Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Областной конкурс научно-исследовательских работ
патриотической направленности
среди обучающихся образовательных организаций
Номинация «Памяти жертв политических репрессий посвящается… »
«Судьба моих предков в истории 30-х годов 20 века»
Автор:
Кабанов Андрей,
обучающийся 10 «а» класса,
МБОУ «СОШ № 4»
Руководитель:
Кабанова Ирина Викторовна,
учитель русского языка
Чебаркуль 2017
Содержание
Введение
Свою исследовательскую работу я решил посвятить изучению жизни близких мне людей – семье моего прадеда. Для меня важно больше узнать о моих предках, понять, почему так сложилась судьба родных и что было этому причиной. А самое главное, я хочу восстановить их доброе имя. И все, что мне станет известно в результате этой работы, будет передаваться из поколения в поколение.
Цель моей работы: показать, как трагические страницы в истории России отразились на судьбе моих предков.
Задачи:
Изучить литературу, документы о событиях 30-50 годов XX века, связанные с историей политических репрессий;
Изучить материалы семейного архива – документы родственников: прадеда, прабабушки, деда;
Пополнить фонд школьного краеведческого музея исследованием о судьбах репрессированных.
Гипотеза: если изучать исторические процессы через судьбы конкретных людей, то более полно можно понять прошлое.
Предмет исследования: жертвы политических репрессий, история семьи моего прадеда
Объект исследования: семья прадеда
Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных.
Актуальность работы заключается в значимости изучения прошлого России не только через специальную литературу, но и через непосредственное общение с членами семьи, хранящих память о своих родных и желающих оставить в истории достоверные факты.
Практическая значимость заключается в том, что мы смогли больше узнать о судьбе своих близких в годы репрессий. Наши исследования переданы в школьный музей, школьную библиотеку.
Новизна работы заключается в том, что изучение сталинских репрессий осуществляется не только с помощью учебных пособий, но и также живой беседы с участниками этих событий, работа с архивными данными, наличием фотоснимков и исторических документов.
Ключевые слова: жертвы политических репрессий, раскулачивание, органы НКВД, ссылка, депортация, реабилитация.
Обзор литературы и информации
Исследование по данной теме началось с посещения музея «Истории села и народного быта» с.Верхние Караси. Руководитель: Барышникова Светлана Ивановна. В музее хранятся письменные краеведческие архивы, фотографии и предметы быта. (Приложение 3)
Важное место среди исследований, посвященных теме политических репрессий, занимает книга А. В. Василишина «Белый ветер, красный туман». Она содержит документальный материал о репрессиях крестьян Челябинской области в 1929 году. [1]
Особого внимания заслуживает книга Е.П. Рохмистрова «Казаки - воины, пахари". Документальная повесть рассказывает о жизни и быте чебаркульских казаков начала ХХ века. Первая часть называется "История Оренбургского казачьего войска". Вторая - "Тайная война с народом".[2]
Работа написана на основе воспоминаний, документов семейного архива и документов архивного фонда о жертвах репрессий.
Глава 1
1.1 Разгул репрессий
Одной из самых трагических страниц в истории России были репрессии 30-50-х годов XX века. Особенного размаха они достигли в 1936-1937 годы (Большой террор).
Изучая специальную литературу, мы встретились с понятиями: «репрессии», «реабилитация». Чтобы понять их значения, обратились к словарям. Термин «репрессии» обозначает подавление людей в различных формах. Этимологический словарь даёт следующее объяснение слова: репрессии (лат. repressio - подавление) - карательные меры, наказание, применяемые государственными органами. Существуют разные формы репрессий: принудительный труд, административное наказание, депортация.
Депортация (от лат.deportatio) - изгнание, ссылка. Реабилитация (от лат. rehabilitate) - восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из - за «отсутствия состава преступления».
В 1930 году ЦК ВКП(б) принял решение по ускорению коллективизации. Местные органы власти получили право применять все необходимые меры по борьбе с кулачеством вплоть до полной конфискации имущества и выселения их за пределы отдельных районов и краёв. [5]
Репрессии и расстрелы применялись в основном к людям образованным, талантливым, деятельным, к тем, кто мог воспротивиться большивистско–коммунистическому строю. Нос другой стороны, репрессиям совершенно безосновательно подвергались и люди, просто не внушающие доверия. В определенной степени, это была попытка защитить режим от краха.
