Костанайский государственный педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра физики и общетехнических дисциплин
Кенжебаева Салтанат Джумабаевна
Использование метода творческих проектов в изучении темы «Дизайн интерьера»
Курсовая работа
Научный руководитель:
Шагиахметова Л.М.
ст. преподователь
Костана
Содержание
Введение
1 Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии…………………………………………………………………….4
1.1 Сущность понятия проектной деятельности……………………………………4
1.2 Характеристика проектной деятельности………………………………….........5
1.3Использование проектной деятельности на уроках технологии……………….6
2 Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе«Дизайн интерьера»…………………………………………………………..12
2.1Роль и место раздела«Дизайн интерьера» в образовательной области Технология»…………………………………………………………………………...12
2.2Разработка план–конспекта уроков из раздела «Дизайн нтерьера»…………...13
Заключение…………………………………………………………………………….24
Литература……………………………………………………………………………..25
Введение
Актуальность. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.
Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования
Объектом исследования является процесс обучения технологии.
Предмет исследования – метод творческих проектов.
Цель работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Дизайн интерьера».
Задачи работы следующие:
Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
Разработать методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
Разработать конспекты уроков технологии при изучении раздела «Дизайн интерьера».
Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.
1 Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии
1.1 Сущность понятия проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские; творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные.
Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становиться интегрированным компонентом современной системы образования.
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.
Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения. Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив. Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования.
Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель по началу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом.
Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляются, что может несколько снизить мотив к деятельности.
Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.
По завершению работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.
Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и способов работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.
1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.
Программой новой образовательной области «Технология» предусмотрено выполнение учащимися II–XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Цели проектирования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решении не детерминированных, а вероятностно-статистических задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и у каждого учащегося:
- информационной обеспеченности;
- функциональной грамотности;
- технологической умелости;
- интеллектуальной подготовленности задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
- волевой подготовленности на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие – с мыслью, культуру гуманитарную – с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и обще-трудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:
- понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
- планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы…»;
- планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
- выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
- внесение коррективов в ранее принятые решения;
- конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи;
- выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
- самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
- составления схемы необходимых расчетов, представления их в вербальной форме;
- оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
- оценивания проектов, выполненных другими;
- понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;
- конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;
- расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию», которым является готовое изделие, появившиеся на рынке.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.
При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских
Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект – это своеобразное учебно-трудовое задание.
Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течение года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.
Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.
Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.
Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного, творческого коллектива.
Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:
1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.
2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.
3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.
4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.
5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.
Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.
К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:
- объект должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
- будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
- необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
- не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий никто предложить на рынок не может.
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества, необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.
Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т.д.
Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:
Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения.
Из различных природных материалов: панно, поделки из соломки, украшения из листьев, коры, ракушек, кожи и т.д.
Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.
Из металла – украшения с применением различных технологий.
Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.
2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Дизайн интерьера»
Анализируя программу по «Технологии» можно выявить следующее в пятом классе на раздел «Дизайн интерьера» программой отводится 10 часов. В содержание входит:
Украшение интерьера жилых помещений. Уход за одеждой и обувью. Простейший ремонт одежды. Правила приема гостей. Обязанности мужчин и женщин в семье. Требования к составлению букета; искусство преподнесения цветов. Принципы здорового образа жизни.
Практическая работа предполагает украшение интерьера жилых помещений, класса в школе, составление букета из цветов.
В шестом классе 10 часов:
Рациональная планировка жилых помещений, хозяйственных построек, приусадебного участка. Украшение интерьера жилых помещений
Практическая работа предполагает простейший ремонт мебели. Замена вилок и шнуров бытовых электроприборов. Уплотнение щелей между напольными досками, склеивание дефектов линолеумных покрытий.
В седьмом классе 6 часов:
Интерьер жилых помещений. Ремонт мебели. Крепление мебели при помощи резьбовых соединений, склеивания.
практическая работа предполагает ремонт мебели. Склеивание неисправных соединений. Выполнение стыковых, шиповых и резьбовых соединений. Подготовка проводников к электромонтажным работам, планирование работ.
В восьмом классе 6 часов:
Ремонт в жилом помещении. Реставрация поврежденных мест мебели.
Электротехнические работы в быту. Реставрация одежды, постельного белья. Благоустройство дома.
Практическая работа предполагает реставрация одежды, постельного белья.
В девятом классе раздел культура дома для девочек отсутствует.
