Введение 3
Глава I. Гармоника - удивительное изобретение времени. 5
1.1 Рождение нового инструмента. 5
1.2 Путешествие в Россию. 7
1.3 Разновидности гармоник. 8
1.4 Строение язычковых музыкальных инструментов. 11
Глава II. Баян - русский народный инструмент. 15
2.1 Изготовление первого баяна. 15
2.2 Баян в наше время. 16
2.4 Баян в годы Великой Отечественной войны. 18
Глава III. 20
3.1 Мой первый баян. 20
3.2 Социологический опрос. 21
Заключение 22
Список литературы 23
Что значит для нас музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного - это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь россиян, во все времена слушалась с удовольствием.
Мне очень нравится петь и слушать музыку, и я давно хотел научиться играть на музыкальных инструментах. Недавно я начал ходить в музыкальную школу. Там я учусь играть на баяне. Я решил побольше узнать про этот музыкальный инструмент и провести небольшое исследование.
Постановка проблемы. Сохранение национальных культурных ценностей, воссоздание и сохранение этих традиций – одна из важнейших задач нашего времени.
Сегодня этот вопрос наиболее актуален, так как повсеместно идёт процесс глобализации, утраты национальной культуры, национальных традиций.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для современного общества музыкальный инструмент является неотъемлемой частью культурного наследия.
Цель работы:
Исследование истории возникновения и развития гармони и баяна.
Гипотеза
Предшественник баяна был изобретен несколько тысяч лет назад.
Возможно, первый инструмент появился в России.
Предмет исследования: язычковые музыкальные инструменты.
Объект исследования: музыкальные инструменты гармонь, баян.
Задачи:
1.узнать, когда и как появились гармонь и баян;
2.выяснить происхождение названия «баян»;
3.познакомиться с видами гармони и баяна;
4.повысить свою музыкальную культуру.
Основные методы исследования:
-изучение литературы;
-опрос;
-наблюдение;
-поиск информации в сети Интернет.
Рождение нового инструмента.
Гармонь, более точно – гармоника, является предшественником баяна. Где, как и когда появилась первая гармоника? Считается, что гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго- Восточной Азии еще три тысячи лет назад. Но никто не мог объяснить, почему первые гармоники так долго формировались: от шэна три тысячи лет, и вдруг всего за 200 лет появился огромный пласт музыкальной культуры – гармонной.
Китайский шэн
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А.М.Мирек в течение 55 лет собирал и изучал гармоники и материалы по истории их возникновения. Ему удалось доказать, что шэн не может быть непосредственным предшественником современных гармоник, так как источником звука у него является надрезной язычок, а у гармоники – свободно проскакивающий. Этот новый способ звукоизвлечения изобрел в 1780 году универсальный органный мастер Ф.Киршник, живший и работавший в это время в Петербурге, и тем самым положил начало появлению первых гармоник. Никто не видел, как выглядит первая гармоника, остались только ее отрывочные описания. По этим описаниям Мирек и восстановил общего предка нынешних баянов и аккордеонов. Инструмент совсем не похож на обычный: он устанавливался на стол, и на нем играли, как на маленьком пианино – только для получения звука кто-то должен был растягивать меха.
Инструмент Киршника быстро обрел популярность. В начале XlX века образовалось целое семейство подобных инструментов: оркестрионы, фисгармонии, концертины, гудящие флюгеры - эоловы арфы, губные гармоники.
Губную гармонику сконструировал берлинский мастер Ф.Бушман в 1821г. При настройке органов и фортепиано он пользовался инструментом собственной конструкции – маленькой коробочкой, в которой под напором вдуваемого ртом воздуха звучал язычок, издавая тон определенной высоты. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята инструментом, и он вделал в эту коробочку меха. Теперь во время работы он ставил инструмент рядом с собой, растягивал меха кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, меха подавали воздух на язычок. Обе руки мастера оставались свободными, и, кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Потом Бушман догадался, что инструмент можно снабдить несколькими язычками для настройки разных тонов, а чтобы язычки не звучали одновременно, оснастить их клапанным механизмом. А еще позже мастер понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, изобрел новую форму музыкального инструмента. Форму, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. И хотя позже Бушман пытался осуществить свой замысел и сделать ручную гармонику, получилось у него нечто примитивное, вроде детской игрушки. И вот одна из таких игрушек в 1829 г. попала в руки венскому органному мастеру К.Демиану.
