Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ДД(Ю)Т
г. Салавата
_________С.Н. Свечникова
Приказ №____ от «___» ______2017г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Классическая гитара»
Возраст: 7-16
Срок реализации: 2 года
Педагог дополнительного образования: Снежко А.П.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
совета МБУ ДО ДД(Ю)Т г. Салавата
№ ____ от «___» _________2017г.
2017 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы музыкально-эстетического развития учащихся. Именно музыкальная деятельность способна создать тот фундамент, на котором формируется разносторонне образованная и нравственно высокая личность.
Занятия музыкой развивают человека в самых разнообразных направлениях: музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела, влияет на дыхание, сердечный ритм и кровяное давление, активизирует иммунную систему; улучшает память и обучаемость.
Очень важно помочь учащемуся ориентироваться в окружающем мире, осуществить жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях; реализовать себя в деятельности, способствующей развитию духовного мира самого учащегося.
Актуальность программы «Классическая гитара» заключается в творческом развитии учащихся и их социальной адаптации, она ориентирована на приобщение к ценностям духовной культуры и обеспечивает их духовно-эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней особое внимание уделяется преодолению технических трудностей при обучении игре на классической гитаре. Технически грамотное владение инструментом позволяет избежать профессионального заболевания.
Цель обучения - развитие музыкальных и эстетических способностей подростка через овладения искусством исполнения на гитаре классических, современных эстрадных, авторских произведений.
Задачи.
Обучающие:
обучить основным приёмам и навыкам музыкального исполнительства на гитаре;
сформировать у учащегося определённую систему нравственно-этических норм и ценностей;
сформировать систему знаний и умений, позволяющих учащемуся пользоваться специализированной музыкальной литературой, музыкальными компьютерными программами;
сформировать практические умения по организации любительских концертов, выступлений;
помочь учащемуся овладеть приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле;
сформировать активную жизненную позицию.
Развивающие:
развить познавательную активность и способность к самообразованию;
развить творческого, культурного, коммуникативного учащегося;
сформировать опыт преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;
развить лидерские качеств личности учащегося;
расширить музыкальный кругозор учащегося.
Воспитательные:
воспитать такие качества, как трудолюбие, целеустремлённость;
сформировать мотивацию к дальнейшему саморазвитию, интеллектуальному и творческому росту;
создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества.
Формы, этапы реализации программы.
Основной формой реализации программы является учебное занятие.
Программа предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия, включающего в себя различные виды деятельности: музыкальную грамоту, творческую исполнительскую деятельность (пение, игра на музыкальном инструменте), слушание музыки. Каждый из этих видов имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.
Основные принципы работы:
учёт индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
уважение к учащемуся, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- оптимальность используемых технологий, методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию учащихся;
комплексный подход;
системность и последовательность;
вариативность занятий;
объективность оценок действий учащихся;
наглядность.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7-16 лет. Срок реализации программы – 2 года. Занятия проходят по 2 академических часа в неделю (37 учебных недель).
Учащиеся принимаются в коллектив в сентябре после предварительного прослушивания, на котором проверяются музыкальные данные: мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память.
Основная форма обучения - занятие. Каждое из которых имеет свою структуру в зависимости от задач, которые ставит педагог в каждом конкретном случае. От этого зависят и пропорции соотношения теоретического и практического материала.
Это может быть:
рабочее занятие, состоящее из различных элементов, куда входят: разбор новых произведений, освоение новых приёмов игры, закрепление пройденного материала;
- техническое занятие, включающее в себя работу над инструктивным материалом (упражнения, гаммы), этюдами, чтение нот с листа, транспонирование, знание музыкальных терминов;
занятие «игра в ансамбле» решающее такие задачи, как развитие музыкального слуха, метроритмической координации, расширение музыкального репертуара;
- занятие-лекция, где педагог знакомит учащегося с новым произведением, рассказывает об эпохе, стиле и жанре произведения, о жизни и творчестве композиторов, о музыкальных эпохах;
- занятие-концерт, на котором учащийся показывает конечный результат своего труда.
Для контроля и коррекции знаний проводятся концерты, показательные выступления, также учащиеся принимают участие в мероприятиях учреждения, участвуют в различных конкурсах. При оценке знаний и умений каждого учащегося учитываются следующие показатели:
выразительность исполнения;
ощущение чувства формы;
знание текста;
владение техническими навыками;
ощущение чувства ритма.
Ожидаемые результаты.
