МБОУ «Родниковская школа-гимназия» Симферопольского района
Республики Крым
Бондарчук Анжелина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Формы и методы организации работы
школьного киноклуба
Деятельность школьного киноклуба в МБОУ «Родниковская школа-гимназия» Симферопольского района Республики Крым началась в 2014 году в качестве реализации проекта «Школьный киноклуб как средство организации образовательной среды», который был ориентирован на сотрудничество с ученической, родительской и учительской общественностью.
Этот проект показался нам созвучным времени. В современном обществе ощущался недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствовало согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора верных жизненных ориентиров.
Поэтому для просмотра выбирались лучшие фильмы из «золотого» фонда кинематографа: для учащихся – с учетом духовно-нравственной, литературной, исторической, патриотической тематики, для родителей и учителей – духовно-нравственной. Заседания киноклуба привлекли внимание широкой общественности. Помимо киноклубов с учащимися с 5 по 11 классы, эта форма работы стала доминирующей при проведении родительских собраний (киноклуб для родителей «Есть вопрос?») и организации методической работы с педагогами (проведение семинаров-тренингов в форме заседаний видеоклуба).
С 2014 г. систематически проводятся заседания школьного киноклуба «Единство в разнообразии» с учащимися 6-А класса. Название киноклуба отражает многонациональный состав ученического коллектива, разнообразие культур и религий и право каждого подростка на сохранение своей яркой индивидуальности.
Цель данного исследования: изучение положительной динамики жизненных, духовно-нравственных и правовых ценностных ориентиров подростков.
Период исследования – 2014-2016 гг.
Объект исследования - 27 учащихся 6-А класса МБОУ «Родниковская школа-гимназия», принимающих активное участие в работе школьного киноклуба «Единство в разнообразии».
Предмет исследования - формирование жизненных, духовно-нравственных и правовых ценностных ориентиров подростков.
Методы исследования: методы эмпирического познания (наблюдение, сравнение), методы опроса (беседа, интервью, анкетирование).
Практическая значимость исследования – данные материалы могут быть использованы при организации работы школьного киноклуба в общеобразовательном учреждении с детьми 11-16 лет.
Опыт работы школьного киноклуба «Единство в разнообразии» неоднократно презентовался в рамках следующих мероприятий:
республиканского семинара-тренинга сотрудников общеобразовательных учреждений Республики Крым по формированию крымской модели медиаобразования (29-30.09.15, г. Ялта, пансионат «Учитель»);
республиканского семинара «Основы медиа и информационной грамотности. Крымская модель» (25.04.16, г. Симферополь, ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»);
республиканского семинара-тренинга «Формирование основ медиаграмотности как одной из важных компетенций современного педагога» (28-29.04.16, г. Ялта, ЦО «Учитель)
Актуальность, цель и задачи деятельности школьного киноклуба «Единство в разнообразии»
Актуальность деятельности школьного киноклуба: данная форма работы позволяет выстроить целостную систему организации образовательной среды с сочетанием педагогически значимого содержания, эффективности мультимедийной формы, возможности организовать нравственное и правовое воспитание подростков с помощью нестандартных форм и методов и обеспечить их творческую самореализацию.
Цель: поиск оригинальных эффективных способов оптимизации воспитательного процесса для приобщения школьников к базовым духовным и нравственно-правовым ценностям.
Задачи:
организация неформального общения;
формирование системы жизненных и духовно-нравственных ценностных ориентиров;
развитие критического мышления подростков;
формирование потребности в постоянном повышении информированности;
формирование правовой культуры и правовой убежденности;
формирование мотивов и привычек правомерного поведения;
формирование активной гражданской позиции;
формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении окружающего мира;
профилактика девиантного поведения подростков.
В настоящее время СМИ и другие институты социализации влияют на подрастающее поколение путем изменения его сознания, ценностных ориентиров, потребностей и интересов, нравов и морали. Конец ХХ века был ознаменован духовной деградацией и нравственным обнищанием общества. Поэтому воспитание конкурентоспособной и творческой личности - главная задача школы ХХI века. В современном образовании актуален вопрос обновления воспитательного процесса, построения его в соответствии с потребностями личности и индивидуальными возможностями детей, рост их самостоятельности и творческой активности.