Он усовершенствовал ее, придав меховой камере современную форму и создав основные элементы конструкции, сохранившиеся до нашего времени: корпус (левый и правый), соединенный с меховой камерой. Инструмент был назван аккордеоном, и на нем уже можно было играть – правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава. Аккордеон Демиана имел по пять кнопок в левой и правой клавиатуре. Под названием “аккордеон” подобные инструменты быстро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Другими видами гармоники были концертина, появившаяся в Англии почти одновременно с инструментом К. Демиана, и бандонеон, сконструированный в Германии в 40-е годы XlX века. Оба инструмента отличались от аккордеона отсутствием готового аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре, на которой так же, как и на правой, можно было исполнять мелодию.
1.2 Путешествие в Россию.
Как же ручная гармоника попала в Россию?
В Россию ручные гармоники привозили купцы, моряки, артисты. Очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам.
В июле 1830 г. один из них, Иван Сизов, купил на Нижегородской ярмарке немецкую однорядную гармонь. Привез домой и первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал копию, которая не уступала в качестве звучания зарубежному оригиналу. Затем в домашней мастерской продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов.
Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением, а через десять лет налаживается кустарное производство, и не только в Туле. Возникают новые производства в Вятской, Новгородской губерниях, а позднее и во многих других: Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани.
Первые гармоники, изготовлявшиеся по иностранным образцам, были однорядные, в правой клавиатуре имели от пяти до десяти клавиш, а в левой клавиатуре две клавиши – бас и мажорный аккорд.
Русские мастера внесли в их устройство существенное изменение – перевернули планки с язычками другой стороной к клапанам, тем самым они поменяли звуки, получавшиеся при разжиме и сжиме меха. Такая гармоника стала называться русской (с русским строем), или тульской гармоникой.
Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе.
1.3 Разновидности гармоник.
Во второй половине XlXв. в России получают распространение как однорядная, так и двухрядная гармоники, причем множатся и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее подлаживают и переиначивают под свои напевы. Так, помимо тульской появились саратовская (с колокольчиками в басах), ливенская, бологоевская, елецкая (с рояльной клавиатурой), касимовская, череповецкая, ржевская, вятская, и другие гармоники.
Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была близка тульской. Для левой руки была добавлена третья клавиша (подголосок). Некоторые саратовские гармоники имели в басовой партии четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки: один на верхнем и другой на нижнем концах.
Череповецкие гармоники (черепашки)
отличались от тульских крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Эти гармоники получили широкое распространение в конце XIX начале ХХ в.
Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой. Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук.
В этот же период (70-е годы XIX в.) сибирскими мастерами была изготовлена
сибирская гармоника, подобная ливенке.
Звукоряд мелодии располагался в одном ряду (15 клавиш), в басовой части - в два ряда (12 клавиш).
Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование. В 1871г. гармонист-самоучка
Н.И.Белобородов сконструировал хроматическую гармонику с двухрядной правой клавиатурой, издававшей разные звуки на сжим и разжим.
В 80-90-е гг. в обиходе встречались немецкие и венские двухрядные гармоники, но они не получили большого распространения в России. По принципу венской гармоники русские мастера создали более совершенный вид гармоники - венку русского строя (венская гармоника).
В конце 90-х годов XIX в. появились хромки. Назывались они первоначально «северянки», впоследствии, через 15—20 лет, получили название «хромки» вследствие их сходства с хроматическими гармониками (баянами), в которых звуки при смене движения меха не менялись. Хромка — двухрядная диатоническая гармоника; на правой стороне — сначала 21 кнопка, затем долгое время — 23; на левой стороне — 12 кнопок, дающих басо-аккордовый аккомпанемент, но в последние десятилетия установился стандарт: 25 кнопок на правой и 25 — на левой.
С самого начала своего существования гармоника стала развиваться одновременно по двум направлениям: как инструмент для массовой забавы, выпускаемый в огромных количествах, и как инструмент для музыкального исполнения, изготовляемый обычно на заказ и с каждой новой моделью совершенствующийся. Первая категория служила материальной основой гармонного промысла, вторая — стимулировала эволюцию гармоники как музыкального инструмент.
1.4 Строение язычковых музыкальных инструментов.
Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).
Современные гармони и их усовершенствованные виды — баяны и аккордеоны — имеют одноименные основные детали и узлы.
Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин — правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.
Корпус состоит из правого и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы. Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов. Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.
Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13—17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.
Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.
Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.
Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.
Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.
Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине — басовыми резонаторами. Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.
Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот — чем язычок длиннее, тем звук ниже. Рассмотрим, как работает язычок. Под действием воздушного потока он входит в проем рамки и перекрывает его. Поток воздуха прекращается. Тогда сила упругости язычка возвращает его в прежнее положение, поток воздуха возобновляется, и цикл повторяется. От того, сколько таких колебаний в секунду совершает язычок, зависит высота звука. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.
