражают устойчивость или неустойчивость общественных отношений, цельность или разорванность человеческого сознания.
Обычно в нашем сознании мысли, наглядные представления и эмоции не разделены, а слиты между собой. Думая, мы и представляем себе какие-то явления жизни, и испытываем то или иное эмоциональное отношение к ним. А с другой стороны, любые переживания связаны с размышлениями и с образными представлениями. Так и в музыке: ее содержание – это переплетение, сплав чувств и настроений, с изображением человека и природы и с раздумьями о мире.
Наконец, есть еще одна важная сторона в содержании музыки, как и всякого искусства, – эстетическая оценка действительности.
С различными изображениями предметов, с выражением мыслей и эмоций мы встречаемся не только в искусстве, но и – на каждом шагу – в реальной, практической жизни. И наше отношение к любым жизненным явлениям определяется тем, какую роль они играют в нашем существовании: полезны они или вредны для нас, благоприятно или неблагоприятно влияют, с нашей точки зрения, на ход событий. Но бывает и так, что мы судим о каком-либо предмете, совершенно отвлекаясь от всякой практической заинтересованности. Например, человек способен наслаждаться видом моря или солнечным закатом; вовсе не думая при этом, что море может служить транспортным целям или быть источником ценных продуктов, а закат солнца представляет интерес для научного изучения. Он получает удовольствие от того, что это зрелище, на его взгляд, красиво. Наоборот, некрасивый, безобразный предмет может вызвать отвращение – также независимо от того, насколько хорошо он удовлетворяет наши жизненные потребности. И вот такая оценка явления, свободная от непосредственно практического, утилитарного подхода к нему, называется эстетической.
Оценивая предмет эстетически, мы вольно или невольно соотносим его с тем представлением о прекрасном, с тем эстетическим идеалом, который существует в нашем сознании. Эстетические идеалы у разных людей различны. Они связаны с классовым мировоззрением и общественными устремлениями, с национальными, историческими и социальными условиями жизни. Они вырабатываются в процессе всей многообразной общественной практики людей. Но практические интересы, утилитарные точки зрения отражены в них косвенно, в отвлеченном, «снятом» виде. В этом смысле и можно сказать, что эстетическая оценка «бескорыстна».
Если в реальной жизни мы далеко не всегда даем предметам эстетическую оценку, то в искусстве она присутствует всегда. В этом – одна из главных особенностей искусства. Художник, отражая явления действительности, обязательно выражает при этом не только свое идейное и эмоциональное отношение к ним, но и эстетическое. То, что отвечает его эстетическому идеалу, предстает у него прекрасным, а противоречащее этому идеалу – безобразным, уродливым.
Выяснив, в чем состоит содержание музыки, мы можем понять теперь, почему и как воздействует она на слушателей.
Воздействие любого художественного произведения на человека зависит не только от того, что это за произведение.
Огромную роль играет и другое: каков человек, который его воспринимает. Одна и та же музыка по-разному влияет на людей с разным жизненным опытом, разными взглядами и вкусами, разными темпераментами и способностями, разной степенью общекультурного и музыкального развития. Все это необходимо принимать во внимание, когда речь идет о восприятии конкретного произведения конкретным слушателем.
Воздействие музыки на человека
Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека.
Эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на нее. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. И объясняется это именно тем, что язык музыки, как уже отмечалось, аналогичен речевым интонациям и жестам, то есть главным, самым сильным средствам выражения эмоций в реальной жизни, Обобщив и умножив выразительные возможности интонаций и ритма, музыка и обрела огромное могущество эмоционального воздействия.
Каждый знает по себе, что музыка оказывает и определенное физиологическое воздействие на человека. Хорошо известно также, как пользуются этим в своих целях многие авторы и исполнители: насыщая музыку назойливо повторяющимися резкими звучаниями и конвульсивными ритмическими фигурами, они стараются «загипнотизировать» слушателей, «наэлектризовать» их.
