Конкурсная программа
«Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!»
Цель мероприятия – коррекция страха огня и пожара у детей.
Задачи:
Продолжать учить детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта.
Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (в частности, при пожаре).
Продолжать учить детей предотвращать возгорание бытовых приборов.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий на пожаре или при его тушении.
Материал, необходимый для проведения программы:
ребусы и рисунки для конкурса «Разминка» (см. Приложения);
телефон и план телефонного звонка пожарным (см. по тексту);
мягкие игрушки по числу участников;
четыре небольших детских ведра, емкость с водой, картонный дом;
дымовая шашка и марлевые повязки по числу игроков;
бинты;
листы бумаги и ватмана, ручки, наборы цветных карандашей или фломастеров.
Выступление агитбригады ДЮП «Агенты 01».
Ведущий. Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Это огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы. Как правило дети боятся огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был совсем не страшен? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом. Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнем. Я могу предотвратить пожар». А для того, чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть. А сейчас – начинаем нашу программу.
В мероприятии участвуют дети от 8 до 13 лет. Они делятся на две команды. Выбирается жюри. Жюри оценивает соответствие эмблемы, девиза; достоверность, оригинальность, артистизм, музыкальное сопровождение, скорость и качество выполнения заданий. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Зал оформлен рисунками и плакатами по теме.
Звучит песня для выхода команд. Ведущий приглашает команды занять свои места на сцене, объявляет тему мероприятия – «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!»
Приветствие команд
Примеры названий и девизов команд:
Команда «Искорки». Девиз: «При пожаре как один набираем 01».
Команда «Огоньки». Девиз: «Знают мальчик и девчушка – спички детям не игрушка!»
Разминка
Разминка по правилам пожарной безопасности.
Первое задание. Разгадать ребусы. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл. Дополнительный балл получает команда, которая быстрее справится с заданием. (Ребусы и ответы см. в Приложении №1).
Второе задание. Составить из полученных после разгадывания ребусов слов предложения, используя как можно меньше посторонних слов. Например: «Свечой поджог костер», «На огне сгорел утюг». При оценке конкурса жюри обращает внимание на количество предложений (по одному баллу за каждое), остроумие (дополнительные баллы) и на количество посторонних слов в предложении (штрафные баллы).
Третье задание. Обе команды получают одинаковые рисунки, на которых нужно найти все опасности, подстерегающие детей на кухне и в спальне. На обдумывание задания и запись ответов дается три минуты. (Рисунок см. в Приложении №2).
Ответы:
Лампа в комнате накрыта тканью.
Электрический провод лежит посреди пола на кухне, об него можно споткнуться и упасть.
Электрический провод в комнате проходит под ковром: существует возможность перегрузки удлинителя.
Занавеска на кухне висит слишком близко к плите.
Полотенце на кухне висит близко к плите.
Полка для посуды на кухне установлена над плитой.
Розетка в комнате перегружена.
Жюри подводит итоги конкурса.
Загадки
Загадки ведущий читает командам по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, то у соперников есть шанс получить дополнительное очко.
Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь.)
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер!
(Коробок со спичками.)
На крыше столбом, в избе – скатертью. (Дым)
Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает. (Огонь)
Плывет электроход – то назад, то вперед. (Утюг)
В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок со спичками)
Все ест – не наедается, а пьет – умирает. (Огонь)
Красный бык стоит, дрожит, черный – на небо бежит. (Огонь и дым)
Маленькая, удаленькая, а большую беде приносит. (Искра)
Красная корова всю солому поела. (Огонь)
Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные)
От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)
Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)
На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке поселился дружок – развеселый огонек. (Лампочка)
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс капитанов
Ведущий. Конкурс капитанов посвящен правилам противопожарной безопасности. Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Прежде чем вам представится такая возможность, ознакомьтесь с вопросами, на которые вам нужно будет ответить во время звонка.
Ведущий демонстрирует плакат.
На плакате:
Адрес.
Объект (квартира, склад, школа).
Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
Номер дома.
Номер подъезда.
Номер квартиры.
Этаж. Сколько всего этажей в здании.
Есть ли опасность для людей.
Фамилия.
Телефон.
После внимательного изучения плаката (30 секунд) каждый капитан должен сделать звонок пожарным. Жюри оценивает правильность и четкость сообщения.
Домашнее задание
Команды по очереди называют возможные причины возникновения пожара. Выигрывает команда, назвавшая причину последней.
Некоторые возможные причины:
Игра детей со спичками.
Удар молнии.
Разведение костров в ветреную погоду вблизи дома.
Короткое замыкание, повреждение электрического провода.
Зажигание свечей.
Неосторожное обращение с огнем (например, во время приготовления пищи на газовой плите).
Курение.
Выпавший из печи уголь. И другое.
Жюри подводит итоги конкурса.
Игровой конкурс
Эстафета «Спасение». В каждой команде игроки скрещивают в парах руки, на руки садят пострадавшего. По сигналу ведущего игроки каждой команды бегут до фишки, огибают её, возвращается к команде и передает эстафету следующим игрокам. Чья команда быстрее справится с заданием?
Эстафета «Слоники». Каждый участник одевает на голову противогаз ГП-5, бежит до фишки, огибает её, возвращается обратно. Снимает противогаз и передает следующему участнику.
Эстафета «Все в дыму». Каждая команда должна пройти на корточках («гусиным шагом») воображаемое задымленное помещение до фишки и обратно. За каждую ошибку жюри начисляет штрафные баллы.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Обеим командам дается задание – нарисовать на ватмане как можно больше предметов, где огонь служит человеку добрую службу. За каждый рисунок – 1 балл. Время – 5 минут. Участвует вся команда. (Примеры: печь, плита, паяльная лампа и другое.)
Жюри подводит итоги конкурса и всей игры. Побеждает команда, набравшая за игру большее количество баллов. Награждение.