Цель современного образования и воспитания, на наш взгляд, - сформировать нравственного человека с независимым высокоразвитым умом, человека, который имеет свое мнение и вооружен определенным багажом правовых знаний. Важное место в этом процессе и занимает деятельность киноклуба «Единство в разнообразии» МБОУ «Родниковская школа-гимназия» Симферопольского района Республики Крым.
Доминирующие черты учащихся в подростковом возрасте (в данном исследовании - учащихся 6-А класса МБОУ «Родниковская школа-гимназия»)
Количество учащихся – 27
Мальчиков – 18
Девочек - 9
Возраст – 11-12 лет
Доминирующие черты, характерные для подростков указанного возраста:
активное стремление постоянно получать новую информацию;
стремление к подтверждению собственной компетенции в различных сферах жизни и, конечно, медиакультуры;
поиск необходимого материала для учебных, научных, исследовательских целей;
частые контакты с различными видами медиа, которые не всегда носят положительную оценку;
ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.)
Эти особенности создают очень благоприятные условия для функционирования нашего школьного киноклуба. Занятия проходят 2 раза в месяц. Аудитория постоянная – учащиеся 6-А класса.
Модератор – учитель русского языка и литературы, стаж работы - 24 года. Хорошо знакома с данными ученическим коллективом, что дает возможность для продолжения и творческой, и социальной работы за пределами киноклуба, есть время для консультаций и подготовки заданий.
Заседания киноклуба проходят с использованием фильмов из коллекции Госфильмофонда России, Международного фестиваля документального кино о правах человека, материалов, предоставляемых ГБУ РК «Крымский киномедиацентр» с соблюдением авторских прав на основании Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
Подбор фильмов осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, положений Концепции информационной безопасности детей (Распоряжение Правительства РФ № 2471-р от 02.12.2015), требований Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг (Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012), требований ФГОС и программы по учебным предметам «Литература» и «Обществознание».
План работы школьного киноклуба предполагает два заседания в месяц с чередованием просмотров художественных и документальных фильмов (см. Приложение 1). Просмотры художественных фильмов по литературным произведениям и документальных фильмов российских и зарубежных режиссеров позволяют создать у учащихся целостное представление о кинематографе советского периода и современном российском и зарубежном кинематографе, подвести учащихся к пониманию общечеловеческих нравственных, религиозных ценностей, не зависящих от мировоззрения людей, их национальности и вероисповедания.
Творческие работы детей (эссе и рецензии к просмотренным фильмам) предлагаются для обсуждения на очередных заседаниях киноклуба и участвуют в ежегодном Международном конкурсе эссе и рецензий на заданный фильм «По ту сторону экрана» (см. Приложение 4).
Ожидаемые результаты:
формирование системы жизненных и духовно-нравственных ориентаций учащихся, их правовой культуры;
формирование активной гражданской и общественной позиции;
повышение уровня медиакомпетентности/медиаграмотности учащихся, т.е. совокупности мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме;
создание такой схемы обучения, в которой разумное сочетание обычных и медиаобразовательных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний;
воспитание ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации, разумно использовать необходимый материал, анализировать его, идентифицировать экономические, политические, социальные и культурные интересы, которые с ним связаны;
формирование навыков интерпретации и создания сообщения, правильного выбора наиболее подходящих для коммуникации медиа;
осуществление права личности на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность (демократическое гражданство и политическое понимание).
Принципы организации заседаний школьного киноклуба, формы и методы работы
Структура заседаний киноклуба включает в себя обязательные части:
подготовительную;
просмотр фильма;
обсуждение;
рефлексию.