Требования к подготовки учащихся
5 класс
Обучающийся знает:
знает конструкционные материалы и их свойства;
знает особенности способов и приемов обработки материалов;
знает пирамиду правильного питания, совместимость пищевых продуктов, питательные вещества, основные витамины, сортовые качества;
знает основы технологического преобразования сырья и материалов в процессе их обработки;
применяет способы формообразования и обработку поверхности деталей;
6 класс
Обучающийся знает:
знает региональные традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства в зависимости от национальных и региональных особенностей;
выполняет дизайн-проект изделий народного прикладного искусства;
выполняет дизайн-анализ по технике и технологии художественной обработки в процессе изготовления изделия;
7 класс
Обучающийся знает:
знает структуру и свойства дерева, металла, швейных, текстильных, природных и современных материалов, продуктов питания;
знает их предназначение, гигиенические, технологические свойства,
экологическую чистоту материалов и полезность продуктов;
знает назначение изделий и умеет определить их качество;
8 класс
Обучающийся знает:
знает правила безопасности применения инструментов, механизмов и станков, отделочных материалов, электрооборудования;
умеет организовать рабочее место;
знает экологические последствия применения технологии обработки от особенностей природных, синтетических материалов; знает принципы работы электробытовых приборов;
применяет прогрессивные технологии изготовления изделий;
применяет современные способы обработки материалов;
знает экологические способы переработки и утилизации материалов;
выполняет некоторые ремонтно-отделочные работы согласно дизайна оформления интерьера;
выбирает материал с учетом технологических, экономических и эксплуатационных свойств и инструменты, приспособления, орудия труда.
Таким образом, учащиеся получают первоначальные сведения и навыки о ремонте мебели, изготовлении простейших изделий для украшения интерьера. Но можно вносить в содержание разнообразие, наполняя его элементами эстетического характера.
2.1 Роль и место раздела «Дизайн интерьера» в образовательной области «Технология»
Одним из новых направлений в программе “Технология”, призванном в органическом единстве решать задачи трудового и эстетического воспитания школьников, является изучение раздела “ Дизайн интерьера ”.
Изучение курса “ Дизайн интерьера ” предполагает следующие цели:
знакомство учащихся с понятием интерьера и его основными качествами, с композицией и зонированием, историческими стилями в архитектуре и искусстве;
формирование у учащихся эстетического начала при создании интерьера жилого дома;
развитие у школьников художественного вкуса и фантазии, творческой активности;
развитие навыков обучения школьников прикладным умениям по созданию комфорта в доме.
Все занятия носят разноплановый характер, включают в себя как теоретическую, так и практическую части.
Основной формой организации учебной деятельности является классно – урочная работа, основанная на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированного подхода (признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст, интеллектуальная подготовка для разного уровня сложности заданий);
культуросообразности (ориентирование на общечеловеческие ценности);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, ответственности и сотрудничества;
сознательного усвоения обучающимися учебного материала.
связи обучения с жизнью;
Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала, практических занятий и защит творческих проектов. Во время занятий осуществляются межпредметные связи с историей, информатикой, черчением, математикой.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся за курс обучения должны:
– овладеть приёмами оформления жилого помещения;
– научиться создавать законченные, индивидуальные проекты помещений;
– научиться проектировать жилые помещения, используя множество различных стилей и своих собственных идей;
–– знать основные элементы дизайна, композиции и оформления помещений.
2.2 Разработка план – конспектов уроков раздела «Дизайн интерьера» 5 класс.
УРОК: 1
Тема урока: История дизайна. Симметрия. Асимметрия.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Обучающие – дать понятие о симметрии, асимметрии, сочетании цветов, фактуры, изучить виды лоскутного шитья.
Развивающие – формировать навыки составления блок-схем, рационального использования отходов ткани, рациональной организации рабочего места, изготовления и использования универсальных шаблонов.
Воспитательные – способствовать формированию эстетического вкуса при изготовлении панно в технике лоскутного шитья.
Оборудование и материалы: картон, ножницы, чертежные принадлежности, образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод; медиа проектор, презентация (Power Point).
Наглядное пособие: демонстрация плакатов, слайдов.
Опорные понятия:
- симметрия;
- асимметрия;
- дизайн.
Ход урока:
I Организационная часть. /3 мин/
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
II Изложение нового материала. /20 мин/
На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи – одежду, жилище, посуду, орудия производства.
Любое промышленное изделие имеет свою историю, для него характерна определенная эволюция внешней формы, и мы можем проследить, какие факторы и как именно влияли на изменение формы, конструкцию и другие свойства той или иной вещи.
У разных изделий эволюция формы протекает по-разному. У одних за короткий срок форма претерпевает большие изменения, у других очень долгое время почти не изменяется.
Изделия, функция которых веками остается неизменной, почти не изменяют свою форму. Это, прежде всего, относится к предметам быта.
В 50-е годы XIX века в Англии зародилось первое крупное движение европейской художественной промышленности, возглавляемое Уильямом Моррисом (1834 – 1896), теоретически и практически разрабатывавшим эстетику промышленной вещи. Главная задача этой школы конструирования состояла в том, чтобы удобные и красивые предметы, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, сделать доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы.
