Лёвина Кристина Сергеевна
учитель истории, I квалификационной категории
ГУ «Средняя школа №19 отдела
образования акимата города Костаная»
тел. 87715831101, эл. адрес burachova@mail.ru
ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН: ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА-ПРОСВЕТИТЕЛЯ
К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ.
20 октября (1 ноября) 2016 года исполняется 175 лет со дня рождения замечательного ученого, просветителя, педагога-новатора, писателя, поэта, основоположника казахской письменной литературы, этнографа и публициста Ибрая Алтынсарина. Эта знаменательная дата дает прекрасную возможность обратиться к творческому наследию казахского ученого, которого еще при жизни называли «вторым Ломоносовым».
Из сорока восьми прожитых лет двадцать пять Ибрай Алтынсарин отдал созданию в Казахстане совершенно новых для того времени народных светских школ, в этом его истинная историческая заслуга. По сути, именно он стоял у истоков нашего национального образования. Благодаря страстному желанию видеть свой народ образованным и огромной любви к детям ему удалось открыть много школ в Тургайской области. Как писал Ибрай: «Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов, на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Поэтому в разных городах при его участии заработали учительская семинария, ремесленное училище, 4 двухклассных центральных русско-казахских училища, 5 волостных школ, 2 училища для детей русских поселян и несколько женских училищ. Многие из созданных им школ и училищ продолжают работать до сих пор. Одной из таких школ является Школа-интернат для одаренных детей в городе Костанае. В 20-е годы XX столетия эту школу передали в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизовали в школу-коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной она превратилась в среднюю школу с пансионом для воспитанников, и ей присвоили имя Ибрая Алтынсарина. Родился Ибрай Алтынсарин 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Ибраю не было еще и четырех лет, как умер его отец Алтынсары Балгонжин. Мальчик воспитывался у своего деда – известного бия Балгожи Жанбуршина. В 1850 году бий Балгожа определил своего 9-летнего внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Как вспоминал Ибрай, Оренбургская школа многое ему дала. Здесь ученики познавали русский язык, арифметику, обучались составлению деловых бумаг на русском языке и многому другому. Удивительно, что маленький Ибрай, помимо школьной программы, увлекся такими серьезными авторами, как Шекспир, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Гете, Навои, Фирдоуси, и многими другими, которые оказали огромное влияние на его духовный и нравственный мир. После семи лет учебы в 1857 году Ибрая как прилежного ученика и отличного выпускника оставили при областном начальнике Оренбурга В. Григорьеве в качестве переводчика. Затем некоторое время Алтынсарин работал в Тургайском уездном управлении делопроизводителем, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно – уездного судьи. Несмотря на то, что везде высоко ценили его знания, острый ум и наблюдательность, чиновничья работа тяготила, ведь Ибрай мечтал учить детей. И вот, наконец, в 1860 году Тургайское областное управление образования поручило ему организовать начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г. Тургай). В этой школе, которую Ибрай торжественно открыл в январе 1864 года, ему предстояло работать учителем русского языка. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто. Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя». В 1879 году талантливого учителя назначили инспектором школ Тургайской области. В этой должности он проработал до конца своей жизни. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много труда Ибрай Алтынсарин вкладывал в подготовку учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе открылась учительская школа в Троицке, которую немного позже перевели в Оренбург. Алтынсарин не только организовывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу. И не забывал заботиться об открытии библиотеки при каждой школе. Кроме огромной организаторской работы по созданию новых школ, училищ, гимназий, библиотек, он писал для казахских детей рассказы и сказки на основе фольклора разных народов мира. Причем он не, просто пересказывал сказки, а создавал новые произведения, заимствуя лишь сюжеты. Например, сказку «Золотой чуб» Ибрай написал по мотивам русских народных сказок. А его «Счастливый человек», «Три вора» и «Мудрый судья» берут начало из европейских и восточных