Средняя общеобразовательная школа № 3 им.Б.Майлина
Доклад
«Креативность и ее место в учебном процессе»
Подготовила: Глебова Г.Н
Учитель английского языка
2023г
Креативность и ее место в учебном процессе
Обобщенное определение креативности – неопределенная способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это качество мышления, проявляющееся в умении человека высказывать необычные идеи, находить нестандартные решения, отступая от традиционных, банальных мыслительных схем. К. Роджерс рассматривает под креативностью способность обнаруживать новые пути разрешения проблем и непривычные способы выражения. Несмотря на значительный багаж опыта и теоретического материала по изучению креативности, давшего практические результаты, единой и стройной научной теории креативности до сих пор нет, равно как и четкого ее определения и общепризнанных методик диагностики данного феномена. Тейлор отмечает, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности, которые можно сгруппировать в шесть основных типов:
1) гештальтистские – описывают процесс креативного мышления как разрушение существующего гештальта для создания нового, возможно лучшего;
2) инновационные – направлены на оценку креативности в аспекте новизны конечного результата;
3) эстетические (экспрессивные) – делают упор на самовыражении творца;
4) психоаналитические (динамические) – описывают креативность в терминах психоаналитических взаимоотношений между «Я», «СверхЯ» и «Оно»;
5) проблемные – дают определение феномену креативности через ряд процессов решения задач, что и делает Гилфорд, описывая креативность через термин «дивергентное мышление»;
6) различные одиночные, часто расплывчатые определения, не поддающиеся предложенной классификации.
Некотоые исследователи разделяют понятие креативности в узком и широком значении. Креативность в узком смысле – это дословно операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду. Отличительным признаком такого мышления является способность продуцировать множество примерно равнозначных идей относительно одного объекта. Креативность в широком понимании – творческий интеллектуальный потенциал, в том числе способность привносить что-то новое в опыт, способность выдвигать оригинальные идеи относительно поставленных новых задач и вариантов их разрешения, способность видеть и анализировать пробелы и противоречия, гипотетически достраивать недостающие элементы ситуации, умение отказываться от стереотипов. Известный американский ученый Торренс дает такое определение «Креативность – это процесс чувствительного реагирования на проблемы, дефицит знаний, наличие дисгармонии, несообразностей; фиксация этих проблем; поиск решений и выдвижение гипотез, а в результате – формулировка результата размышлений». Х. Гейвин подразумевает под креативностью умение получать ценные результаты нестандартным способом. Творчески настроенные люди отличаются от обычных оригиналов тем, что результаты их поведения целесообразны, оправданны и несут объективную пользу. Креативность – способность к нестандартной и одновременно востребованной работе: к чему-то оригинальному, о чем другие не подумали, и что оказывается небесполезным. Креативная деятельность несводима к исполнительному следованию установленным нормам, она объединяет разрозненные одиночные идеи. Креативность – системное (имеет много уровней и планов) психическое образование, включающее мотивацию, интеллектуальный потенциал, эмоции, уровень эстетического развития человека, его компетентность, экзистенциальные, коммуникативные качества.
Исследователи включают в понятие креативности новые нюансы, которые постаралась упорядочить О. В. Буторина. Вот результаты ее систематизации различных пониманий креативности:
• творческий потенциал человека;
• нечто новое, оригинальное;
• интеллектуальное творчество;
• отдаленные ассоциации;
• выход за переделы имеющихся знаний;
• нестандартное кодирование информации;
• дивергентное мышление;
• результат / отсутствие внутриличностных конфликтов;
• реструктуризация готовой системы;
• нетрадиционное мышление, с помощью которого быстро разрешается сложная спорная ситуация.
Дж. Гилфорд и другие ученые гипотетически вычленили 16 интеллектуальных способностей для анализа креативности:
• семантическая гибкость (способность выявить основное свойство объекта и по-новому его использовать),
• образная адаптивная гибкость (умение так изменить форму стимула, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности его применения),
• спонтанная семантическая гибкость (продуцирование разнообразных творческих идей в нерегламентированной обстановке),
• оригинальность (качество мышления, позволяющее порождать отдаленные ассоциации, нетипичные ответы),
• любознательность (чувствительность к проблемным моментам в окружающей среде, мире), способность к разработке гипотезы,
• «иррелевантность» (логическая независимость, некоторая нетипичность, неожиданность реакции на стимул),
• фантастичность (ирреальность ответа, его оторванность от действительности при наличии логической обусловленности стимула и ответной реакции).