По итогам реализации программы учащийся сможет:
ориентироваться в нотной записи, знать музыкальную грамоту в пределах года обучения;
давать общую характеристику исполняемых пьес, определять образный строй, средства выразительности;
овладеть техническими и исполнительскими навыками игры, которые определены программой года обучения;
знать основные средства музыкальной выразительности;
определять простые музыкальные формы;
понимать полифоническое звучание, определять простую полифоническую фактуру;
читать с листа простые произведения;
транспонировать лёгкие пьесы в другие тональности;
подбирать аккомпанемент к заданной мелодии.
В течение учебного года учащийся освоит около 15 различных по форме музыкальных произведений, сможет подбирать по слуху мелодии средней сложности и аккомпанемент к ним.
Основные содержательные составные программы обучения игре на гитаре: чтение нот с листа, подбор материала по слуху, транспонирование, подбор аккомпанемента, игра в ансамбле.
Изучение и накопление учащимися исполнительского репертуара ведётся на основе довольно обширной музыкально-нотной литературы, позволяющей ознакомиться с музыкальным наследием прошлого, со всеми особенностями его выразительных средств. Исполняются обработки для гитары произведений классической музыки, джазовая музыка, обработки современных песен.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
| Вводное занятие | 1 | 1 | - |
| Устройство инструмента | 1 | 1 | - |
| Организация посадки за инструментом | 2 | 1 | 1 |
| Гимнастика для рук | 10 | 2 | 8 |
| Пение простейших мелодий | 5 | - | 5 |
| Упражнения на развитие ритмического слуха | 5 | - | 5 |
| Транспонирование известных мелодий на один тон вверх и вниз | 3 | - | 3 |
| Сочинение мелодий на простые стихи | 2 | - | 2 |
| Технические упражнения | 10 | - | 10 |
| Работа над приёмами звукоизвлечения | 10 | - | 10 |
| Игра разнохарактерных пьес | 7 | - | 7 |
| Игра пьес с элементами полифонии | 3 | - | 3 |
| Игра в ансамбле с педагогом | 2 | - | 2 |
| Прослушивание пьес в исполнении педагога и беседы о музыке | 3 | 2 | 1 |
| Подготовка экзаменационной программы | 10 | - | 10 |
| ИТОГО: | 74 | 7 | 67 |
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
| Вводное занятие | 1 | 1 | - |
| Основы музыкальной грамоты (теория музыки и гармония) | 5 | 4 | 1 |
| Беседы о музыке | 5 | 2 | 3 |
| Выполнение творческих заданий (подбор мелодий и аккомпанемента) | 4 | - | 4 |
| Транспонирование известных мелодий | 9 | - | 9 |
| Прослушивание пьес в исполнении педагога | 4 | 2 | 2 |
| Развитие технических навыков: упражнения па разные штрихи | 10 | - | 10 |
| Освоение простой полифонической фактуры | 4 | 2 | 2 |
| Работа над звуком в произведениях педагогического репертуара | 4 | 1 | 3 |
| Игра в ансамбле с педагогом | 8 | 2 | 6 |
| Чтение с листа | 10 | - | 10 |
| Подготовка экзаменационной программы | 10 | - | 10 |
| ИТОГО: | 74 | 14 | 60 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Тема № 1. Вводное занятие (1 час).
Теория (1 час). Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Правила безопасности и правила поведения в ДДТ. Знакомство с коллективом, коммуникативные и психологические игры и упражнения, анкетирование.
Тема № 2. Устройство инструмента (1 час).
Теория (1 час). Ознакомительная беседа об истории шестиструнной гитары: «Многоликая гитара», «Из глубины веков», «Гитара в нашей стране», «Что может гитара», «Визит к мастеру»; устройство гитары, подготовка инструмента к занятию, соответствие размера инструмента росту исполнителя. Натяжка струн, регулировка высоты струн над грифом, устройство гитары, строй шестиструнной гитары, правило настройки инструмента.
Тема № 3. Организация посадки за инструментом (2 часа).
Теория (1 час). Показ правильной посадки гитариста и положения гитары при игре, самостоятельная настройка инструмента.
Практика (1 час). Учащийся пробует самостоятельно принять правильную посадку гитариста и положение гитары при игре, самостоятельно настраивает инструмент.
Формирование компетенций восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве.
Тема № 4. Гимнастика для рук (10 часов).
Теория (2 часа). Выполнение несложных упражнений для координации пальцев и рук, движения рук и пальцев при игре. Выполнение упражнений под метроном, начиная с медленного темпа.
Практика (8 часов). Выполнение упражнений.
