МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16"
Классный час
«Патриарх Тихон 1917 – 1925г.г.»
Подготовила:
кл.руководитель 7 «Б» класса
Пожалуйстина Елена Евгеньевна
г.Серпухов
28 октября 2016 г.
Цель: 1. Познакомить детей с выдающейся личностью - Патриархом Тихоном
(1917 – 1925г.г.), с житием Патриарха Тихона; иконой « Собор
Новомучеников и Исповедников Российских.
2. Развивать интерес к познанию православной культуры.
Воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему,
бережное отношение к духовному наследию родного
Подмосковья.
Оборудование урока:
1. Компьютер
2. Мультимедийное оборудование
3. Презентация
XX век в истории христианской православной культуры России можно назвать веком святых Новомучеников и Исповедников.
- Давайте вспомним, каких Святых Православная церковь называет Мучениками и Исповедниками? (Мученики – это Святые, которые не отреклись от Бога, даже когда их подвергали мучениям. Исповедник – это человек, который говорит о своей вере в Бога).
-Рассмотрите Икону
«Собор Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа
пострадавших, явленных и неявленных»
- Прочитайте надпись на иконе. Что значит слово «собор» в данном случае? (Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько).
В центре изображены Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские Святые. А по обе стороны расположены клейма с изображением мученических подвигов Святых..
Видеофильм «Кровавая Революция 1917 года | Россия на крови»
- В 20 веке в нашей стране произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи.
Видеофильм «Разрушение храмов в 20-30 года ХХ века»
Идут расстрелы священников. Сорок священников заживо закопаны на Смоленском кладбище. Расстрелы крестного хода в Шацке и Туле. Ежедневно происходят аресты духовенства.
25 января зверски убит митрополит Владимир Киевский.
Принят закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Церковные общества лишились права собственности и права юридического лица.
Ежедневно доходят известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному.
Учитель
Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, преследовались новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. В это страшное время появлялись люди, которые своей жизнью показали пример Веры в Бога, любви к Нему.
Таким был Патриарх Тихон. На одном из клейм иконы изображён «Святый патриарх Тихон в заточении в Донском Монастыре».
-А что значит ПАТРИАРХ? (Высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви)
Рассмотрите прижизненные фотографии Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
Детство и юность будущего Патриарха
Будущий Патриарх родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина (1824—-1894); впоследствии родитель был переведён в приход Спасо-Преображенской церкви города Торопца, в Псковской епархии. Фамилия Беллавинъ была довольно распространена на Псковщине среди лиц духовного звания.
У Василия Беллавина было три родных брата, которые умерли, не дожив до старости. Родительница, Анна Гавриловна, скончалась в ночь с 29 на 30 апреля 1904 года (последний раз епископ Тихон гостил у неё в Торопце на Рождество 1903 года, проездом из Петербурга назад в Сан-Франциско, в свою епархию), после чего у него не осталось близких родственников.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской духовной семинарии.
По словам современника, «с детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества»; среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей».
После семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где среди товарищей имел прозвище «Патриарх». Его однокурсник, впоследствии протопресвитер Константин Изразцов, миссионер в Южной Америке, вспоминал о нём: «Во всё время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания Академии поэтому для многих его товарищей явилось полной неожиданностью».
В июне 1888 года кончил духовную академию со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без нового устного испытания.
Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.
Из Псковской Семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмскую Духовную Семинарию, где он вскоре стал ее ректором в сане архимандрита. На 34-м году жизни, в 1898 году, архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением его викарием Холмской епархии.
14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию в сане епископа Алеутского, с 1905 года - архиепископа. Возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле распространения Православия, в благоустройстве своей огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и в постройке храмов для православных русских людей.
В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру. Одним из первых распоряжений по епархии скромного и простого архипастыря было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращениях класть вошедшие в обычай земные поклоны. И в Ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы, оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в избрании его почетным гражданином города.
После Февральской революции и сформирования нового Синода владыка Тихон стал его членом. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны.
15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон, архиепископ Московский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и председателем Собора.
Собор ставил своей целью восстановить жизнь Русской Православной Церкви на строго канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро вставшей перед Собором, было восстановление Патриаршества после 200- летнего ССинодального периода. При избрании Патриарха решено было голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией посредством жребия указать избранника. Свободным голосованием членов Собора на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон.
В 1917 году Всероссийский Поместный Собор русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал проповедником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.
На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: « ... а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля ... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою ... ».
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к право славной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь ... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».
Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.
- Мы с вами посмотрели фотографии патриарха Тихона и узнали о его биографию. А это иконы святителя Тихона, которые были написаны после прославления его Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
Посмотрим, что говорит о нем Патриарх Кирилл.
-Теперь давайте ещё раз посмотрим на икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских».
-Что мы видим на клейме, посвящённом подвигу Святителя Тихона - рассмотрите его внимательно.
(Мы видим Святого, который стоит на стене и благословляет народ).
Святые Новомученики Российские, молите Бога о нас!
С этой молитвой обращаются православные христиане к Новомученикам
за помощью.
- Имена многих Новомучеников нам неизвестны. На иконе «явленных и неявленных», то есть тех святых, имена которых нам не явлены, не открыты Богом. На следующих занятиях мы обязательно подробнее познакомимся с подвигами других Новомучеников земли Российской, которые были прославлены в наше время.
III. Подведение итогов.
Учитель: - О чём мы говорили сегодня на уроке?
Дети: - О Новомучениках, о Патриархе Тихоне.
- Познакомились с биографией Патриарха
- Рассмотрели его прижизненные фотографии и Иконы.
- Познакомились с иконой «Собор Новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных».
- На иконе в центре Новомученики, над ними Спаситель, по обе
стороны клейма с изображением мученических подвигов.
- Подробно рассмотрели на клейме Святителя Тихона.
9