Огромное внимание при планировании очередного заседания школьного киноклуба необходимо уделять подготовительной работе, хорошо продумывать формы и методы работы. Самое главное – однообразием не заглушить интерес и увлеченность детей. Учащиеся шестого класса еще находятся в том возрасте, когда высока познавательная активность и все новое увлекает, способствует созданию творческой атмосферы и раскрепощенного общения (создание проектов, составление вопросов к героям фильма и «карт персонажей», идентификация с героем фильма и др).
Шестиклассники часто предпочитают уже знакомые формы работы, которые дают возможность высказать свою точку зрения и поучаствовать в обсуждении (прогнозирование, гипотезы о том, как будут разворачиваться события далее, дискуссии и др).
Для создания целостного эмоционального восприятия, на наш взгляд, целесообразно показывать фильмы полностью. Но модератор, используя метод «стоп-кадр», может демонстрировать фильм, предварительно разделив его на смысловые части. В таком случае лучше сопровождать просмотр отрывков комментариями и непродолжительным обсуждением с учащимися.
Большая смысловая роль на заседаниях киноклуба отводится рефлексии. Очень важно подвести итоги обсуждению просмотренного фильма, акцентировать внимание подростков на главных фрагментах и мотивах фильма, его теме и идее. Если юные зрители сделали выводы самостоятельно, значит, заседание киноклуба было организовано методически грамотно.
За время функционирования школьного киноклуба правового воспитания сложилась определенная система с преобладающими формами работы (см. Приложение 1):
прогнозирование;
предварительные сообщения, помогающие создать определенную атмосферу для восприятия картины или освещающие важные темы фильма;
знакомство с фрагментами правовых документов, позволяющих осуществлять правовую просветительскую работу;
просмотр фильма с использованием метода «стоп-кадр»;
составление «карты персонажа»;
выбор наиболее напряженных/драматических/значительных моментов фильма;
интервью по сюжету картины;
идентификация с героем картины;
работа в группах/парах;
составление вопросов главным героям;
дискуссия;
письмо/пожелание героям;
мини-сочинение, эссе;
составление проекта и др.
2.4. Результаты анкетирования, проведенного с учащимися 6-А класса в апреле 2016 года
С целью определения уровня заинтересованности учащихся и результативности проведения заседаний киноклуба правового воспитания в МБОУ «Родниковская школа-гимназия» в апреле 2016 года было проведено очное аудиторное анкетирование учащихся 6-А класса. Респондентам (27 учащимся) были предложены открытые вопросы, предполагающие самостоятельные ответы участников анкетирования.
Нравится ли вам принимать участие в заседаниях киноклуба «Единство в разнообразии»? Аргументируйте свой ответ.
Уточните, пожалуйста, больший интерес вызывает у вас просмотр и обсуждение художественных или документальных фильмов.
Каким формам работам при обсуждении фильмов вы отдаете предпочтение?
Как вы считаете, изменились ли ваши взгляды, принципы под влиянием просмотренных фильмов?
О каких жизненных и духовно-нравственных ценностях вы стали задумываться чаще?
Помогли ли вам заседания киноклуба узнать больше о правах и свободах ребенка? Повысилась ли ваша правовая культура?
Назовите фильм (художественный, документальный), который произвел на вас особое впечатление, и объясните почему.
Анализ ответов на первый вопрос анкеты показал, что 93 % учащихся с удовольствием участвуют в заседаниях киноклуба и считают эту форму работы полезной и интересной. 7 % учащихся написали, что не всегда нравятся фильмы, предлагаемые для просмотра. (см. Приложение 2, диаграмма 1). Основная причина - слишком «скучный или серьезный/непонятный фильм» (авт.). Большая часть респондентов отмечает, что привлекает атмосфера свободы мысли и слова, отстаивания собственной позиции (56%), творчества (23%), комфортное общение с участниками киноклуба и модератором (21%) (см. Приложение 2, диаграмма 2).