От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.
Голосовые планки изготавливают из латуни или алюминия.
Гармонь, несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гаpмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными "голосами", обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.
Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.
"Венки" характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. "Хромки" пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.
В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.
Баян появился в результате усовершенствования гармони. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.
В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рисунке.
По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.
Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.
Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.
Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.
Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рисунке.
Разница между баяном и аккордеоном — в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.
Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.
Глава II. Баян - русский народный инструмент.
2.1 Изготовление первого баяна.
Своим появлением баян, обязан талантливому русскому мастеру – конструктору Петру Стерлигову. Он умел настраивать инструменты, делать невиданные по качеству корпуса и меха гармони, производить искуснейшую отделку каждого своего инструмента. Но, чтобы появился баян, к этому делу приобщился еще один талантливый русский человек. Выдающийся музыкант- гармонист Яков Федорович Орланский- Титаренко славился по всей России. Виртуоз ощущал недостатки хроматической гармоники, ограниченность ее технических и тембровых возможностей. Постоянные поиски привели его к Петру Стерлигову, которому он рассказал о своих мечтах. Мастер сделал по заказу музыканта инструмент с четырехрядной клавиатурой собственной системы, которая впоследствии получила название - петербургской. Инструмент имел 52 кнопки в правой и сто кнопок в левой клавиатуре. Звучание его было превосходным. Я. Ф. Орланский - Титаренко просто не выпускал его из рук, наслаждаясь прекрасным, чистым звуком. Оба они, и мастер и виртуоз, были довольны и назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца, персонажа из поэмы «Слово о полку Игореве» Бояна- баяном.. А вообще Боян это славянский языческий бог музыки и поэзии.
Было это в1907 году, с той поры и существует на Руси баян! К сожалению, этот первый инструмент Я.Ф. Орланского - Титаренко и П. Стерлигова не сохранился, он погиб в Ленинграде в 1942 году.
2.2 Баян в наше время.
Со второй половины 30-х годов баян становится самым массовым музыкальным инструментом в быту и музыкальной самодеятельности населения, вытесняя постепенно гармонику. Его конструкция стабилизируется.
Новый этап в развитии инструмента наступает в 50-е годы. Сначала появляется баян с готово-выборным аккомпанементом. Затем, в 1951 году московскими мастерами Ф. Фигановым и Н. Селезневым по заказу баяниста Ю. Казакова изготавливается первый многотембровый баян.
Юрия Ивановича Казакова заслуженно называют артистом-первооткрывателем. С концертов Казакова началось интенсивное развитие академической сферы в жанре сольного исполнительства на баяне. Наконец, Казаков положил начало триумфальному шествию русского баяна по всей планете. И глубоко закономерно, что именно этот музыкант первым из советских баянистов был удостоен почетного звания народного артиста СССР.
В 1960 году ведущий конструктор Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов В.Колчин создает баян “Россия”, ставший наиболее распространенным инструментом среди концертирующих баянистов в 60-е годы.
В 1970 году В.Колчин изготовил новый концертный баян “Аппассионата”. На этой же фабрике работал и другой выдающийся конструктор баянов Ю.Волкович. В 1962 году он разработал первый в стране тембровый инструмент с ломаной декой серийного производства “Солист”. В 1970 году Ю.Волковичем был изготовлен четырехголосный готово-выборный баян “Юпитер”, инструмент поистине редкой судьбы. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий он остается наиболее популярным и широко распространенным как среди концертирующих баянистов, так и среди учащихся средних и высших музыкальных учебных заведений. На нем наши музыканты одержали большинство побед на международных конкурсах, инструмент приобретают зарубежные музыканты. По мнению многих специалистов, “Юпитер” представляет собой наиболее совершенную конструкцию многотембрового готово-выборного баяна. В 1974 году “Юпитер” получил Большую золотую медаль и диплом I степени на Лейпцигской ярмарке.
Помимо разработки и совершенствования концертных многотембровых готово-выборных баянов расширяется ассортимент, создаются новые конструкции серийных инструментов. Здесь в первую очередь надо выделить появление в 1965 году двухголосного готово-выборного баяна “Рубин” на Кировской фабрике музыкальных инструментов. Сконструированный талантливым мастером Н.Самоделкиным, этот баян сыграл большую роль в популяризации готово-выборного инструмента и расширении обучения на нем в музыкальных школах и училищах в конце 60-х и в 70-е годы. Оригинальные конструкции инструментов были разработаны и специалистами Тулы - старейшего центра по производству гармоник. В 1974 году там создается баян “Левша” (авторы Ю.П.Маторин и В.В.Проскурдин), награжденный бронзовой медалью и дипломом ВДНХ. Также в Туле были изготовлены такие известные многотембровые готово-выборные баяны, как “Тула-401”, “Мир”, “Русь”. Принципиально новая конструкция левого клавиатурного механизма баяна “Русь”, изобретенная Ю.П.Маториным, позволила не только увеличить игровые возможности инструмента, но и существенно снизить его вес с 15 до 11,5 кг.
