« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».
( М. Зощенко)
Тема урока: «Посмеёмся от всей души». По рассказу М. Зощенко «Галоша». Особенности творчества писателя.
Цели урока:
1.Образовательные - расширить знания учащихся по теории литературы, познакомить с понятиями сатира, юмор и ирония, формировать умения находить данные понятия в тексте;
2.Развивающие - развивать интерес к художественной литературе, формировать коммуникативные навыки через развитие речи учащихся, совершенствовать степень владения нормами литературного языка.
3.Воспитательные – формировать толерантное отношение к людям; развивать чувство доброты.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: Личностно – ориентированное обучение и воспитание.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная.
Методы обучения – словесные: беседа, объяснение;
наглядные методы: иллюстрированный и демонстрационный;
практические: работа с текстом.
Репродуктивный, частично – поисковый.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.
Оборудование и наглядность к уроку :
портрет М. М. Зощенко;
выставка книг писателя
текст произведения
толковый словарь С. И. Ожегова
видеопрезентация.
Основные понятия: юмор, сатира, ирония
Ход урока
Учитель:
Ребята, сегодня у нас очередной урок – знакомство с замечательным писателем. На этот раз мы будем говорить о М. М. Зощенко,
познакомимся с творчеством этого необыкновенно талантливого писателя;
прочитаем его рассказ;
попытаемся раскрыть своеобразия его произведений.
(запись темы урока)
Мотивация урока
Учитель:
Творчество М. Зощенко – явление уникальное в русской литературе.
Однажды, ещё до революции, с ним произошла странная история. Представьте: Ночь. Душный номер провинциальной гостиницы. Молодые офицеры, одуревшие от скуки, узнают, что по соседству остановился известный гипнотизёр и предсказатель будущего, и отправляются к нему в поисках хоть какого – то развлечения. Человек с резкими чертами лица возмущается и гонит всех вон из номера. Атмосфера накаляется. Внезапно чёрные глаза гипнотизёра остановились на нём, Зощенко.
«Я ничего не буду для вас делать, господа. Я возмущён вашим поведением, и вы сейчас покинете этот номер… Но я артист, а среди вас есть человек, который заинтересовал меня, и ему я скажу несколько слов».
Он широким шагом подошёл к Зощенко и, положив тяжёлую руку на его плечо, сказал, глядя в лицо: « Вы, молодой человек, имеете недюжинные способности в области искусства. Не отрекайтесь от них. В скором времени Вы станете знаменитым на всю Россию».
Прошли годы, и действительно, на долю М. М. Зощенко выпала слава, редкая для литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и среди читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли ни во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко…
В. Маяковский, такой придирчивый и скупой на высокую оценку, назвал М. Зощенко «большим, квалифицированным и самым популярным писателем». А. С. Есенин ещё в 1922 году написал, что «в нём есть что – то от Чехова и от Гоголя» и «будущее этого писателя весьма огромно».
Актуализация
Давайте познакомимся с М. Зощенко поближе. Посмотрим, как складывалась его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол.
Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.
22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.
Объяснение нового материала
Ребята, сегодня мы с вами должны посмеяться от души.
Что такое юмор?
Юмор — это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.
Ребята, вглядитесь в портрет писателя.
? Какой человек смотрит на нас с портрета?
(задумчивый, серьёзный).
Учитель
Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.
С другой стороны - мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.
О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.
А сейчас сядьте поудобнее. Вам предстоит послушать рассказ М. Зощенко «Галоша». Аудиозапись книги «Галоша» (читает И.Ильинский).
https://www.youtube.com/watch?v=p_5XUDL_As8
(продолжительность 6 мин.12 сек.)
Слушать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопросы. Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.
Давайте вспомним героя рассказа.
- В основе рассказа анекдотическая ситуация: потерявший в трамвае галошу человек чудом находит её, но не может получить. Герой очень рад тому факту, что существует камера для потерянных в трамвае вещей. Ему удаётся получить найденную галошу только через неделю, пообщавшись с разными представителями власти, начиная от работников камеры потерянных вещей и заканчивая домоуправлением.
- Что на ваш взгляд было смешным в произведении?
- Маленький советский человек благодарен служащим бюро находок, которые просто выполняли свои обязанности, «ужасно радуется» этому и даже умиляется. Работников бюро находок он называет идейными людьми только потому, что они нашли его галошу. Более того, герой сравнивает свою страну, где работает «аппарат», с отсталыми странами, где его калошу уже бы давно выбросили.
- А в чем сила смеха? Что такое сатира?
- Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее недостатки людей. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
- Какие чувства у нас вызывает этот герой? Кто такие бюрократы?
- Герой вызывает у читателя симпатию. Он – наивный и открытый для общения человек. Бюрократов он называет друзьями, братцами и видит в них, прежде всего, людей, а не служащих и товарищей.
- Что такое бюрократия? Давайте посмотрим в словаре и запишем.
Бюрократия - чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.