Гилфорд объединил эти способности в понятии дивергентного мышления, которое может вполне проявить свою специфику лишь тогда, когда проблема еще не видна окружающим, и ее нужно выявить, сформулировать и найти способ решения при отсутствии каких-либо предписаний (в отличие от конвергентного мыслительного процесса, опирающегося на известное готовое решение). Позже Гилфорд определился с шестью основными параметрами креативности:
• способность увидеть и сформулировать проблему, как задачу для мышления;
• оригинальность (способность продуцировать нетривиальные идеи, отличные от общепринятых банальных решений, умение нестандартно, непредсказуемо отвечать на раздражители);
• «беглость», количественная продуктивность мысли (число идей, возникающих в единицу времени);
• гибкость – качество мышления, проявляющееся в умении порождать самые разные идеи;
• способность усовершенствовать объект, добавляя небесполезные детали;
• умение находить решение проблем посредством анализа и синтеза.
Гилфорд подразумевал под креативностью или дивергентным мышлением общую способность человека к творчеству. С 20-х по 90-е годы XX в. проблема наличия у людей креативного потенциала разносторонне исследовалась:
• с одной стороны, обществу не обойтись без креативных, творчески настроенных, активных личностей, которые будут направлять свой творческий импульс на систематическое, последовательное и качественное решение постоянно возникающих проблем, но нет достаточно разработанной системы педагогических средств и условий для повышения эффективности и оптимизации процесса креативной деятельности личности;
• с одной стороны, принцип креативности, внедряемый в школьную практику, приводит к завышенным требованиям к уровню знаний, которыми должен обладать школьник с творческими мыслительными задатками; в школе же, с другой стороны, еще нет достаточных условий для достижения и удержания высокого уровня развития креативных задатков учащихся;
• с одной стороны, развитие креативности школьников социально мотивировано и значимо. С другой, школе недостает научно-методической базы для организации креативного процесса мышления детей;
• с одной стороны, нужна объективная оценка творческого потенциала. С другой, разработанного единообразного педагогического инструментария, позволяющего объективно производить такую точную оценку уровня креативности школьников, просто нет.
Современное состояние общества требует от педагогов переустройства общего характера обучения, его индивидуализацию и дифференциацию, при которых у детей будет прогрессировать самостоятельное креативное мышление. Педагогический опыт доказывает наличие латентного потенциала одаренности у многих детей, и эти способности могут и должны проявляться при поддержке педагогов и наличии благоприятных условий развития. Постоянное развитие креативности в конкретной области возможно только на такой психологической подоплеке, которая исходит из богатства потребностей и интересов личности, ее направленности на полноценную самореализацию в труде, самовыражение в общении, познании. Такая психологическая база отличается высоким уровнем интеллектуальных возможностей, открытостью мышления ко всему новому, высокой работоспособностью, гибкостью критического мышления человека, физической силой и энергией, запасом психофизических возможностей. Задача школьного образования в том, чтобы всячески поспособствовать творческому отношению школьников к учению и поощрить внутреннюю мотивацию детей посредством соответствующих методов. Креативный базис в поведении, взаимоотношениях и самовыражении очень важен на начальном этапе познавательной деятельности. Затем нужно лишь совершенствовать его посредством различных методик. Термин «креативность», к сожалению, нередко упоминается в предисловиях к учебным программам, но его практическое или хотя бы теоретическое применение в конкретных предметных разработках встречается гораздо реже; еще реже идея креативности реализуется в практической педагогической практике учителя или в конкретных учебных моментах. В пособиях и учебниках для младших школьных классов практически нет заданий, упражнений на поиск новой информации, применение воображения. Акцент делается не на креативное переосмысление, поиск альтернативных решений, а на обычное воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому для современного учителя главная задача – поддержать исследовательские зачатки учеников, тем более что творческая позиция в отношении предложенных заданий естественна для детей. Для развития креативности в школьном возрасте нет объективных преград:
• все дети нуждаются в новизне, они открыты для нового опыта,
• школьники в младших классах ищут стимулы для своей креативной мыслительной энергии и могут видеть проблемы,
• учащиеся в начальной школе обладают широким восприятием, у них богатое воображение,
• дети легко, непринужденно меняют способы мышления, гибко переключаются с одной идеи на другую,
• школьники испытывают неподдельный интерес и увлечены своими действиями.