Ответы на второй вопрос разделили учащихся на две неравные группы (см. Приложение 2, диаграмма 3). Большая часть респондентов (64%) предпочитает смотреть художественные фильмы, созданные по мотивам литературных произведений. Визуальный ряд, создаваемый режиссером и операторской группой, позволяет сравнить литературный текст, увидеть общее и различное в позициях автора и режиссера-постановщика. Однако 36 % респондентов написали, что с удивлением открыли для себя мир документального кино, которое, конечно же, сложнее смотреть, труднее анализировать. Шестиклассники отметили также, что именно документальные фильмы заставили их задуматься над сложными духовно-нравственными, религиозными и правовыми проблемами современного общества.
О предпочитаемых формах работы мы сказали выше. Следует все же отметить, что общей предпочитаемой формой для шестиклассников (78 %) стали дискуссии, в ходе которых разгораются серьезные споры и появляется возможность высказать свою точку зрения с опорой на жизненный опыт. 12% учащихся называют интересным прогнозирование, дающее возможность проявить фантазию и предугадать события фильма. Оставшиеся 10 % выбрали создание проектов по темам фильма и написание эссе (см. Приложение 2, диаграмма 4).
Ответы на четвертый вопрос разделили респондентов на три группы Приложение 2, диаграмма 5). Большая часть (80 % учащихся) утверждает, что после просмотров и обсуждений художественных и документальных фильмов происходят серьезные изменения в их взглядах. Учащиеся стали задумываться об ответственности за совершаемые поступки, о нравственных наказаниях, анализировать свои поступки, соизмеряя их с нравственными и религиозными нормами. Респонденты отметили, что стали больше ценить условия, в которых живут, заботу родных и близких, дружбу и милосердие. Отрадно отметить, ребята стали относиться с большим интересом к документальным фильмам и научились их смотреть. Меньшая часть респондентов (16 %) написала, что особых изменений не ощущает, но просмотры фильмов равнодушными их не оставляют. 4% считают, что никаких изменений не происходит. Учитывая юный возраст учащихся 6-А класса и опыт проведения заседаний киноклуба с ними, можно сказать, что изменения все же происходят, но учащиеся не придают им весомого значения в силу своего возраста.
Пятый вопрос (вероятно, в силу возраста респондентов) вызвал незначительные трудности (Приложение 2, диаграмма 6). Однако после непродолжительной беседы ребята отметили, что впервые задумались серьезно о ценности человеческой жизни (17%), патриотизме как главной составляющей жизни каждого человека (16 %), о героизме и самопожертвовании (16%), о гуманизме (16%), о честности и порядочности (17%), о роли религии в жизни людей (18%).
Ответы на шестой вопрос показали, что благодаря заседаниям школьного киноклуба происходит динамика правового просвещения учащихся. Ребята отметили, что эта нестандартная форма работы весьма увлекательна для них и полезна. За истекший период с сентября 2014 года учащиеся обогатили свой запас правовых знаний.
Среди наиболее любимых художественных фильмов шестиклассников- «Дубровский» (реж. А. Вартанов, К. Михановский) , «Алые паруса» (реж А. Птушко), «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) , «Иваново детство» (реж. А. Тарковский), «Красный шар» (реж. А. Ламорис), среди документальных - «Азбука» (реж. М. Ляене), «Пошто маловерная» ( реж.М. Трошинкин), «Добро пожаловать на Фукусиму» ( реж. А. де Алле) (Приложение 2, диаграмма 7). Учащиеся считают, что именно эти фильмы необходимо показывать подросткам. Фильмы по роману А. С. Пушкина, повести А. С. Грина, рассказу М. А. Шолохова заставили задуматься о чести и бесчестии, милосердии и любви, чувстве собственного достоинства и чувстве долга, героизме и самопожертвовании. Фильм французского режиссера А. Ламориса, к сожалению, можно считать иллюстрацией нашего времени, когда дети сталкиваются с проблемой одиночества и отчуждения от мира взрослых и подростков. Документальные фильмы «Азбука» и «Пошто маловерная» учат ценить то, что ребенок имеет: семью, физическое и нравственное здоровье, право получить образование и выбрать профессию. Эти фильмы о сильных, волевых людях, жизнь которых – образец для подражания. Об экологических проблемах нашего времени, об ответственности человека за происходящее вокруг заставил задуматься юных зрителей фильм бельгийского режиссера А. де Алле «Добро пожаловать на Фукусиму».