1. Положить руки на стол ладонями вниз и левой рукой похлопывать неторопливо и равномерно по столу, а правой рисовать на столе большие круги! Затем руки меняются заданиями!
2. Под метроном, и легко касаясь стола ладонями рук, одновременно левой и правой рукой нарисовать на столе квадрат. Синхронно и асинхронно.
3. Дотронуться большим пальцем левой руки в умеренном темпе до подушечек остальных пальцев в направлении от указательного к мизинцу и обратно. Большой палец правой руки «идет» в том же направлении и темпе, но касается каждого пальца дважды! Затем руки меняются!
4. Усложняется 3 упражнение. «Шагать» большими пальцами обеих рук одновременно в такой последовательности:
Счет | Пальцы левой руки | Пальцы правой руки |
1 | 1 | i |
2 | 2 | i |
3 | 3 | m |
4 | 4 | m |
1 | 3 | a |
2 | 2 | a |
3 | 1 | e |
4 | 2 | e |
5. Упражнение для хорошей растяжки для левой руки: правой рукой тянуть соседние пальцы левой руки: 1-2, 2-3, 3-4.
6. Беговое упражнение для пальцев, координирующее руки и пальцы между собой.
Тема № 5. Пение простейших мелодий (5 часов).
Практика (5 часов). Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Формирование певческой эмоциональности и выразительности. Определение диапазона голоса и работа над его расширением.
Тема № 6. Упражнения на развитие ритмического слуха (5 часов).
Практика (5 часов). Разучивание мелодий, сложные места по интервалам. Работы над культурой речи, фразировка, динамические оттенки. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата, отработка правильного интонирования, пение в унисон, работа над динамическим балансом вокала и музыкального инструмента.
Тема № 7. Транспонирование известных мелодий на один тон вверх и вниз (3 часа).
Практика (3 часа). Игра мелодий по слуху помогает развитию музыкальной грамотности, созданию связи между слуховым, визуальным и исполнительским рядами. На этом же этапе вводится транспонирование мелодий.
Тема № 8. Сочинение мелодий на простые стихи (2 часа).
Практика (2 часа). Обучение восприятию подбираемой мелодической линии как некоего художественного целого, разбор развития мелодической линии, её ритмического строения, гармонической схемы. Подбор и исполнение несложных попевок, знакомых песен. Запись подобранной мелодии с аккомпанементом, использующим буквенные обозначения аккордов.
Тема № 9. Технические упражнения (10 часов).
Практика (10 часов). Комплекс упражнений для координации и согласованности движений правой и левой руки, а также выработки растяжки пальцев левой руки.
1. Упражнение №1 «Лесенка на одной струне»: начиная с первого лада 6-й струны, всеми четырьмя пальцами левой руки, поочередно проигрывать струну на каждом ладу, затем передвигать первый палец левой руки на второй лад, и таким же образом поочередно проигрывать каждый лад. Дойдя до 12-го лада, повторить то же самое, только уже в обратную сторону.
Выполнив упражнение на 6-й струне, повторить его и на всех остальных струнах.
2. Упражнение №2 «Лесенка по всем струнам». Упражнение похоже на предыдущее, только после поочередного проигрывания четырёх ладов, перемещать не вдоль грифа по одной струне, а опускаться ниже на одну струну.
3. Упражнение №3 «Хроматическая гамма тональности А(ля) на две октавы»: поочередное проигрывание четырех ладов каждой струны, только начинать играть с пятого лада 6-й струны и при последующих переходах на струну вниз, первый палец смещается на лад.
4. Упражнение №4 «Паучок». Упражнение сложнее предыдущих, так как здесь понадобиться растяжка пальцев и немного сноровки: первым пальцем левой руки прижать первый лад 6-й струны, проиграть. Затем вторым пальцем левой руки прижать второй лад 5-й струны, проиграть. Далее третий палец поставить на третий лад 4-й струны, проиграть. Четвертый палец на четвертый лад 3-й струны. Затем мизинец левой руки передвинуть на лад вперед и проиграть все в обратном порядке. Таким образом двигаться по грифу вплоть до 12-го лада.
5. Упражнение №5 «Собери-выкинь» для выработки растяжки пальцев левой руки. Сначала собрать все пальцы вместе, затем как можно дальше их выкидывать.
6. Упражнение №6 «На растяжку пальцев» (поочередное растягивание каждого пальца). Первый палец на седьмой лад 6-й струны, проиграть. Второй палец поставить на восьмой лад 6-й струны, проиграть. Убрать второй палец и снова проиграть седьмой лад, прижатый первым пальцем. Теперь вторым пальцем дотянуться до девятого лада 6-й струны и проиграть его, убрать и проиграть седьмой лад. Подобным образом проиграть третьим пальцем от 9-го лада, а четвертым от 10-го.