Русские физиологи И.М. Догель и И.Р. Тарханов в конце прошлого века экспериментально исследовали, как действует музыка на человеческий организм. Их опыты подтвердили то, что известно и из повседневной практики: музыка явно влияет на дыхание, кровообращение и другие физиологические процессы. При этом обнаружилась любопытная и важная особенность: осмысленные последования музыкальных звуков – мелодии, особенно, если они близки слушателю по своему эмоциональному содержанию, воздействуют на эти процессы намного сильнее, чем разрозненные, отдельно взятые звуки. Значит, реакция организма на музыку в гораздо большей степени определяется ее психологическим, эмоциональным воздействием, чем непосредственно физиологическим (рефлекторным). А это значит, что слушатель – не безвольная игрушка в руках композитора и исполнителя, не щепка, которую может унести в любую сторону поток. В той мере, в какой человек является «хозяином» собственных чувств, он может контролировать сознанием свою реакцию на музыку и управлять своим поведением, не давая полной воли инстинктам.
Характеризуя воздействие музыки, очень часто говорят и о том, что она, помимо всего прочего, просто «доставляет удовольствие». Недаром ведь многие считают, что концерт – это лучший отдых, а праздник без музыки – не праздник.
Где источник удовольствия, приносимого музыкой? Порою – это сам объект отражения. В произведении может быть отражено или выражено то, что приятно или интересно для нас и в реальной жизни. Мы испытываем естественное удовольствие, видя на портрете симпатичное лицо, на картине – красивый ландшафт, встречая в музыке воспроизведение привлекательных звучаний природы (например, пения птиц) или выражение приятных эмоций (например, беспечной радости или сладкого томления). Художественное произведение может нравиться нам и тем, что оно удовлетворяет наш познавательный интерес: знакомит с неизвестными людьми, событиями и странами (в частности, в музыке – через воспроизведение народных песен и танцев этих стран), раскрывает перед нами новые стороны жизни и духовного мира человека, психологии общества.
Наряду с этим давным-давно замечено, что искусство дарует людям и такое наслаждение, которое носит чисто эстетический, «незаинтересованный» характер. Хорошее художественное произведение доставляет нам удовольствие и тогда, когда изображен некрасивый предмет или выражено низменное, безобразное чувство.
Различными возможностями воздействия музыки на человека определяется и ее роль в жизни общества.
Простейшая, очень давно возникшая и доныне широко распространенная функция музыки – практическая, прикладная: участие и помощь в труде, совместном движении (шествии), общем празднике и отдыхе. Эту роль осуществляют трудовые, походные и бытовые песни, всевозможные марши, танцы. Она основана на эмоциональном и физиологическом воздействии музыки: песня четкого ритма или бодрый марш поднимают настроение и вносят порядок в движение людей, занятых совместным трудом (например, бурлаков в старину) или идущих в ногу (например, солдат), а значит, облегчают их задачу. Точно также на гулянье практически необходима танцевальная музыка; без нее невозможно организовать массовую пляску.
В наше время прикладные функции музыки заметно преобразовались в соответствии с новыми социальными и технологическими условиями. Ее участие в труде приобрело иные формы: она зазвучала непосредственно в цехах заводов и фабрик («функциональная музыка»), помогая преодолеть усталость, снимая излишнее напряжение, заряжая бодростью. Намного возросла роль в быту развлекательной музыки, распространяемой посредством массовых средств коммуникации: радио, телевидения, пластинок. Музыка выполняет и другие практические функции – например, рекламную, лечебную.
К важным социальным функциям музыки принадлежат также познавательная (ознакомление слушателей с жизнью людей разных эпох, наций, социальных групп, и, прежде всего, с их психологией) и коммуникативная, шире – социально-организаторская (объединение и сплочение членов общества посредством установления эмоциональной и идейной связи между ними). Наконец, музыка формирует отношение человека и общества к окружающему миру и к самим себе, их оценки действительности, их взгляды, вкусы, идеалы. Эту функцию можно назвать воспитательной.