Теперь мы все скорбим о тех близких, не по своей воле навсегда ушедших из жизни. Только по Челябинской области в 30-е годы были осуждены по 58-й статье 37 тысяч человек. Наиболее мощный размах репрессий начался в период коллективизации 30-х годов, когда жертвами стали миллионы крестьян и казаков. Невозможно подсчитать точное количество таких жертв. Ведь пострадали не только те, кто был выслан, расстрелян, но и те, кто много лет носил клеймо сына, дочери «врага народа». Согласно материалам сети Интернет, официальная статистика даёт следующие данные: в стране 4 миллиона человек репрессировано и 800 тысяч расстреляно, из них 5% составляет политическая элита, остальные - интеллигенция, рабочие, крестьяне.
История и моей семьи тоже была связана с репрессиями. Работая над темой, я больше узнал об этих событиях, о том, как оказались в Сибири мои далекие предки (прапрадедушка, прапрабабушка и прадедушка).
И только в 1991г был выпущен закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Понадобилось 60 лет для того, чтобы осознать вину за тягчайшие преступления, совершённые перед своим народом. [6]
Есть история, жестокая и суровая. Должна быть и память справедливая светлая и вечная о близких, о трагическом времени нашей истории, о жестокости и несправедливости властей, о терпении и трудолюбии простых, ни в чем не повинных людей.
Глава 2
2.1 Раскулачивание
О том, что члены моей семьи были репрессированы, я узнал от своего дедушки, Коковина Виктора Николаевича, 1936 года рождения. Он рассказал мне о том, что его отец, Коковин Николай Дмитриевич, 1910 года рождения (мой прадедушка) вместе со своими родителями были высланы с детьми в Тюменскую область.
Вот как складывалась судьба отца моего прадеда, казака Дмитрия Осиповича Коковина, 1883 года рождения, расстрелянного в 1929 году в числе 12 других Верхнее-Карасинских казаков, признанных виновными в антисоветской агитации, то есть в преступлениях, предусмотренных статьями 58-8 и 58-10. [Приложение 1]
В январе 1930 года, семью Коковина Дмитрия Осиповича, в которой было 16 человек, раскулачили и выслали в Сибирь. В одночасье они лишились сразу всего: дома, лошадей, скота и инвентаря, всего имущества.
И кто это определил нашу семью в разряд кулаков?
«Дмитрий Осипович после гражданской войны семь лет казачил с неимоверной жадностью, не знал ни сна, ни отдыха, мантулил на пашне и дома, порой отводил для сна по 3-4 часа в сутки. Построил дом со старшими сыновьями, обзавелись скотом, все делали сами, никогда и никого не нанимали, так как рабочих рук в семье хватало. Дети, едва повзрослев, включались во все виды работ. Каждый находил свое место, у каждого были обязанности в общем слаженном коллективном труде», - вспоминает мой дедушка.
Единственная вина, наверное, была лишь в том, что они всю жизнь были жадные к работе, гнули спины, не щадя себя.
Кампания разжигания классовой ненависти партийцами в поселке Верхние Караси день ото дня усиливалась. Всем на дома были вывешены таблички с надписью «Бойкот». Это означало, что хозяевам этих домов и членам их семей было строжайше запрещено общаться с соседями и бродить по улице, дабы они не смогли сагитировать кого-нибудь на свою сторону. Всех ребятишек раскулаченных семей исключили из школы.
«С небывалой озлобленностью кинулись односельчане помогать бригадам по раскулачиванию. Особой жестокостью отличался Яков Мартов. С лакейской угодливостью и преданностью старался он заслужить поощрение председателя колхоза «Пламя» П.Г.Шишминцева. Заискивая перед начальством, готов был совершать любую подлость в отношении своих односельчан. Разрушая жилища, он как будто и не замечал людей, с ужасом наблюдавших за его деяниями. Тогда все просто удивлялись: как мог он раньше жить среди них, ничем не проявляя себя. А вот теперь выперло из него это животное чувство мародерства»,- пишет в своей книге Е.П.Рохмистров. [2, с.263]
И таких подлых людей в те времена было немало. Своими ложными доносами и пустыми оговорами усугубили они судьбу своих односельчан.