Проведенное в течение 2015/2016 учебного года исследование, общение с учащимися 6-А класса на заседаниях киноклуба «Единство в разнообразии», их личная заинтересованность в проводимых мероприятиях позволяют нам сделать следующие выводы:
В настоящее время велика роль школьного киноклуба в формировании духовно-нравственных и правовых ориентаций современных подростков.
Определяющее воздействие в духовно-нравственном и правовом воспитании подростков и молодёжи, направленном на «возвышение сердца» (Песталоцци), принадлежит вечной связи гуманистических и религиозных ценностей, заложенной в содержание образования и воспитания и обеспечивающей формирование целостного мировосприятия за счет расширения «поля культуры». Это расширение в школьных условиях проходит на достаточном уровне благодаря функционированию школьного киноклуба «Единство в разнообразии».
Модератор киноклуба имеет прекрасную возможность, используя нетрадиционные формы и методы работы, воздействовать на эмоционально-мотивационную сферу подростка. Бесспорно, просмотр и обсуждение любого художественного фильма из коллекции Госфильмофонда России и документального фильма из коллекции Международного фестиваля документального кино о правах человека одновременно влияют на формирование жизненных приоритетов как в духовной, так и в правовой области.
Заседания школьного киноклуба, помимо знаний и способов деятельности, дают богатейший опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного и правового общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
Выготский, Л. С., Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М., 1968. - 206 с.
Выготский, Л. С.: Психология [Текст] / Л. С. Выготский – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. - 200 с.
Иванов, В. Ф., Волошенюк О. В.: Медиаобразование и медиаграмотность: учебник [Текст] / В. Ф. Иванов, О. В. Волошенюк. – Киев: Центр свободной прессы, 2012. - 352с.
Клубоведение. Учебник под ред. Проф. С. Н. Иконниковой и чл.-кор. АПН СССР проф. В. И. Чпелева. – М. : Просвещение, 190. – 145 с.
Пензин, С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы [Текст] / С. Н. Пензин. – Воронеж, 1987. – 176с.
Потапова, В., Скрипник, О. Как организовать дискуссию по фильму (методические рекомендации) / В. Потапова, О. Скрипник –ИИЦ «Интеграция и развитие». – К.: ФОП «Рябоконь», 2013.- 98 с.
Саруханов, В. А. Азбука телевидения [Текст] / В. А. Саруханов – М.: Аспект Пресс, 2003. - 223 с.
Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / Сост. А. В. Федоров -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 c.
Эльконин, Д. Б.: К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии: 1971, №4 - 84 с
Эльконин, Д. Б., Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова – М., 1967. – 156 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План заседаний киноклуба «Единство в разнообразии»
на 2015/2016 учебный год
Дата проведения | Название художественного/документального фильма | Духовно-нравственные и правовые ценности |
Сентябрь | «Красный шар» - Франция, 1956, реж. А. Ламорис | Дружба, гуманизм, право на свободу самовыражения и сохранения своей индивидуальности |
| «Азбука»- Германия, 2012, реж. М. Ляене | Право на образование, целеустремленность, сила воли, стойкость, активная жизненная позиция |
Октябрь | «Девочка и эхо» - СССР, 1964, реж. А. Жебрюнас | Дружба, взаимопонимание, справедливость, любовь к природе |
| «Дубровский» - Россия, 2014, реж. А. Вартанов, К. Михановский | Любовь, дружба, верность, достоинство, мужество, добродетель, порядочность, чувство долга, роль религиозного воспитания |
Ноябрь | «Барышня-крестьянка» - Россия, 1995, реж. А. Сахаров | Любовь, искренность, нежность, порядочность, борьба за свое счастье |
| «Сломанные ветви» - Израиль, 2014, реж.А. Шарот | Патриотизм, гуманизм, право ребенка жить и воспитываться в семье, право жить на Родине |
Декабрь | «Левша»-СССР, 1964, реж. И. Иванов-Вано | Патриотизм, трудолюбие, самоотверженность, религиозные ценности |