Исторически воспитательная функция музыки развивалась из прикладной. Заметив огромную силу эмоционального воздействия музыкальных звуков, первобытные люди не могли объяснить ее и приписывали музыке сверхъестественное могущество влияния не только на человека, но и на природу и на божества. Поэтому музыка использовалась как средство заклинания природы и ее повелителей – добрых и злых духов, языческих богов.
В древних индийских и китайских легендах рассказывается, например, о том, как игра на инструментах и пение влияют на поведение животных и смену времен года, изменяют погоду и климат. Так, когда легендарный китайский музыкант Ху Ба играл на лютне, танцевали птицы и рыбы. Другой лютнист, Вэнь, играя весной на своем инструменте, коснулся струны осени – и тогда неожиданно поднялся холодный ветер, прекратился рост деревьев и трав. По своему желанию он мог зиму превращать в лето, осень – в весну... Рассказано в легендах и о том, как музыкант Гуан вызвал своей игрой засуху, которая продолжалась три года.
Разумеется, музыка никак не могла влиять ни на природу, ни на изображения богов и духов, к которым обращались исполнители священных напевов. Но на людей она безусловно воздействовала. И когда во время заклинания, которое должно было принести удачу охотникам, они исполняли ритуальную пляску с луками и копьями, музыка пробуждала у стариков отвагу юности, а молодые становились более ловкими и бесстрашными.
Возникновение музыки
Можно утверждать, что музыка возникла одновременно с человечеством. Там, где бессильна была речь, на помощь приходила музыка. Древний человек был способен различать звуковые тональности и даже упорядочить их. Попытка исследовать древнюю музыкальную культуру начались примерно с середины XIX века. В XX веке полученные знания помогли составить относительно верное представление о том, что являла собой музыка наших самых далеких предков. Сейчас мы углубились в эпоху, когда человек научился имитировать природные звуки и отличать их от своей речи.
Можно сказать, что примерно 40000 лет назад Homo sapiens стал Homo musikus. Постепенно начали появляться первые музыкальные опыты, непосредственно связанные с общественной деятельностью человека: погребальные ритуалы, охота, церемонии, связанные с земледелием. Музыка быстро вошла в повседневную жизнь человека. Исследователи отмечают, что человек представлял небо, как некий купол из камня и начинал кричать, чтобы его могли услышать на большом расстоянии от него. В Северной Африке были обнаружены на базальте в пустыне изображения флейтиста и танцовщика. Эти рисунки свидетельствуют о том, что еще в древности музыка помогала человеку находиться в гармонии со средой обитания и имела историческую важность.
Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относятся к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливались погремушки из черепов, которые заполняли семенами и сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию. Одна из самых древних музыкальных надписей (иконография) встречается в пещере Тассили (Армения). Эти рисунки изображают религиозные ритуалы, в которых музыка и танец играли важнейшую роль. Взаимосвязь между музыкой и религией является одной из главных страниц в эволюции человечества. Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Идиофон – древний ударный инструмент – возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка – это, прежде всего, ритм. Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20000 лет до н.э.). в ней были выбиты боковые отверстия и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт. С древнейших времен музыка сопровождала развитие всех цивилизаций.
Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображение древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях. Так в пещере Содие рядом представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки», «Игрок на лире» ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одновременное пространство.
В это время появился аэрофон – инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья. В отверстия в дереве продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Чаще всего играли на аэрофоне по вечерам. Звук, исходящий от этого инструмента, напоминал голос духов. Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (3000 лет до н.э.). Вероятно, колыбель первой музыкальной цивилизации находилась на плодородных территориях, омываемых Тигром и Евфратом. Жизнь первых общин была тесно связана с религией, поэтому музыка непосредственно подчинялась религиозным культам. Наступили великие времена, в которых верховные жрецы, астрологи, математики и музыканты сочиняли похвальные оды богам. Музыкальные инструменты использовались также на государственных торжествах. Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты и гобой, изготовленные из тростника. В струнных широко использовались лиры и арфы, которые имели еще очень небольшие размеры.