2.2 Ссылка в Сибирь
Из воспоминаний родственников выяснено, что зимой 1930 года, в самые лютые январские морозы, 15 кулацких семей из Верхних Карасей на санях повезли под конвоем в Полетаево. Во дворе, когда их заталкивали в сани, собралось много народа, как будто отправляют их в последний путь. Все соседки, громко причитая, создали такую удручающую картину, что удержаться от слез было уже невозможно. Даже мальчишки, что постарше, прикрываясь варежками, рыдали навзрыд.
Чтобы ребятишки не обморозились в пути, накидывали на них побольше всякого тряпья и периодически открывали им лица, чтобы они не задохнулись. Сами большую часть дороги шли за подводами. А за ними, как за грешными преступниками, шли конвоиры.
Только поздней ночью обоз невольников достиг Бишкиля, и всех на ночь растолкали по домам местных жителей. Хозяева по-разному относились к ссыльным: некоторые жалели и сочувствовали, старались хоть горячим чаем отогреть замерзшие тела и души, угощали даже картошечкой. А вот в соседнем доме хозяева отнеслись враждебно, дескать, наши советские законы невиновных карать не будут, поэтому по заслугам им и кара, не надо было пакостить советской власти.
На третий день пути обоз достиг железнодорожной станции Полетаево, где всех разместили в телячьих вагонах и повезли в Сибирь до Тобольска.
Пока ехали наши верхне-карасинцы, намаялись и претерпели тягот много. За две недели пути в вагоне умерло от холода и голода 7 человек.
Дедушка рассказывал:
Когда высылали всю семью, моя прабабушка, Евдокия Михайловна, была уже в положении. Первого ребенка, Леонида, она уже рожала в бане-зимовнике.
Расселяли их маленькими группами в селениях из трех-пяти домишек. Местные жители были тогда еще полудикими, жили в чумах и ярангах. Но постепенно переходили на оседлый образ жизни. Нашим переселенцам объяснили, чтобы они как-то приспосабливались здесь в ожидании весны, чтобы потом, как начнется навигация, отослать подальше на север, чтобы изолировать от местных жителей, строящих новую жизнь, дабы не заразили бы кулаки бациллами частнособственнической заразы.
Мой прадед, Николай Дмитриевич и его брат Иван, чтобы хоть как-то дожить до весны и прокормить свои семьи, ходили по дальним выселкам в поисках работы, нанимались на лесозаготовки, а сёстры и жёны с малыми ребятишками, превозмогая стыд, просили милостыню. Но что могли дать местные жители, когда сами опухали с голоду. Строиться и обосновываться им запрещали, объясняя это тем, что, как только сойдет лед, будут отправлять пароходом до Ханты-Мансийска. А жили в маленьких охотничьих избушках и банях, почти как в каменном веке, даже печей-то не было. И опять многие умирали от голода, истощения и холода. И эти четыре месяца из всех 25 с лишним лет ссылки были самыми страшными, настоящим испытанием на выживание.
Каким-то чудом всё же выжили, а как только открылась навигация, всех интернированных собрали со всех краёв и районов и заставили ждать парохода. Многие были до того истощены, что даже передвигаться не могли, и когда прибыл пароход, их на носилках заносили на палубу. Многие походили на живых скелетов. Набралось спецпереселенцев очень уж много и, как во времена Колумба испанские колонизаторы перевозили негров-туземцев в битком набитых трюмах кораблей, так и их, и без того морально и физически опустошенных, убитых горем и отчаянием, заталкивали во все отсеки и трюмы, обращаясь, как со скотом. А тут еще прошел слух, что, дескать, отвезут подальше от населенных пунктов и вместе с пароходом утопят. Но люди были так истощены, что даже на страх и испуг сил не хватало. Постепенно по ходу движения парохода начали высаживать группами.