- Что происходит с героем потом?
- Герой теряет вторую галошу, которую всё время носил под мышкой. К сожалению, он теряет её не в трамвае, поэтому она утрачена навсегда. Найденная галоша становится ежедневным напоминанием о работе «аппарата» и вызывает у героя чувство лёгкости и безобидности.
- Основной троп, создающий комический эффект – ирония. Мы говорили с вами об этом. Давайте вспомним, что такое ирония?
- Ирония – это скрытая насмешка.
- С помощью текста подтвердите, что здесь применяется этот литературный приём.
- Например, герой говорит, что галоша почти что новенькая, он носит её третий год. Описание «особых примет» галоши -единственное описание в коротеньком тексте: двенадцатого размера, задник обтрёпан, байка сносилась. У обуви имелись ещё и «специальные признаки»: носок начисто оторван, еле держится; каблука почти что нет – сносился.
- Какая здесь решается проблема?
- Важная проблема рассказа – проблема ценностей. Для героя дорого всё, что связано с историей потерянной и найденной галоши. Насколько же несчастным должен быть человек, который ставит на комод изорванную галошу как дорогое напоминание о непогрешимости «аппарата».
- Герой буквально молится на справедливый аппарат, для чего Зощенко вводит в его речь церковные слова, невообразимо соединяющиеся с пролетарской лексикой. Например, герой обращается к работникам склада «святые товарищи».
- Чему учит рассказ «Галоша»?
- Относиться с юмором к потере, быть внимательным, иметь терпение.
? Ребята, от какого лица ведётся повествование?
(от первого)
? Как называется произведение, повествование в котором ведётся от лица, непосредственно участвовавшего в событии?
(сказ)
Но у Зощенко – это не просто сказ. Это комический сказ. Его могли принять за анекдот, маленькую сценку.
В сказе рассказчик передаёт не только личные впечатления, но и выступает от лица всего народа.
Давайте обратимся к началу рассказа «Галоша». Его начало не может привлечь внимания.
? Что же в нём особенного?
(начинается с вводного слова «конечно»)
Учитель
Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.
Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.
Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.
Найдите в тексте вводные слова.
( главное, может, гляжу, думаю, дескать)
Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко.
Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика.
? Можно ли охарактеризовать героев по их речи?
(да, малокультурные, речь неправильная).
Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.
? Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?
(знал)
Учитель
И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.
Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…
Трудно пройти мимо такой особенности рассказа, как настойчивое повторение слова «говорить», - ремарки, которая сопровождает высказывания действующих лиц.
Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?
(простые)
« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть поэтому у меня много читателей».
( М. Зощенко)
? Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?
(одно из действующих лиц, из-за неё весь «сыр бор»)
? Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?
Прочитайте её описание.
? Что же мы видим?
Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью».
? Как вы понимаете это слово?
Закрепление понятий.
Комический эффект достигается благодаря употреблению однокоренных слов с близким, но не синонимичным значением: остальная галоша вместо оставшаяся. О том, что герой – обычный человек из народа, свидетельствует употребление им большого количества фразеологизмов: ахнуть не успел, гора с плеч, по гроб жизни, гиблое дело, только и делов. А ещё и такие слова, как волокита, архаровец, канцелярия, ихний, с трамвайного парка. Много вводных слов : дескать, может, гляжу.
Учитель
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».
( М. Зощенко)
? Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?
Образ рассказчика позволяет автору создать иллюзию непричастности к содержанию сказа. На самом деле это не так. Сказитель проводит одни взгляды, автор склоняется к другим, прямо противоположным.
? Ребята, как вы думаете, как автор относится к происходящему?
Подтвердите строчками из текста!
Авторская ирония – ещё один излюбленный приём М. Зощенко. Рассказ М. Зощенко направлен против волокиты и бюрократизма.
? Как писатель высмеивает волокиту и бюрократизм?
Учитель
Если писатель высмеивает, разоблачает отрицательные стороны жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде, то это уже не юмор. Так как смех добрым уже не назовёшь.
? Что же получается? Значит рассказ «Галоша» не юмористический. А какой же тогда? (сатирический)
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
Итог урока
Учитель
М. М. Зощенко называли «королём смеха». «А смех – великое дело! – как утверждал Н. В. Гоголь, - Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы «не удержала его никакая сила».
А латинский поэт Жан Батист де Сантель считал, что «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
Хочется верить, что наш сегодняшний урок не прошёл для вас даром. Вы открыли для себя нового, интересного писателя, и, читая его рассказы, извлечёте из них нравственный урок.
Домашнее задание
выразительное чтение рассказа М. М. Зощенко «Галоша»;
самостоятельно прочитать рассказ «Встреча» и найти в нем особенности рассказа. Зощенко.
Сделайте вывод. Каким единым понятием мы можем объединить такие слова, как ЮМОР, САТИРА, ИРОНИЯ?
Да, это СМЕХ. Но смех разный. И в словаре все эти слова начинают трактоваться так: особый вид комического…