В 2000 г. тульские мастера Ю.П.Маторин и А.Сизов были награждены Серебряным диском Московского международного фестиваля “Баян и баянисты”. Но конструкторская мысль наших замечательных баянных мастеров не останавливается на достигнутом. «Этот инструмент все время будет новым, - говорит Ю.П.Маторин, он не стоит на месте, как фоно. Ведь музыканты-баянисты постоянно чем-то недовольны».
2.4 Баян в годы Великой Отечественной войны.
Большую роль сыграл баян в грозные годы Великой Отечественной войны. В промежутках между боями, солдаты находили возможность приобщиться к музыкальному искусству. Источником их вдохновения становился простой инструмент, помогающий забыть суровую годину, вспомнить родных, поднять боевой дух, поверить в собственные силы, напомнить о подвигах русских воинов! «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» - писали солдаты в письмах.
Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины. В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было отправлено около 12 000 баянов и гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000.
Глава III.
3.1 Мой первый баян.
Когда я поступил в музыкальную школу у меня ещё небыло своего инструмента. И вот совсем недавно папа купил мне старенький баян. Теперь мы вместе с ним его восстанавливаем. Мне очень интересно наблюдать за процессом ремонта. Я узнал из чего состоит баян, каким образом извлекается звук. Конструкция баяна очень интересная. Я не думал, что у простого на вид инструмента, внутри столько сложных механизмов. Я с большим удовольствием буду играть на баяне, который мы отремонтируем своими руками.
3.2 Социологический опрос.
Вопросы | Ответы | |||
да | % | нет | % | |
Знаете ли вы, что за инструмент- баян? | 20 | 91 | 2 | 9 |
Знаете ли вы, что за инструмент- гармонь? | 18 | 82 | 4 | 12 |
Вам нравится слушать игру на этих инструментах? | 8 | 36 | 14 | 64 |
Кто ни- будь из ваших родственников играет на гармони или на баяне? | 8 | 36 | 14 | 64 |
В социологическом опросе участвовали мои одноклассники. Мы выяснили, что школьники в целом знают, что баян и гармонь - музыкальные инструменты и имеют отличительные особенности. Не многие любят слушать игру на этих инструментах. Это немного огорчает. Но я уверен, что многие ребята заинтересуются, когда услышат, как звучат эти инструменты вживую. Потому что они просто не слышали музыки, которую издают эти замечательные инструменты. По мнению одноклассников, исполнение на баяне ассоциируется с народным творчеством.
У некоторых учащихся братья, сестры играют на баяне, а старшие родственники – отцы, дедушки - на гармони.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время дети знают про баян и гармонь.
В процессе исследовательской работы мы узнали много интересного и познавательного.
У каждого музыкального инструмента есть своя история. Биография баяна значительно короче, но страницы ее наполнены интересными событиями и фактами. Баян прошел определенную стадию развития творческих экспериментов, которые продолжаются и в настоящее время.
Российская баяно – аккордеонная школа является лучшей в мире, наши исполнители ежегодно побеждают на самых престижных международных конкурсах, музыканты из многих стран мира повышают у нас свое мастерство.
Цель работы достигнута: удалось изучить историю инструмента, познакомиться с разнообразием русских гармоник и проследить развитие баяна до наших дней.
В процессе работы подтвердилась гипотеза, что баян впервые появился на Руси и является истинно народным инструментом.
В последнее время баян начинает активно использоваться и в поп – музыке, композиторы пишут для баяна оригинальные произведения. Хотелось бы, чтобы баян занял достойное место в культурной жизни всей России.
Русская гармонь, баян - верные друзья и вечные наши спутники. Сохраним и продолжим жизнь этим великолепным русским инструментам.
1.Волков С. Всё о музыке. Обо всем для малышей ИП «Омега» М. – 1998.
2. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, Москва, 2000. – 624 с.
3. Музыкальный энциклопедический словарь/ред. Г.В. Келдыш.- М.: Советская энциклопедия, 1990.-672 с.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /Авт. А.С. Кленов. Под. общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 464 с.
5.Народное искусство в воспитании детей. Под. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
6.Интернет – источник: сайт группы Ветер Воды (славянская народная музыка).
8