Моррисом и его единомышленниками владело желание внести элемент красоты в жизнь приниженного, обезличенного промышленным однообразием человека. Однако главная цель достигнута Моррисом не была. Вместо того чтобы создавать массовое искусство, мастерские производили дорогие предметы обихода для богатых. Наиболее ценным в деятельности мастерских Морриса было утверждение общественной важности прикладного искусства для массового производства.
В начале XX века деятельность художников – мастеров прикладного искусства ограничивалась предметами мебели, утвари и внутреннего убранства. Основным художественным стилем того времени был модерн. Одной из характерных его черт была эклектичность – смешение различных мотивов: Ренессанса, готики, искусства Древнего Египта, мусульманского Востока, Японии, Византии и др.
Определяющую роль в формировании идейно-эстетических принципов художественного конструирования в нашей стране сыграли решения партии и правительства 1955 –1957 годов о перестройке проектирования и строительства, борьбе с излишествами в архитектуре и оборудовании общественных зданий, организации массового выпуска мебельных и других изделий на высокоиндустриальной основе.
В настоящее время, создавая новую вещь, художник – конструктор старается придать ей форму, наиболее соответствующую ее функциям и значению. При этом она должна не только хорошо исполнять свою функцию, но и органически – формой, цветом, материалом – вписываться в окружающую среду.
Симметрия.
«Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?»
(Л.Н. Толстой «Отрочество»)
- Почему в природе царит симметрия?
- почему симметрично все живое – от микроорганизмов до человека?
- Почему симметричное часто ассоциируется с прекрасным?
Господство симметрии в природе, прежде всего, объясняется силой тяготения действующей во вселенной.
Если бы единообразие фигур, частей или линий было действительно главной причиной красоты, то чем правильнее они бы выглядели, тем больше удовольствия бы доставляли бы глазу. Однако это далеко не соответствует истине, и после того, как наше сознание однажды убедилось в том, что части могут соответственно стоять, двигаться, погружаться, плавать, летать и т.п. без потери равновесия, то глазу приятно увидеть, как предмет сдвигается или поворачивается для того, чтобы нарушить это однообразие.
Виды симметрии:
- билатеральная (человек, животные, птицы, бабочки и т.д.)
- поворотная (стройные ели, волшебные снежинки)
- переносная (ограды, решетки, лестничные марши, бордюры)
- сферическая (морские организмы)
- вертикальная (отражение в зеркале воды)
Асимметрия.
«Красота неправильная» - асимметрия стала пробивать себе дорогу в искусстве, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоты жизни.
Симметрия воспринимается нами, как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.
Асимметрия – принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
В архитектуре примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они-то поднимаются, то опускаются, то, как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника.
Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждают, что асимметричные композиции – и простые и сложные – с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным.
I Вводный инструктаж. /10 мин/
1. Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.
2. Демонстрация порядка выполнения работы.
3. Обсуждение сложностей, которые могут возникнуть в работе.
II Самостоятельная работа учащихся. /35 мин/
Технология изготовления изделий в лоскутной технике.
1. Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение;
2. Инструктаж по выполнению панно (инструкционно-технологическая карта)
2. Составить схему изделия;
3. Подобрать ткань по цвету, фактуре;
4. Подготовить ткань к раскрою;
5. Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;
6. Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на обработку;
7. Вырезать детали по линии припусков;
8. Соединить их согласно схеме по линиям контура;
Инструкционно-технологическая карта изготовления панно в лоскутной технике
№ | Операция | Технология выполнения | Инструменты |
1 | Изготовление блока № 1 | К левому верхнему углу прокладки приложить изнаночной стороной квадрат (6х6)и сколоть его с прокладкой булавкой. | булавки |
2 | Изготовление блока № 2 | Прикладываем к квадрату лицевой стороной прямоугольник (6х4), прикалываем булавками и притачиваем прямоугольник, делая закрепки. Каждая новая деталь перекрывает предыдущие. Запасы на швы должны быть не менее 0,5 см. | булавки, швейная машинка |
3 | Изготовление блока № 3 | Вынимаем булавки, обрезаем нитки и проутюживаем, отворачивая прямоугольник на лицевую сторону | утюг, ножницы |
4 | Изготовление блока № 4 | Прикладываем к квадрату и прямоугольнику лицевой стороной прямоугольник (10х4), прикалываем булавками и притачиваем прямоугольник делая закрепки Каждая новая деталь перекрывает предыдущие. Запасы на швы должны быть не менее 0,5 см | булавки, швейная машинка |
5 | Изготовление блока № 5 | Вынимаем булавки, обрезаем нитки и проутюживаем, отворачивая прямоугольник на лицевую сторону | утюг, ножницы |
6 | Изготовление блока № 6 | Прикладываем к двум прямоугольникам лицевой стороной прямоугольник (10х4), прикалываем булавками и притачиваем прямоугольник, делая закрепки. Каждая новая деталь перекрывает предыдущие. Запасы на швы должны быть не менее 0,5 см. | булавки, швейная машинка |
7 | Изготовление блока № 7 | Вынимаем булавки, обрезаем нитки и проутюживаем, отворачивая прямоугольник на лицевую сторону. | утюг, ножницы |
8 | Изготовление блока № 8 | Прикладываем к двум прямоугольникам лицевой стороной прямоугольник (14х4), прикалываем булавками и притачиваем прямоугольник делая закрепки. Каждая новая деталь перекрывает предыдущие. Запасы на швы должны быть не менее 0,5 см | булавки, швейная машинка |
9 | Изготовление блока № 9 | Вынимаем булавки, обрезаем нитки и проутюживаем, отворачивая прямоугольник на лицевую сторону | утюг, ножницы |
10 | Изготовление блокаПовторение с № 6-9 | Остальные полоски пришиваем ряд за рядом в той же цветовой последовательности |
|
Можно изготовить универсальный шаблон-трафарет. Для этого нужно перевести деталь на картон, сделать прибавки на швы, вырезать по линиям припусков и по линиям контура (рисунок 1).
