Формы работы по развитию речи
Исполнитель:
Гупал Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «ДЮЦ г. Юрги»
Юрга
Содержание
Пояснительная записка
Разнообразные формы развития речи
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Логоритмика
Мнемотехника
Заключение
Список литературы
Пояснительная записка
Данная работа рассчитана на педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей, учителей музыки, логопедов.
Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного и школьного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения детей, которые можно применять педагогам в образовательной деятельности.
Цель моей работы - продемонстрировать педагогам дополнительного образования приёмы работы с детьми над речью. А также создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДО по развитию речи детей.
Задачи:
- обновить научно - методический уровень компетенции педагогов;
- расширить опыт педагогов по созданию условий в ДО для речевого развития детей;
- побуждать педагогов к практической деятельности по овладению технологий развития речи.
Прочитав эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме.
Разнообразные формы развития речи
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В работе с детьми по развитию речи я использую такие технологии, как:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- логоритмика, речевые игры, сказки, скороговорки;
- использование мнемотехники.
Применение этих технологий способствует развитию дикции, правильной постановке речи, что является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей.
Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 - 10 секунд. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Дыхательная гимнастика
Учащенное дыхание нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что ведет к искажению звуков. У детей из-за неразвитой нервной регуляции и легкой возбудимости дыхательного центра любое физическое или нервное напряжение учащает дыхание, нарушает его ритм, а следовательно усиливают несовершенства речи. А неумение дышать ртом ведет к пропуску звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе.
У детей может наблюдаться слабый вдох и выдох, что ведет к тихой речи, что наблюдается у физически слабых, или стеснительных детей. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха приводит к тому, что ребенок выдыхает весь запас воздуха уже на первом слове или даже слоге, договаривая фразу шепотом, нередко не договаривая конец слова или фразы.
Бывает, дети произносят фразу на вдохе, с «захлебыванием», или их речь звучит то громко, то тихо. Все это говорит о необходимости учить детей правильному речевому дыханию. Для этого я использую специальные упражнения и элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.
Дыхательные упражнения:
- Произносите на выдохе гласные звуки – кто дольше тянет: а-а-а-а-а; о-о-о-о-о; у-у-у-у.
- На вдохе руки разводим в стороны, на выдохе обнимаем себя руками. На выдох накладываем произношение звука - это дает слуховой контроль. Берем звук, который можно тянуть (ш, м, с).
- Индивидуальные игры чередуются с групповыми (дуют то по одному, то группой). Перед некоторыми играми ставится определенная задача. Например, дуют только на домашних «птиц и животных», загоняют их таким образом в сарай. Такая целеустремленная игра делает игру осмысленной, более интересной и познавательной, уточняет развиваемую функцию дыхания.
- Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет слов без передышки».
- Развитию дыхания очень помогает пение с соответствующими тексту движениями. Не менее полезно читать стишки под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением.
Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой направлена на увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.
Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот.
Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 5 секундного перерыва повторяется подход (всего 4).
Весь комплекс состоит из 11упражнений.
1. «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2. «Погонщики»
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3. «Поклон»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4. «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5. «Обними плечи»
Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6. «Большой маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7. «Пахнет гарью»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8. «Китайский болванчик»
Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.
9. «Малый маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10. «Перекаты»
Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. «Танцевальные шаги»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
Логоритмика
Логоритмика – физические упражнения, в основе которых лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Задачи логоритмики:
- оздоровительная (правильное дыхание, развитие общей моторики);
- воспитательная (развитие чувства ритма, восприятия музыкальной образности);
- коррекционная.
Эмоциональная сторона речи очень важна при общении и выражается она в динамических ее качествах: ритме, темпе, мелодике, паузах. Внешняя речь представлена рядом действий, распределенных во времени, в определенном порядке, сочетании и последовательности. Облеченная в двигательную форму, она тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и фонетическим законам, а они захватывают не только область внешнего оформления, но и оказываются одним из существенных структурно-динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания.
Занятия логоритмикой дают возможность в двигательной форме проигрывать различные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.
Двигательные, музыкально-подвижные, музыкально речевые, ритмические упражнения воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие элементы просодики.
Мнемотехника
Речь детей односложна, бедна и невыразительна. Важно научить детей связно последовательно, грамотно излагать свои мысли. Поскольку обучение должно быть занимательными и интересным, эффективно использовать наглядность и план высказывания.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих успешное овладение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, воспроизведение информации и развитие речи. Она призвана облегчить процесс запоминания.
Мнемотехника представлена сенсорно-графическими схемами Воробьевой В.К., предметно-схематическими моделями Ткаченко Т.А., блоками-квадратами Глухова В.П. и др.
Интересен метод мнемотаблиц – информативных схем, своеобразного зрительного плана для построения рассказа, его последовательности и лексико-грамматической наполняемости.
С помощью мнемотаблиц дети легче воспринимают, перерабатывают, сохраняют и воспроизводят информацию. Развивается образное и логическое мышление, речь, внимание, наблюдательность. Высказывания детей становятся четкими, связными, последовательными.
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса;
- обучения составлению рассказа;
- пересказывания художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихов, песен.
Для мнемотаблиц подходят не только яркие красивые рисунки, но и схематические изображения.
Работа в мнемотехнике:
- беседа по тексту
- рассматривание картинок
-выстраивание последовательности (от готовых схем к творческой самостоятельности).
Заключение
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: применение разнообразных форм в развитии речи детей можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада, начальной и средней школы.
Список литературы
. Арбекова Н. Е., развитие связанной речи у детей 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий/ Н. Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 172 с.
Большова Т.В., Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. – М.: "Просвещение", 2001. – 336 с.
Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи/ анна Герасимова; под ред. Б. Ф. Сергеева. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.
14