произведений. Задолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин занялся составлением учебных пособий для учащихся русско-казахских школ, он потратил около трех лет на разработку казахского алфавита на основе кириллицы. В 1879 году в Оренбурге были изданы его книги и пособия – «Первоначальный порядок обучения казахов русскому языку» и «Правила обучения русских казахскому языку». В том же году в Казани издали хрестоматию Алтынсарина, в которой, по словам одного из его биографов, «отразился он весь, и как знаток и ценитель родного фольклора, и как педагог, публицист, деятель казахской литературы, основоположник казахской собственно художественной прозы». Ибрай Алтынсарин написал казахскую хрестоматию на кириллице и начал ее стихами «Давайте, дети, учиться». Здесь поэт Алтынсарин, обращаясь к детям, говорит о пользе науки и вреде бескультурья. И каждое стихотворение строит на контрастном противопоставлении невежества и знания. Мастерски используя традиции устной народной поэзии, талантливый педагог стремится сделать свою мысль максимально ясной и понятной: «Знайте, неграмотный бродит, словно слепой во тьме. Дети, будем учиться! Ученье дает вам счастье, оно озарит, как свет. Каждое ваше желание яркий оставит след». В свою хрестоматию он включил более 40 стихотворений, рассказов и поучений. А также специально для своего учебника перевел на казахский язык басни И. Крылова, рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, В. Даля, отдельные четверостишия из произведений А. Пушкина. М. Лермонтова, Н. Некрасова и других русских поэтов и писателей. По словам самого Алтынсарина, его книга «первая и единственная еще на нашем родном языке могла служить и книгой для чтения для казахских мальчиков, воспитывающихся в русско-казахских учебных заведениях, и вообще для народного чтения». В 1880 году в городе Троицке была издана вторая часть «Хрестоматии», которая включала 4 раздела. Следующий его замечательный труд – это «Очерки об обычаях при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках у киргизов (казахов. – Авт.) Оренбургского ведомства», опубликованные в 1870 году в журнале оренбургского отделения Русского географического общества. После смерти Алтынсарина в Казани и Оренбурге вышла его следующая работа – «Мактубат» (Хрестоматия)– на казахском языке, написанная арабской графикой. В новую книгу вошли 45 рассказов, сказок, басен и коротких стихотворений нашего выдающегося соотечественника. Не меньшую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина. Публицистика Алтынсарина отличается глубокой простотой, четким пониманием вещей, образностью мыслей и стройностью языка. Его произведения можно отнести к истокам нравственно-педагогической публицистики Казахстана. Несмотря на то, что большинство написанного было на русском языке, он фактически является зачинателем казахского литературного языка. Ибрай понял, что уникальность любого языка состоит в его неповторимости, формировании собственной стройной системы. Оценив мощь и силу печатного слова, будучи инспектором школ Тургайской области, он ходатайствует перед всеми инстанциями об издании казахских газет.
В 1883 году Ибрай Алтынсарин вернулся в родной Николаевский (Кустанайский) уезд. В близком его сердцу местечке, а именно в Аракарагайской волости, в трех километрах от Костаная, на изгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озерцо, получившее благодаря школьному инспектору Алтынсарину название «Инспекторское», он построил себе дом. Его жизненный путь закончился рано – он умер 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет. Похороны прошли при огромном стечении народа – каждый хотел отдать дань уважения талантливому организатору, замечательному педагогу и просто доброму человеку. Его могила находится недалеко от построенного им дома на берегу Тобола, рядом с могилой отца. Богатое творческое наследие дает нам право называть Ибрая Алтынсарина не только первым казахским педагогом-новатором, ученым-этнографом, фольклористом, но и одним из основоположников казахского литературного языка. Народ и сегодня продолжает бережно хранить память об удивительном школьном инспекторе Ибрае, жившем на берегу Тобола. Сегодня остается только удивляться неуемной энергии и работоспособности Ибрая Алтынсарина, вложившего неоценимый вклад в развитие образования и культуры Казахстана.
Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. — Алматы «Атамұра» 2010, — 768 с., илл., карты — С. 532–535.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 — 560 стр. — С. 199 — 200. Акмола: Энциклопедия — Алматы: Атамұра, 1995, — 400 с. — С. 288 — 289.
5