| «Пошто маловерная» - Россия, 2008, реж. М. Трошинкин | Религия в жизни человека, материнская любовь, ответственность родителей за воспитание детей, право детей с ограниченными физическими возможностями на полноценную жизнь и образование |
Январь | «Уроки французского» - СССР, 1978, реж. Е. Ташков | Гуманизм, милосердие, целеустремленность, тяга к знаниям, стойкость, сила духа, право на образование |
| «Добро пожаловать на Фукусиму»- Бельгия, 2013, реж. Ален де Алле | Ответственность человека за происходящее с природой, право на жизнь в экологически чистой среде |
Февраль | «Алые паруса» - СССР, 1961, реж. А. Птушко | Доброта, порядочность, любовь, верность идеалам, чувство достоинства, победа добра |
| «Лиза, домой!»- Эстония, 2012, реж. О. Бурая | Ответственность родителей за воспитание детей, право ребенка жить и воспитываться в семье, право на самовыражение, право на защиту от всех форм физического и психического насилия |
Март | «Белый Бим Черное ухо», - СССР, 1976, реж. С. Ростоцкий | Верность, преданность, искренность, честность, любовь к животным |
| «Безмолвный снег» - Голландия, 2014, реж. Я. Ван ден Берг | Активная жизненная позиция, ответственность человека за происходящее в мире, патриотизм, право на жизнь в экологически чистой среде. |
Апрель | «Иваново детство»- СССР, 1962, реж. А. Тарковский | Патриотизм, мужество, героизм детей, право на мирное детство |
| «Цирковые гастроли»- Эстония, 2011, реж. Я. Килми, А. Маймик. | Отношение человека к природе и «братьям нашим меньшим», ответственность за судьбу животных, социальная активность |
Май | «Судьба человека»- СССР, 1959, реж. С. Бондарчук | Патриотизм, милосердие, стойкость, сила воли, любовь к жизни, ценность человеческой жизни; право ребенка на мирное детство, право жить в семье |
| «Маленький принц» - Россия, 2013, реж. М. Росс | Гуманизм, доброта, скромность, откровенность, милосердие, «ответственность за тех, кого приручили» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Диаграмма 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Боднар Татьяна
Детский фильм о серьезных вещах
(Эссе по фильму А. Жебрюнаса «Девочка и эхо)
Я с удовольствием посмотрела художественный фильм «Девочка и эхо». Очень понравилась главная героиня. Девочка Вика романтична и мечтательна, у нее богатая фантазия. Вике никогда не было скучно, хотя лето, наверное, провела в одиночестве на побережье в домике своего дедушки.
Да разве может быть скучно у моря? Оно каждый день разное. И хотя фильм называется «Девочка и эхо», мне показалось, что море тоже подружилось с Викой. Оно ласкало ее своими волнами, которые нежно касались ножек маленькой героини. Девочка с тонкой поэтической душой дружила и со скалами и даже разговаривала с ними. За прошедшее лето Вика подружилась и с эхом. Это была настоящая дружба. Эхо играло с девочкой, шутило и обманывало. Но ничто не омрачало их отношения. Эхо не предало бы никогда эту маленькую загорелую девочку, которая плавала, как рыба. И Вика хранила свой секрет, пока не появился мальчик Роман.
Думаю, что Вика зря стала дружить с ним. Мальчики не умеют хранить секреты и, к сожалению, не всегда смелы и мужественны. И в этом фильме мы увидели неприятную ситуацию, когда Роман не нашел в себе силы защитить Вику от дерзких мальчишек. Ну что ж, ничего удивительного в этом я не вижу. Герой струсил, а потом еще и предал Вику. Он рассказал ее секрет и повел компанию обидчиков в скалы. Но эхо молчало, ведь оно дружило с Викой и ни за что бы не предало ее. Мальчишки побили Рому. Хоть это и жестоко, но, я считаю, правильно. Нельзя быть таким бесхарактерным! Тем более мужчине! Очень горжусь Викой. Она сильная и гордая. Когда Рома принес ей краба, чтобы вымолить прощение, она не изменила своего решения. Я тоже уверена, нельзя прощать человека, который тебя предал. Надеяться на него уже нельзя, а в жизни бывают разные ситуации.