Воспитатель умный и чуткий
В дальнейшем возможности музыки неизмеримо выросли. Она превратилась в искусство, высшим и наиболее ответственным назначением которого стало выражение коренных идей общества и времени, самого существенного в отношении людей к миру. В соответствии с этим воспитательная роль музыки безгранично обогатилась и углубилась. И сегодня музыка представляет собой одно из самых могущественных средств воспитания человека.
Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое музыкальное произведение, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, причем обязательно – воспитательную. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь чисто прикладную или развлекательную роль, она так или иначе воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их духовный мир.
Идейно-воспитательное значение музыкальных произведений, посвященных Родине, раскрылось с особенной полнотой и силой в годину грозных испытаний в жизни страны. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» – поет хор в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева, выражая основную ее мысль. Созданная незадолго до Великой Отечественной войны (па основе музыки к кинофильму того же названия), кантата напоминала о героических традициях русского народа, которые предстояло поддержать и продолжить в предстоящей схватке с фашизмом. Когда же настала военная пора, музыка Прокофьева еще в большей степени послужила патриотическому воспитанию советских людей. Вот один пример. Фильм «Александр Невский» демонстрировался в подземном кинотеатре осажденного Севастополя для защитников города. И, как вспоминает один из них, «потрясающее впечатление произвела песня «Вставайте, люди русские». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».
Уважение к иным национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству народов составляет одну из замечательных традиций музыкальной классики. В частности, эти черты самым рельефным образом проявились в русской музыке. В опере Глинки «Руслан и Людмила» патриотическая идея защиты отчизны сочетается с мыслью о возможности и желательности мирного, дружеского единения народов России и Востока. Недаром в финале оперы в гимн Руслану, Людмиле и всей русской земле вплетается мотив кавказской «Лезгинки». Ту же идею – и даже теми же средствами – воплотил Бородин в симфонической картине «В Средней Азии», где контрапунктически, то есть в одновременности, соединяются русский и восточный напевы, и в опере «Князь Игорь», где гармонично сливаются (в конце увертюры) темы русской княгини Ярославны и половецкой княжны Кончаковны. Вслед за Глинкой Бородин раскрыл миру громадные богатства, таящиеся в музыке народов Востока (вспомним хотя бы необыкновенно красочные «Половецкие пляски»). В образах Владимира Игоревича и Кончаковны, в музыке их дуэта, где неразличимо переплетаются русские и восточные интонации, он выразил глубокую и благородную мысль: люди разных народов легко могут найти общий язык, если в их сердцах живут добрые чувства друг к другу.
Знакомство с песнями и танцами разных народов, с их музыкальной культурой в целом, а через это – с их жизнью, традициями, духовным миром, не только обогащает слушателей в познавательном отношении, но и в огромной степени содействует росту и укреплению взаимопонимания, дружеских чувств. Вот почему в нашей стране высоко ценят способность музыки служить делу мира и дружбы между народами.
В одном из своих выступлений Д. Кабалевский, процитировав приведенные строки, добавил: «И сегодня я могу сказать, что наши ребята полюбили и с удовольствием играют эти пьесы не только потому, что это хорошая и полезная музыка, но, вероятно, в значительной степени именно потому, что она расширяет их кругозор, обогащает их представление о мире, вызывает интерес и симпатию к стране, где они сами никогда еще не были. Вот она – связь воспитательной и познавательной роли искусства!
С таким же увлечением знакомятся через музыку наши ребята с культурой других стран мира.
Для использования музыки как средства нравственного воспитания очень важно еще одно обстоятельство: воздействуя на человека, она с особенной силой пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души.
Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
(В. Шекспир «Венецианский купец»)
Именно эту способность музыки – улучшать, смягчать нравы, делать людей выше, чище и добрее – отмечают обычно все, кто говорит о ее воспитательной роли. Музыка, по словам Д. Шостаковича, «поднимает человека, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в свое большое призвание. Музыка способна также и ранить зачерствевшее сердце, открывая человеку забытые доселе его собственные сильные и прекрасные чувства; она, по выражению Толстого, может и «переворачивать душу». Но эти раны и катастрофы благотворны, они будят человека, тревожат его беспокойством».
Практическая часть (музыка в начальной школе 1-4 классы)
А теперь мне хочется рассказать, как я пытаюсь воплотить в начальной школе содержание курса «Музыка в жизни человека». Как обучающиеся 1-4 классов слышат воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроения, чувств и характера человека. Как человек может выразить свое отношение к миру, людям.
Например, в 1 классе в теме «Сочини мелодию», я продолжаю развивать тему природы в музыке. И, конечно, вновь в центре урока ролевая игра «Играем в композитора». У детей было задание найти и принести в школу на урок музыки стихи на тему «Золотая осень».
На уроке мы читали стихи: и дождь, и изморозь, и тусклое солнце, и холодный ветер, и листья «цветов радуги». Дети говорили: «Всякая погода благодать!». Они слышали, как дождь стучит по крышам, как плавно падают листья, а может ветер с силой их крутит. А какое настроение у нас в такую погоду? Дети пересказывали свои впечатления, чувства, настроения.
Дети читают стихи, а я прошу читать их выразительно. Что значит выразительно? Ребята говорят о темпе чтения (не торопливо, не спеша и т.д.). а так как мы выбрали стихи Агнии Барто «Золотая осень», то дети выделяют главное, ключевое слово в тексте – несколько раз повторяется слово «золотая» – золотая стая, золотые листы, золотое письмецо.
Услышали ли ребята шорох листьев? Что помогает им услышать шорох листьев? Конечно, часто встречающиеся согласные звуки «з», «с» и сочетания «ст» (листья, стая, простые, листаю).
Я прошу детей выразительно, даже нараспев прочитать стихотворение. Можно поиграть в композиторов и предложить детям спеть только одну строчку и по цепочке сочинить мелодию. И у нас получится песенка. Этот прием я использую на уроках, когда поем народные песни (фольклор) – не разучивание, а именно «складывание» песни по фразам, последовательно. Я выбираю из общей коллективной импровизации наиболее удачные, а могу и предложить свой вариант песенки, ее можно разучивать без сопровождения. Так в сознании детей закрепляются два понятия: мелодия, которая передает главную мысль.
Тема «Музыка в жизни человека», таким образом, воплощается на уроках. Это воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроения, чувств и характера человека.
Учащиеся на этом уроке прониклись особым чувством сопричастности к природе, тем добрым отношением к ней, которое выражено в музыке. Музыка вокруг нас – мы слышим ее в природе и в повседневной жизни. И на этом уроке ребята были в роли «композиторов» и сочиняли свои мелодии на стихи А.Барто «Золотая осень», дали определение, что такое «Песня». Ребята проявили эмоциональную отзывчивость к песне, свое личностное отношение при восприятии и исполнении этой песни. Учащиеся 1 класса овладевали элементами алгоритма сочинения мелодии, находили сходство и различия интонаций – музыкальных и речевых, а интонация – это источник элементов музыкальной речи.
Такая линия, как «Музыка в жизни человека», проявляется чуть ли не во всех темах начальной школы.
В 3 классе 1 урок I четверти тема «Мелодия – душа музыки».
Эта тема появилась в 1 классе. Малыши сразу вспоминают какие-либо мелодии из своей жизни, напев, который не уходит из памяти, неотступно следует за нами. У детей спрашиваю, что за мелодии, а они их «мурлычут» про себя, подчас не зная, что это за музыка, да и есть ли у нее слова, они не знают, кто ее сочинил или исполнил, но она им запомнилась и полюбилась. Ребятам это нравится – каждый хочет пропеть свою мелодию – путь это будет марш, песня, танец – они выделяют мелодию. Мелодия – это главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его «душа». И в жизни ребенка очень важно соприкоснуться с музыкой «своей жизни».