Высадили верхне-карасинцев в деревне Бронниково. Промаялись там несколько недель и снова по Батлымке, таёжной речке, на больших лодках повезли вглубь тайги и высадили в поселке Большой Атлым. Расселили по домишкам среди местных жителей, хантов и манси. Мужчин, где они еще оставались в семьях, собрали всех в отряд и заставили строить новую деревню для сосланных лишенцев в 5 километрах от мест, где расположились семьи. Но не хватало стройматериалов, инструмента, транспорта и многого другого, что так необходимо при строительстве жилья. [Приложение 4]
Вот и возводились бараки из бросовых материалов на скорую руку, потому и были они продуваемы всеми ветрами. Селили по нескольку семей в одну комнату – было тесно и неуютно, но всё же и этому они были рады. Так и появился поселок под названием Подгорное. [Приложение 5]
Через несколько лет он еще больше расстроился и был переименован в село Октябрьское. Расположен этот поселок на могучей сибирской реке Оби.
Привыкшие к труду с малых лет, люди мало-помалу стали обживаться. Главным спасением была река, в которой ловили рыбу круглый год, засаливали её, коптили, готовили впрок, и в самые трудные годы она спасала от голода. Летом тайга в изобилии снабжала своими дарами – грибами, ягодами, орехами. Варенье тогда не делали, так как сахар был на вес золота. А ягоды сибирские, такие как клюкву, бруснику, замачивали, а зимой доставали и ели. Сладкие ягоды – клубнику, землянику, малину, сушили, а потом пекли с ними пироги, заваривали чай. В общем, прокормиться можно было, но требовались деньги для покупки муки, одежды и на прочие хозяйственные нужды.
Из воспоминаний моей бабушки я узнал, что прадед мой, Коковин Николай Дмитриевич, наловчился из дерева делать всевозможные поделки и игрушки. Особенно большим спросом пользовались сделанные им гребешки для расчесывания волос. Для рыбалки нужны были снасти, и он либо вязал сети, плёл вирши, либо что-то мастерил. И всё у него получалось. Любое изделие было занимательное, хорошо и красиво сработано.
Прабабушка, Евдокия Михайловна, со своими золовками, приспособились шить одеяла, полушубки. Всё это вывозили на ярмарку, продавали. На сэкономленные деньги купили корову. Приученные в большой многодетной семье к работе и к рукоделию, наши женщины ни часу не сиживали без дела, сложа руки или болтая с соседками на завалинке. Всегда они заняты были какими-нибудь делами, а вечерами вязали, кроили, плели.
Но вот в 1933 году органы НКВД вдруг забрали наших прабабушек, родоначальницу нашего рода Татьяну Дмитриевну и под конвоем этапом погнали в Берёзово за 250 км. Было начало зимы. Более трёх месяцев в тюрьме выбивали из них признания: «Где вы, кулацкое отродье, спрятали золото? Куда зарыли свои клады?»
Нелепость и абсурдность таких обвинений была очевидна без всяких доказательств. Ведь в такой большой семье из 16 человек, засевая всего-то 16,5 десятины земли, имея трёх коров и трёх лошадей, ну какие же могли быть излишки хлеба, которые местные власти со своими «активистами», выколачивали всякими способами, а уж про драгоценности и говорить дико было. Да и все так называемые кулаки не отличались от других своим богатством, кроме большого потомства.
Не добившись ни от кого признания, убедившись в бесполезности допросов, через три месяца тюремного содержания бабушки были отпущены домой. Но истощённые, морально и физически истерзанные, плохо одетые (почти все они были обуты в лапти), по дороге домой они сильно обморозились, троих похоронили в дороге, а когда кое-как добрались до своей деревни, обезножили вконец, заболели и буквально за два года все скончались.
По всем областям и краям нашей России создавались колхозы, поэтому в нашем посёлке организовался неуставной колхоз «Заря». Но чтобы сеять, надо было выкорчёвывать деревья, расчищать поляны от кустарников. Но совершенно никакой техники не было, и всё приходилось делать вручную. Опять же, только благодаря реке, в которой рыбоводческой бригадой вылавливали рыбу, за проданную рыбу смогли постепенно приобретать лошадей.
Николай Дмитриевич с шестилетним сыном Лёнькой зарабатывали на лесозаготовках. А здесь, в поселке, ребятишки и женщины раскорчёвывали для своих семей огород. Женщины наши вблизи поселка стали заготавливать дрова для госучреждений: магазина, комендатуры, школы. Заготовленные дрова везли уже на собственном транспорте. Осенью на скопленные деньги приобрели по дешевке коровёнку, а весной она принесла приплод.
