Конспект открытого урока в 5 классе
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж».
Преподаватель Ананьева Н. В.
Цель урока: приобретение учащимися теоретических знаний о видах декоративно-прикладного искусства и постижение практических приемов работы с материалом.
Задачи:
Образовательная:
· знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ;
· знакомство с витражным искусством;
· изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража;
Развивающая:
· развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.
· развитие графических навыков и образного мышления;
· развитие зрительной памяти и воображения;
· развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;
· накопление практических навыков и развитие творческого отношения к работе;
· закрепление навыков художественного оформления работ.
Воспитательная:
· формирование эмоционально - ценностного отношения к предметам художественной культуры.
· воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства.
· формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой гаммы (колорита);
· формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.
Оборудование для учителя:
Презентация «Искусство витража»
Мультимедийный проектор, компьютер
Образцы батика, коллажа
Оборудование для учащихся:
Картон, цветная бумага (пленка), тушь черная, клей, ножницы, канцелярский нож.
Ход урока.
Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня мы отправимся в путешествие на восток, где была создана художественная роспись ткани, познакомимся с художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду, создавая картины в технике коллажа и узнаем об искусстве витража. Но вначале мы поговорим о декоративно – прикладном искусстве.
Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства?
Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы.
- «Что такое искусство?» (варианты ответов учащихся).
Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.
В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.
Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».
- А что значит декоративное искусство?
-Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.
- Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.
Что делают мастера-художники?
Художник – прикладник, создавая свой художественный образ, прежде всего, знает художественные особенности материала, с которым он работает. Единичные авторские художественные произведения, в которых проявлена творческая индивидуальность, предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства. Они приходят в наш дом. Поиски нового языка, нового стиля в декоративно прикладном искусстве, как и в других видах искусства, не замыкаются в традиционных рамках.
Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным?
Конечно. Язык современного ДПИ богат и разнообразен, его материалы пластмасса, стекло, нитки даже бытовой мусор, который можно преобразить. Оно будет существовать до тех пор, пока будет существовать потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности, где любой предмет стакан, и ложка, и стол, ткань, ваза, и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.
Зачем современному человеку декоративное искусство?
Итак, мы поняли, что декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют творческое развитие человека и его культуры? Художник в своеобразии и условности образного языка данного искусства осознает окружающий мир и может его преобразовать.
Батик – это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».
Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.
Коллаж (от фр. сollage – «наклеивание») технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д.
Жорж Брак - французский художник, основатель кубизма. Первым стал пользоваться техникой вырезки из газет, « Я скомпоновал в графику 3 куска обоев для получения контрастного эффекта». 1912 год. Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.
Мы познакомимся с работами профессиональных художников, которые работали в технике коллажа. Художники – Курт Швиттерс, Роберт Раушенберг, Карло Кара, Джино Северини. Пикассо.
В 1912 году В. Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа.
В начале появления нового вида искусства художники разграничивали два момента: papiers colles — бумажные наклейки на бумажной основе (аппликации) и collage — живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Сегодня оба понятия объединились, и определение «коллаж» применяется для любых работ на плоскости с включением «чужих» материалов. Газеты и обои, цветная бумага и кружева, шелк и береста, фольга и стеклярус, куски зеркала и древесины, металлические пластины и веревки — все пошло в ход. Предметы не столько изображаются, сколько непосредственно включаются в картину. Вклеиваются, вшиваются, пришиваются, привариваются. Коллаж дал возможность соединить реальность и воображение, поэтому особое пристрастие к этой технике питали художники, причастные к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма и сюрреализма.
Художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.
Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. Презентация «Искусство витража»
Практическое задание. Создание эскиза витража с помощью картона и цветной бумаги (пленки).
Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. С какими видами ДПИ мы с вами познакомились на уроке?
2. Где можно использовать витражи по данным эскизам?
3. Почему витраж получил широкое распространение в средние века?
4. Для чего используют витраж современные архитекторы?
Методическая разработка к практическому заданию.
Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.
Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.
Она выполняется в определенной последовательности (таблица):
· 1 этап – выбор формата и составление эскиза композиции;
· 2 этап – корректировка эскиза, обводка толщиной до 5мм;
· 3 этап – соединение изображения с рамкой, зачернение;
· 4 этап – вырезание ножницами белых мест («сетка»);
· 5 этап – подклейка цветной бумаги;
· 6 этап – оформление работы на листе бумаги.
I. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции
II. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ.
Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.
III. Работа с эскизом.
1. Просмотр и показ получившихся рисунков. Данное изображение необходимо присоединить к рамке эскиза (ее толщина до 10мм), для этого используем линии связи толщиной 5мм. Работа требует особого внимания, так как все элементы рисунка должны быть «привязаны» к рамке. Получается рисунок – сетка. Далее черной акварелью (тушью) покрываем полученную «сетку», при этом следим, чтобы краска ложилась ровно, без разводов. Это этап зачернения.
Пока композиции сохнут, необходимо обратить внимание на технику безопасности работы с ножницами на следующем этапе выполнения нашего витража. Показ образцов готовых «сеток» и безопасных приемов работы с ножницами.
2. Вырезание белых мест в эскизах. Необходимо следить, чтобы случайно не разрезать линии соединения элементов композиции.
3. Подклейка цветной бумаги. От точности и аккуратности данного вида деятельности зависит качество выполненной работы. Под «сетку» в свободную нишу подкладываем выбранный лист цветной бумаги или пленки и карандашом аккуратно, без нажима, обводим форму ниши. Вырезаем цветную деталь немного больше (на 2 – 3мм), чем наметили. Этот запас необходим для нанесения клея на цветную бумагу. Так подклеиваем все пустоты нашей «сетки».
Во время выполнения работы следим за распределением и сочетанием цвета в композиции. Когда работа будет подклеена, еще раз обратить внимание на избыток клея, следы карандашной разметки. Все это необходимо аккуратно убрать.
Список литературы
1. Белов, В. И. Очерки о народной эстетике [Текст]: учеб, пособие / В. И. Белов. - Ленинград. Просвещение, 1984. - 122 с.
2. Василенко, В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X - ХХвв. [Текст]: учеб, пособие / В. М. Василенко. - М. Просвещение, 1974. - 325 с.
3. Искусство батика. Модные изделия изысканного дизайна с использованием техники батика: энциклопедия художника / Издательство «Внешсигма» - Москва, 2000. – 111 с.
4. Некрасова, М. А. Народное искусство России [Текст]: учеб, пособие / М. А. Некрасова. М. Просвещение, 1983. - 314 с.
5. Острой, О. С., Саксонова И. Х. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие [Текст]: учеб, пособие / О. С. Острой., И. Х. Саксонова. М. Педагогика, - 1986. - 93 с.