Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный дать им научное мировоззрение, знания и умения. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию готовых знаний, которые преподает учитель, и не остается времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов, является причиной низкого качества знаний учащихся. Следует напомнить простую, но важную истину: все названные выше критерии усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя. Развитие творческих способностей школьников заключается в познавательной (учебной) активности. Которая проявляется в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути получения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание печатных книг), а главным образом о внутренней, умственной активности школьника, о творческом мышлении. Психологи утверждают, что творческие способности ученика – качество не врожденное и не постоянное. Эти способности динамично развиваются, могут прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень творческих способностей очень влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. У одного и того же ученика на различных уроках творческие способности так же, как и познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он может активизировать класс. Но, степень творческих способностей учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Степень творческих способностей школьников является реакцией на методы и средства работы, интегративным показателем педагогического мастерства. Следовательно, активными методами обучения следует назвать те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к усердной учебы. При активных методах, которые способствуют развитию творческих способностей, все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают – думая, - наблюдают – думая, - читают – думая, - выполняют практические и самостоятельные задания – думая. В школьной практике традиционно делят методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа...), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других пособий) и практические (контрольные, самостоятельные работы). Каждый из них может быть более или менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующие тенденции, реализация которых зависит от творчества учителя, от его умения создавать на уроке проблемную ситуацию. Современная педагогика выделяет следующие две группы по степени познавательной активности учащихся: проблемно – поисковая и репродуктивная (познавательно – иллюстративная). |