Универсальный шаблон-трафарет
0,7 см
0,7 см
Рисунок 1
Организация рабочего места.
При выполнении изделий в лоскутной технике рабочее место делится на три зоны: стол с инструментами, приспособлениями и материалом; швейная машина; утюжильная доска с утюгом. Рабочий стол не должен быть загроможден, инструменты и приспособления должны располагаться по правую руку, а материал – по левую.
Инструменты следует хранить в рабочей коробке. Для шаблонов, рисунков и выкроек нужна папка. Материалы лучше всего хранить в полиэтиленовых пакетах, это сокращает поиск при подборе тканей. Очень удобно, когда каждому цвету выделяется отдельный пакет. При выполнении работ необходимо следить за осанкой, ТБ.
Вопрос: «Как вы думаете из чего легче сшить лоскутное полотно: из квадратов или полос?»
Изделия из полос. Это самый простой способ. Нужно выкроить полоски ткани одинаковой ширины, можно разной длины. Сметать их, а затем стачать швом 0,5-0,7 см, отутюжить (рисунок 2).
Изделия из полос
Рисунок 2
Из полученного полотна можно изготовить прихватку или коврик на стул. Т. к. в 5 классе еще не выполняют окантовочный шов, то можно сложить верхнюю часть и подкладку лицевыми сторонами внутрь, стачать швом 0,5-0,7 см, оставляя 10 см незастроченными, чтобы вывернуть. Внутрь положить прокладку из синтепона или шерсти, простегать все три слоя.
Более аккуратным ученицам можно дать изготовление из квадратов в шахматном порядке, это более сложная техника (рисунок 3).
Деталь изделия из лоскутов в шахматном порядке
Рисунок 3
Из полос можно быстро и в тоже время изысканным образом изготовить лоскутное полотно с разнообразными узорами. Принцип на удивление прост: сшиваются полосы разной (одинаковой) ширины, затем разрезаются и заново компонуются (рисунок 4). При сшивании машинку нужно настроить на короткие стежки, чтобы при разрезании швы не разошлись.
Ускоренные техники
Рисунок 4
Можно быстро сшить и комплексные блоки. Для этого необходимо
изготовить три лоскутных ленты (рисунок 5).
Составление комплексных блоков
Рисунок 5
Составление блок-схемы «Мельница»
Рисунок 6
Составление блок-схемы «Изба»
Рисунок 7
Текущий инструктаж:
Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда.
Проверка и помощь в преодолении сложностей по ходу работы.
Оценка работы.
II Заключительный инструктаж. /7 мин/
Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.
Оценка работы учащихся.
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест и помещения /5 мин/.
Заключение
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности, мотивы, цели, задачи, информация, идеи, планы действий, операции, оценки.
В работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом. Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
Литература
1. Басманова В. Защита проекта – экзамен по технологии // Школа и производство. 2005. №4. – с. 6.
2.История педагогики Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1999. – с. 447.
3.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с. 288.
4.Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать // Учитель года. – Екатеринбург, 2002. – с. 182.
5.Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения Под ред. Чистяковой С.Н. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – с. 83.
6.Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой И.А., – М.; Вентана-Графф, 2003. – с. 299.
7.Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, – М.: АРКТИ, 2003. – с. 112.
8.Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2007. – с. 240.
9.Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: «Вентана-Граф», 2003. – с. 38.