Это начало «маленького человека» различать песенность, танцевальность, маршевость. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. И опираясь на простые жанры музыки – песню, танец и марш, я с первоклассниками выявляю их характерные особенности. Мысль о мелодии, как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах. Следует с обучающимися по всем разделам и урокам четвертей. И вот 1-й урок в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» углубляет понимание мелодии как основы музыки – ее души. «Мелодия» – слово красивое, мягкое, благородное (от греч. мелодия, мелос, т.е. напев, песня). Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию, которая состоит во времени из звуков.
Мелодические линии могут быть прямыми, жесткими, волнообразными, гибкими, ломаными, хрупкими, томными, энергичными, сложными и т.д., как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков.
На этом уроке ребята слушают тему 2-й части «Симфонии № 4» П.И. Чайковского. Весь класс слушает, потом размышляют над словами композитора, проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение, отвечают на вопросы. И мелодия предстает перед учащимися, как любовь человека к жизни, к природе, другим людям. Ведь сказал А.С. Пушкин: «И любовь – мелодия». Ребята размышляют о жизни, о любви к Родине, к природе, к людям, к миру… Расширяют и углубляют свои знания и представления о мелодии, мелодических линиях, о песенности, лирическом образе. На этом уроке ребята поют хором, делают интонационно-образный анализ. Все это воспитывает в них и развивает способность откликаться и воспринимать сокровенные движения души человека, которые так тонко передает музыка. А так как раздел называется «Россия – Родина моя», то слушая классическую музыку «Симфонии № 4» П.И. Чайковского, учащиеся должны:
– определять характер музыки,
– напевать легко, не форсируя звук,
– прохлопать простой ритм знакомой песни,
– быть внимательными к указаниям учителя при исполнении мелодии,
– запомнить понятия: мелодия, мелодическая линия.
Детям даю домашнее задание – разучивание стихов о природе, созвучных музыке, стихов о Родине, о нашей стране.
А вот и четвертый класс, раздел «День, полный событий», тема урока «Святогорский монастырь». Этот раздел переносит учащихся в пушкинские места Псковского края. Этот раздел называем еще и «Листки из альбома». Дети будут представлять некую «партитуру» урока или литературно-музыкальную композицию. На уроках будем слушать музыку, какую слушал А.С.Пушкин во время Михайловской ссылки, будем вспоминать мелодии композиторов, которые озвучили стихи первого российского поэта.
И вот в литературно-музыкальной композиции или в седьмом листке «партитуры» есть эпиграф «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь и всегда ходил через восточные ворота, обращенные в сторону села Михайловского. По преданию ему отводилась в монастыре келья, стены которой он испещрял своими стихами, он прислушивался к пению нищих, распевающих духовные стихи о Лазаре, об Архангеле Михаиле, о Страшном суде и тому подобные кантаты, а иногда и подпевал их сам.
Все это я рассказываю ребятам, а затем даю послушать им «Придите, поклонимся» Псково-Печорского распева.
Дети должны уметь:
– внимательно слушать музыку и размышлять о ней;
– петь напевно, легко, с хорошей дикцией, на цепном дыхании;
– проникнуться эмоциональным содержанием прослушанной музыки.
В третьем классе тема урока «Композитор – имя ему народ» в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
На уроке дети еще раз ведут беседу о том, что они знают о народных песнях. Народная песня – летопись жизни народна, ее интонационная выразительность.
На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни, как летопись своей жизни.
Используемая литература
Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает добро. – М.: Педагогика, 1973
Мир музыки. Энциклопедия. Научно-популярное издание. – М.: ООО Издательство АСТ, 2004
26