Мне очень понравился этот фильм. Скажу вам по секрету: я очень похожа на Вику. Тоже люблю море, люблю природу и мечтаю иметь настоящих друзей, которые не изменят и не предадут. Наверное, поэтому мне и понравился фильм «Девочка и эхо»!
Колосова Диана
Детям на войне делать нечего!
(Рецензия на фильм А. Тарковского «Иваново детство»)
Так считал автор повести «Иван» Владимир Осипович Богомолов, по мотивам которой режиссер Андрей Тарковский снял фильм о юном разведчике «Иваново детство». Я согласна с высказыванием Богомолова: «Детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда, и повода для восхищения и подражания тут нет».
Действительно, беда! Беда стряслась с Иваном, когда началась чудовищная война, когда погибла его мама. Мальчик оказался на фронте среди взрослых людей и мстил фашистам.
Я люблю смотреть военные фильмы. Но в этот раз дважды выключала компьютер, потому что сильно переживала. Маленький разведчик восхитил меня своим мужеством, выносливостью, стремлением остаться на фронте. Но он меня и удивил. Иван не обычный ребенок, а ребенок, который рано повзрослел. И эта «взрослость» проявляется во многом. Он очень редко улыбается, пьет спирт, воюет с фашисткой шинелью, приносит своему командиру важные сведения и постоянно помнит о мести. Он мстит за смерть мамы и украденное детство.
Конечно, Иван смелый и мужественный, но ведь это ребенок. Ему еще нужно учиться, читать книги и играть в войну с мальчишками. А он воюет по-настоящему, не хочет уезжать в суворовское училище. Наверное, думает, что самое главное для него теперь – это война. Страшное слово – война. Она надломила главного героя, заставила заниматься совсем не детским делом. А ведь у него уже никогда не будет детства!
Я думаю, этот фильм о том, что войны не должно быть никогда и детей не должно быть на войне никогда! Знаю точно: мальчики моего класса точно смогли бы быть такими же, как герой. Но я не хочу даже думать о том, что им придется это делать! Мы должны учиться и бороться за мир! Ведь люди живут счастливо и дети растут на радость родителям только в мирное время!
Рекомендую всем посмотреть замечательный фильм Андрея Тарковского! Он тяжелый и страшный! Но многому учит нас, детей, потому что мы тоже когда-нибудь станем взрослыми!
Куртеминов Кемал
«Лаконично по-мужски о важном»
(Эссе по фильму Алена де Алле «Добро пожаловать на Фукусиму»)
Фукусима и Чернобыль. Такие разные и такие далекие друг от друга территории. Но у них общая судьба. Вернее, трагедия…
Взрыв на атомной электростанции в Японии перечеркнул жизни 70 000 жителей красивого городка Минами-сома. Привычный ход жизни нарушен. Оставшиеся в живых люди оказались заложниками ситуации. Одни покидают родные места, другие пытаются выжить на зараженной территории.
Через год после трагедии 11 марта 2011 года съемочная группа Алена де Алле приезжает на Фукусиму и начинает собирать материал для документального фильма. Зачем? Неужели мало черного в нашей жизни, чтобы видеть такое на экране телевизора…
Я уверен, мы все должны быть благодарны создателям фильма «Добро пожаловать на Фукусиму». Его обязательно надо смотреть всем людям, особенно молодому поколению. Беда, пришедшая в дома японцев, близка и понятна многим жителям планеты. Тридцать лет назад «мирный атом» вышел из-под контроля и сломал судьбы тысяч украинцев. Режиссер фильма «Добро пожаловать на Фукусиму» убеждает нас в том, что такая беда не имеет национальности и не зависит от вероисповедания. Но она страшна своей уничтожающей и разрушающей силой. Наивно думать, что каждый из нас застрахован от воздействия радиации и что подобное не может произойти рядом с нами. Поэтому, я считаю, фильм имеет огромное воспитательное значение. Мои ровесники должны задуматься о том, как в будущем избегать таких трагических ситуаций. Учитывая все современные технологии, можно найти замену атомным электростанциям. Это даст возможность спасти жизни людей и уберечь от гибели природу. Будущее планеты Земля в наших руках!