Таким образом, жизнь начала улучшаться, и все уже готовили лес для строительства своего дома. Общими усилиями на следующий год выстроили дом вроде барака из двух половин. Однако атмосфера дружелюбия и взаимопонимания была только в поселке, где жили одни спецпереселенцы. А стоило только оказаться среди вольных, сразу чувствовалась озлобленность и неприязнь к нам.
Вспоминая случай, когда, будучи подростком, мой дед возил дрова из лесу и ему повстречались подводы возвращавшихся из района мужчин, один парень, верзила лет 19-20, схватил его за шкирку и спросил:
-Ты, поди, ссыльный?
-Да, - испугавшись его, ответил я.
-Ах ты, гад. От вас, мироедов, там жисти не было и здесь сели вы на нашу шею. Из-за вас и нам жисти не стало. – И со злости так саданул в висок, что он отлетел в сторону, а парень схватил его за ноги и воткнул головой в снег.
И здесь, в ссылке, сказывалась политика раздора и науськивания человека на человека, даже брата на брата, детей на родителей. Теперь пожинаем мы ядовитые плоды того жестокого безумия. И как назло, наперекор новоявленным властям, не покорились спецпереселенцы злым ударам судьбы, не смогли они уничтожить в обществе сугубо заразные бациллы частной собственности. Снова начали они жить по-человечески, укрепляя и свой колхоз, и личные хозяйства.
Но наступил 1937 год, и по всей стране прокатилась новая волна репрессий и преследований. И вот, когда почти все жители поселка работали на стоговании сена, 17 мужчин грубо затолкали в крытые машины и увезли. Вернулся вскоре только один, но ни за что не хотел рассказывать об увиденном и о судьбе своих односельчан. То ли был напуган и предупрежден о сохранении тайны, то ли действительно ничего не знал. Об остальных 16 мужчинах никто ничего не знал, так как подобное случалось часто, и считались такие факты обычным делом.
Перед началом войны посёлок, в котором жили мои предки, стал походить на хорошее село с крепкими рублеными домами, каждая улица носила своё название по прежней местности. Так, одна улица называлась Челяба, а другая такая же длинная – Тобол. Само название означает, что проживали и селились на них свои люди – земляки, сплоченные тесной дружбой.
Так дожили до начала войны, и с первых же дней после объявления о нападении фашистских полчищ на нашу страну мобилизовали прадеда на фронт, защищать родное Отечество. Годы Отечественной войны показали, что казаки и ссыльные, несмотря ни на что, грудью встали на защиту Родины, проявляя героизм и отвагу. А 1943 году на Ленинградском фронте погиб Александр. Отец провоевал два с лишним года. С ампутированной ногой, на деревянном протезе, вернулся в начале 1943 года, награжден орденами и медалями.
Так и дожили до 1952 года, когда их реабилитировали, и они вернулись в родные края. [Приложение 7]
Тяжёлые лихолетья, омрачившие историю нашей Родины, испытанные раскулаченными и сосланными людьми вследствие политики советской власти повлияли на их судьбу. Люди, которых называли «кулаками», были приучены к ежедневному труду, поэтому «не пропали» и в ссылке благодаря стойкости своего характера.
Заключение
Работая над темой исследования, я больше узнал о своих предках. Как они жили, как оказались в Сибири, как перенесли все невзгоды, выпавшие на их долю.
В России во многих местах установлены памятники жертвам политических репрессий. Есть такой памятник и в нашем городе. В краеведческом музее села Верхние Караси бережно хранятся материалы о людях, ставших жертвами сталинских репрессий. [Приложение 3]
Выполнив исследовательскую работу, мы доказали правоту поставленной гипотезы, что если изучать исторические процессы через судьбы конкретных людей, то более полно можно понять прошлое.
Долг молодого поколения – задуматься, извлечь уроки из прошлого и сделать все от нас зависящее, чтобы сталинские репрессии никогда не повторялись.
В итоге работы над темой мы пришли к следующим выводам:
1.В стране были значительные масштабы репрессий.
2.Судьба многих моих родственников связана с политическими репрессиями, которые оказали значительное влияние на жизнь этих людей.
3. Вместе с родителями пострадали и дети, которые, наравне со взрослыми, переносили голод и холод, невзгоды и тяжелый труд.