Однако креативность мыслительной деятельности не обладает природой и не дается от рождения. Креативность в чистом виде не является энергией – это лишь имманентный человеку потенциал, на характер которого влияет личность. Он проявляется в мышлении и творческой деятельности, приводящей к появлению инновационного продукта. Трудно и почти невозможно сразу точно ответить на вопрос, как воспитывать в учениках творческий подход к обучению. Образование, стимулирующее креативность,- это не просто увеличение количественных показателей идей за максимально короткое время; такой образовательный процесс направлен на личность в целом, на ее всестороннее развитие с акцентом на креативность. Институт школы обязан создавать все условия для мотивации, стимуляции, системы поощрения и воспитания творческого мышления и креативной деятельности, а учителя должны на личном примере демонстрировать такое отношение и поведение, а также стиль мышления и действий, которые они собираются развивать в своих учениках. Идеальные гипотетические условия такого обучения:
• создание свободных развивающих условий для учебы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать;
• принятие, положительная оценка и поощрение оригинальных идей;
• использование интересного для учеников материала, хорошо мотивирующего к учебе;
• одобрение и позитивная оценка попыток исследовательской деятельности, поиска проблемных моментов и дивергентного мышления, направленного на их разрешение;
• организация условий, при которых ребенок полностью вовлечен в школьную деятельность, что достигается благодаря поощрению, повышению самооценки, ответственности за работу;
• приобщение к социально ориентированному творчеству во время групповых занятий и общих проектов с самостоятельно выбранными партнерами;
• увлеченность задачей за счет высокой мотивации к понравившейся теме;
• создание комфортной атмосферы, в которой у детей не возникает беспокойства, неуверенности в своих силах и страха не успеть;
• обеспечение психологического комфорта, чувства открытости и свободы.
Таким образом, вычленим следующие аспекты успешного воспитания креативности в младшей школе.
1.Учитель должен стараться не выступать в роли дающего оценки организатора. Ему следует проявлять свои личностные, инициаторские, партнерские качества, свойства помощника и независимого эксперта.
2.Необходимо обеспечить условия последовательной смены активных периодов моментами расслабления, когда учащимся предоставляется возможность спокойно подумать над задачей.
3. Проявляйте юмор и умейте оценить иронию и юмор со стороны учеников.
4. Чаще задавайте вопрос «а что, если?..», позволяющий отойти от заданной схемы мышления, проявить свободную фантазию, поддержать любознательность.
5. Поощряйте стремление учеников задавать толковые вопросы и самостоятельно отвечать на них.
6. Организовывайте проблемные ситуации, подразумевающие творческий подход к их разрешению.
7.Избегайте вопросов с однозначным ответом: « да» или « нет».
8. Позволяйте школьникам ошибаться на пути к поиску творческих решений. На ошибках полезно учиться и набираться опыта, поскольку они являются составляющими активного поиска решения.
9. Воспитывайте в детях адекватное (не болезненное и не восторженное) отношение к критике и похвале. В образовании, ориентированном на развитие креативности личности, ведущим принципом выступает безоговорочное признание ее индивидуального потенциала.
Образование, направленное на развитие активного творчества учеников, предусматривает:
• открытость всей системы, гибкость организации,
• творчески ориентированное отношение учителей и администраторов к процессу обучения,
• планирование и реализацию масштабных проектов, в которых все школьники смогут поучаствовать в процессе коллективного решения проблем, приводящего к видимым, значимым для детей результатам.
Чтобы реализация креативности применительно к учебному процессу имела успех, целесообразно использовать системный подход – единство разнообразных видов творческих заданий, приемов и методик их выполнения. Личностный подход педагога направлен на поощрение креативных способностей в процессе школьной деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. Обобщая опыт работы, предпринимается попытка разработать творческие задания, ориентированные на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, использование учащимися инновационных методов творчества в процессе выполнения заданий.