Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ШҚО Білімбасқармасы
Управление образования ВКО
«Шығыс Қазақстан технология колледжі» КМҚК
КГКП «Восточно-Казахстанский технологический колледж»
Своя игра
Преподаватель
Васильева Г.П.
Своя игра «Многогранники и тела вращения»
Цель: 1) контроль знаний учащихся
2) развитие познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности
3) воспитание коллективизма
Оборудование – Таблицы – поля со съемными ячейками или наоборот закрывающимися накладными карточками. (возможно звуковое или световое оформление сигнала о готовности к ответу)
"Своя Игра" состоит из трех раундов и финального раунда.
Начинают игру команды по жребию. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет команда, а оглашает капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает сигнальную карту(дискету). Команде, первой поднявшей сигнальную карту, предоставляется возможность ответа на вопрос. Обсуждение на этом заканчивается. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает правильно, то ей предоставляется право выбора следующего вопроса, если она отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде.
Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос не уменьшает общее количество очков.
Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”.
“Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной командой суммы.
Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает.
Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде.
Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.
Каждый следующий раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков.
Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за другой убирают темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема.
Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение 40 секунд, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.
Подсчет очков производится жюри. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Методика проведения: группа делится на команды, формируется 3-4 команды по 5-6 человек.
представитель одной команды (по жребию) выбирает номинацию и цену вопроса.
-ведущий (учитель или ученик) зачитывают вопрос, команда, готовая к ответу
подает сигнал.
-при правильном ответе цена вопроса прибавляется при неправильном –
вычитается, при неверном ответе право отвечать получает другая команда. В
случае, если ни одна из команд не дала верного ответа, у всех команд, вычитается
цена вопроса
-после перебора всех вопросов – переход ко второму туру,
-принцип тот же, что и в первом туре
- в III туре можно либо перебрать все номинации, по I и II туру, либо исключая
«неугодные», оставить одну номинацию. Тогда зачитывается задача и дается время
на решение. Затем заслушиваются ответы.
I тур
Пирамиды | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
Призмы | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
Конусы | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
Цилиндра | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
Шары | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
Пирамида
100 Именно так называется правильная треугольная пирамида (тетраэдр).
200 Именно столько ребер имеет четырехугольная пирамида (8).
300 Именно таково взаимное расположение высоты и плоскости основания правильной
пирамиды.
Именно такой треугольник лежит в основании правильной треугольной пирамиды.
Именно такая фигура является боковой гранью любой пирамиды.
600 Именно так называется высота боковой грани правильной пирамиды.
700 Именно его имя носят самые известные пирамиды.
Призмы
100 Именно так расположены основания призмы относительно друг друга.
200 Именно такая фигура является боковой гранью призмы.
300 Именно так можно о противоположных гранях параллелепипеда.
400 Именно столько квадратов составляют куб.
500 Именно так называется призма боковые ребра, которой перпендикулярны основаниям.
600 Именно такую форму имеет спичечный коробок.
700 Именно с этим видом призмы встречается ребенок в детстве. (кубики)
Цилиндры
100 Именно такая фигура, вращаясь, образует прямой круговой цилиндр.
200 Именно он является осевым сечением цилиндра.
300 Именно это можно сказать о диаметре и высоте цилиндра, осевое сечение которого
является квадратом.
400 Именно эта фигура является разверткой боковой поверхности цилиндра.
500 Именно столько образующих имеет цилиндр.
600 Именно эта фигура лежит в основании полого цилиндра.
700 Именно так называется высота цилиндрической бочки. (глубина)
Конусы
100 Именно такой треугольник, вращаясь вокруг одной из своих сторон образует конус.
200 Именно такой треугольник является осевым сечением конуса.
300 Именно такой конус отсекает плоскость, параллельно основанию конуса.
400 Именно такой теоремой связаны радиус, высота и образующая конуса.
500 Именно так называется фигура, которая является разверткой боковой поверхности конуса.
600 Именно под таким углом наклонена образующая к плоскости основания, если радиус и
высота конуса равны между собой.
700 Именно так называется перевернутый конус. (воронка)
Шары и сфера
100 Именно так называется множество точек, пространства равноудаленных от данной точке.
200 Именно так называется сечение шара, проходящее через центр шара.
300 Именно так называется экватор земного шара с точки зрения математики.
400 Именно так называются точки, сферы лежащих на концах отрезка, проходящего через центр.
500 Именно так называется плоскость, имеющая с шаром одну общую точку.
600 Именно такая фигура отсекается от шара плоскостью.
700 Именно эта часть арбуза является «сферой» с точки зрения математики.
II тур
Поверхности тел.
600 Именно по такой формуле вычисляется полная поверхность куба.
700 Именно так называется поверхность, площадь которой равна сумме площади боковой
поверхности и площади основания.
800 Именно по такой формуле вычисляется площадь поверхности сферы.
900 Именно изменится площадь полной поверхности параллелепипеда, если его высота уменьшится
в полтора раза.
1000 Именно в таких единицах измеряется площадь поверхности геометрического тела.
1100 Именно эта величина умножается на высоту, при вычислении площади боковой поверхности
цилиндра
1200 Именно эта буква греческого алфавита присутствует во всех формулах, связанных с
поверхностями тел вращения.
Объемы тел
600 Именно по такой формуле вычисляется объем куба.
700 Именно так можно определить объем спичечного коробка.
800 Именно по этой формуле вычисляется объем бочки.
900 Именно так определяется масса детали, имеющей формы геометрического тела.
1000 Именно так изменится объем шара, если его радиус увеличить в два раза.
1100 Именно этот элемент конуса не присутствует в формуле для вычисления объема.
1200 Именно во столько раз объем цилиндра больше объема цилиндра больше объема конуса, если они имеют равные высоты и радиус оснований.
III тур - Вычисления
Призма. Сколько рулонов обоев (ширина 0,5 м и длина 12 м) нужно для оклеивания комнаты размером 6х4х3, если окна и двери составляют 1/3 поверхности стен.
Пирамида. Найти объем правильной треугольной пирамиды высота, которой равна 12 см, а стороны основания равны 13 см.
Цилиндр. Осевым сечением цилиндра является квадрат со стороной 6 см. чему равен объем цилиндра?
Конус. По какой формуле можно вычислить объем конуса, полученного при вращении равнобедренного прямоугольного треугольника.
Шар. Сколько шаров радиуса 2 см получиться при переплавке шара радиусом 20 см.