Результатом работы является собранный нами материал о репрессированных родственниках. Наши исследования переданы в школьный музей, школьную библиотеку.
Список Литературы
1. Василишин А.В. «Белый ветер, красный туман», -Москва-Тюмень- Челябинск, издательство «Дружба народов» 2006-216с.
2.Рохмистров Е.П. «Казаки-воины, пахари», – Челябинск: Лурье Т., 2008-374с.
3. Салмина М. С. «История Южного Урала . XX-начало XXI». Учебное пособие. - Челябинск «Взгляд» 2004-254с.
4. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. Москва: Азбуковник, 1999- 944 с.
5. Решение по ускорению коллективизации ЦК ВКП [Электронный ресурс] –http://history.kemsu.ru/oldversion/PUBLIC/kkurs/kk_11.htm
6. Закон «О реабилитации жертв политических репрессий»[Электронный ресурс]–Режимдоступа:http://www.memo.ru/rehabilitate/laws/2004/rea-law4.htm
Приложение 1
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
18 сентября 1929 года.
Я, уполномоченный Златоустовского округа ОГПУ Балакин с предупреждением об ответственности по статье 95 УК допросил нижепоименованного в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 58-8 и 58-10 УПК, который показал:
Фамилия, имя, отчество: Коковин Дмитрий Осипович, возраст 46 лет, уроженец села Верхние Караси, Медведевского района, Златоустовского округа, женат, проживает в своём доме.
Имущественное положение: дом, 3 лошади. 3 коровы, 18 штук мелкого скота, посевная площадь 16,5 десятин.
Образование: грамотный, 3 класса сельской школы.
Происхождение: казак.
Партийность: беспартийный.
Политические убеждения: сочувствующий Советской власти.
Чем занимался до февральской революции 1917 года: хлебопашеством.
С 1914 года на военной службе – рядовой, санитар.
Чем занимался с февральской революции до Октябрьской революции 1917 года: хлебопашеством.
С Октябрьской революции по настоящее время занимался: в 1918 – 1919 годах служил в армии Колчака санитаром, остальное время проживал в селе верхние караси, работал агентом по закупке скота, в 1920 году был председатель сельского совета. С 1920 года по настоящее время занимался хлебопашеством.
Сведения о прежней судимости: в 1928 году судили за укрывательство излишков.
Показания по существу дела: «В царское время жил я беднее, засевал по 8 десятин, скота тоже было меньше, чем сейчас, а, следовательно, недовольства с моей стороны к власти быть не могло. У белых служил насильно, по мобилизации. За что меня арестовали, я не знаю. Против советской власти и её мероприятий нигде и никогда не выступал. Арестованных вместе со мной односельчан я знаю, как хороших граждан, великих тружеников, хорошо знающих земельное дело. Полагаю, что их тоже арестовали по наговору лентяев-завистников. Больше добавить нечего. С моих слов записано правильно.»
ПРОТОКОЛ № 16
заседания тройки при ПП ОГПУ по Уралу по рассмотрению дел, представляемых на рассмотрение ОСОБОГО Совещания при Коллегии ОГПУ
от 17 ноября 1929 года
СЛУШАЛИ дело № 360 по обвинению: Коковина Дмитрия Осиповича, 47 лет, казак, кулак, лишенец, служил в белой армии, отступал с Колчаком в Сибирь, судим за несдачу излишков хлеба, активный участник нелегальных сборищ контрреволюционной группировки, сторонник применения террора к коммунистам и комсомольцам, настроен явно антисоветски, распродавал имущество, хотел выехать в Китай, и призывал других следовать ему.
ПОСТАНОВИЛИ Коковина Дмитрия Осиповича - РАССТРЕЛЯТЬ с конфискацией имущества за исключением трудовой нормы для членов семьи.
Приложение 2
На снимке: Коковин Николай Дмитриевич и Коковина Евдокия Михайловна
На снимке: семья Коковиных (на коленях у Евдокии Михайловны моя мама)
Приложение 3
Музей «Истории села и народного быта» село Верхние Караси.
Приложение 4
На снимке: репрессированные с. Подгорное
Приложение 5
На снимке: первые землянки в Сибири
Приложение 7
25