Посмотрите фильм Алена де Алле и обязательно согласитесь со мной!
Радачинская Александра
«Размышления о положении «братьев наших меньших»
(Эссе по фильму Я. Килми и А. Майамика «Цирковые гастроли»)
Я всегда с удовольствием посещала цирк. И признаюсь вам честно, с нетерпением ждала этого. Мне нравился особый мир цирка, высокий купол, яркие огни прожекторов, громкая музыка, выступления редких и достаточно привычных животных. Несколько часов, проведенных на представлении, для меня были впечатляющими и незабываемыми. Наверное, я была еще маленькой… А повзрослела после фильма «Цирковые гастроли». Да, да! Это произошло совершенно недавно и неожиданно. Я просто посмотрела в школе фильм Яака Килми и Андреса Маймика о путешествующем цирке.
Мы с одноклассниками внимательно смотрели фильм, потом бурно обсуждали его. Все удивлялись, почему раньше никогда не задумывались о положении животных. То, что я увидела на экране, поразило меня. Замученные животные. Никаких условий для их полноценного содержания. Маленькие, узкие клетки. Плохое питание. Неотапливаемое помещение. Много приходится ездить в фургоне, подолгу находясь в неудобных клетках. И при этом животные выступают, делают то, что требуют дрессировщики. И все как будто хорошо! Зрители аплодируют, дети радуются, хозяин цирка получает прибыль.
А кто-нибудь смотрел в глаза этих животных? Там же тоска! Неизмеримая звериная тоска и отчаяние. Ведь никто и ничто не может им помочь. Да, конечно, возмущены волонтеры. Они против такого положения зверей. Молодые ребята настойчивы в свое желании закрыть этот цирк. Они правы. Нельзя так издеваться над теми, кого мы называем «братьями нашими меньшими»! Нельзя вот так, переступая через честь и достоинство, зарабатывать деньги и не заботиться о тех, кто приносит прибыль. Мне очень хотелось бы, чтобы волонтеры добились своей цели. Но в фильме показаны и другие люди, которые идут сами и приводят своих детей на представление. Я не верю, что им безразлична судьба животных. Просто они хотят показать своим малышам замечательные трюки в исполнении послушных артистов и не хотят задумываться о проблемах.
Очень страшно было наблюдать за тем, как сильный ветер рвал покрытие цирка, а сильный дождь смывал все на своем пути. Погибли какие-то звери, а хозяин цирка равнодушно говорил о трагедии по телефону.
Совершенно неожиданным для меня и моих одноклассников стал финал картины. Новый цирк, другие звери, следующие представления, торжествующий и уверенный в себе хозяин.
Очень неприятный осадок остался у меня после просмотра фильма «Цирковые гастроли». Когда-то мой любимый русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». Кстати, он всегда уважительно относился к животным. Да и как можно не любить и не уважать их, ведь они так привязываются к нам и остаются преданными до конца жизни. А мы, люди? Чем отвечаем мы? Верность и преданность заменяем коммерческими отношениями и мучаем беззащитных животных.
Даже не знаю, смогу ли теперь ходить в цирк. Фильм «Цирковые гастроли» резко изменил мое отношение. Но я точно знаю, что с удовольствием бы помогала волонтерам и добивалась закрытия вот таких путешествующих цирков с сомнительной репутацией. Животные, дарящие нам радость общения, достойны хороших условий, полноценного питания и заботливого, уважительного отношения со стороны людей!