7. Упражнение №7 «Разработка правой руки». Координация движений правой руки.
Тема № 10. Работа над приёмами звукоизвлечения (10 часов).
Практика (10 часов). Работа над правильным извлечением звука на гитаре, над ритмическим и мелодическим развитием, работа над техникой исполнения на инструменте, работа над вокальным мастерством
Тема № 11. Игра разнохарактерных пьес (10 часов).
Практика (10 часов). Чтение нот с листа начинается с первых уроков и носит систематический характер на протяжении всего периода обучения. Умение учащегося самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведётся по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора и навыка беглого чтения нот с листа. В результате этого создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося. Предпосылками грамотного разбора являются знание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки, внимательное отношение к аппликатуре, фразировке, голосоведению. Обучение всему этому идёт постепенно, всё более усложняясь от занятия к занятию.
Тема № 12. Игра пьес с элементами полифонии (3 часа).
Практика (3 часа). Предварительный разбор произведений (способ звукоизвлечения, лад, ритм, темп, аппликатура и т.д.) Непосредственная работа над музыкальными произведениями (в т.ч. с этюдами) – грамотное воспроизведение нотного текста в необходимом ритме, темпе, с динамикой и тембральной окраской, применяя нужные приёмы, штрихи. Работа над звуком, над культурой исполнения, умением показать своё отношение к произведению. Допускается различная степень завершенности исполнения: для публичного выступления, для показа, c целью ознакомления.
Тема № 13. Игра в ансамбле с педагогом (2 часа).
Практика (2 часа). Ансамблевая форма исполнения музыкального материала позволяет обогатить слуховой, исполнительский арсенал обучающегося, осознать технические и выразительные возможности инструмента. Ансамблевая игра прививает учащимся ряд важных исполнительских навыков: умение слушать партнёра, вовремя вступать, согласовывать звучание своей партии с партией партнёра. Кроме того, ансамблевая игра позволяет значительно расширить рамки репертуара. Совместная игра воспитывает в учащихся такие морально-нравственные качества, как чувство товарищества, ответственности за себя и своего партнёра, самостоятельность, инициативность.
Тема № 14. Прослушивание пьес в исполнении педагога и беседы о музыке (3 часа).
Теория (2 часа). Тематика бесед о жизни и творчестве знаменитых композиторов и исполнителей.
Практика (1 час). Демонстрация возможностей классической гитары. Слушание музыки в исполнении педагога и в аудиозаписях.
Тема № 15. Подготовка экзаменационной программы (10 часов).
Практика (10 часов). Работа над концертным репертуаром:
- знакомство с понятием «сценическая культура», «сценический костюм», знакомство с правилами поведения за кулисами, во время исполнения концертных номеров, с правилами поведения в концертном зале;
- подчинение движения характеру музыки и текста, постановка номеров, работа над корпусом и осанкой, положение головы, создание художественного образа, работа с зеркалами, отработка психологических задач, тренинги, репетиции.
Формирование компетенций: воспринимать и анализировать музыкально-художественную информацию, воспринимать художественно-образное и смысловое содержание произведений различных жанров, компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе; восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве, практического музицирования.
Второй год обучения
Тема № 1. Вводное занятие (1 час).
Теория (1 час). Беседа о форме предстоящей работы, цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Правила безопасности и правила поведения в ДДТ. Знакомство с коллективом, коммуникативные и психологические игры и упражнения, анкетирование.
Тема № 2. Основы музыкальной грамоты (теория музыки и гармония) (5 часов).
Теория (2 часа). Положение левой руки на грифе гитары, положение правой руки на гитаре, обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры аккомпанемента правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки и символы, аккорды без баррэ, понятие баррэ. Аккорды баррэ. (Дополнительный материал.)
Практика (3 ч): работа со звуком, игра на открытых струнах, игры на закрытых струнах, смена позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев, способы извлечения аккордов (без баррэ, с баррэ, септаккордов), игра по буквенно-цифровому обозначении, приемы игры юас-аккорд», «бас-щипок», приемы игры большим и указательным пальцем, игра перебором (арпеджио), стаккато, легато, тремоло (игра с медиатром), исполнение песен.
Формирование компетенций: воспринимать и анализировать музыкально-художественную информацию, компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе; восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве, практического музицирования.
Тема № 3. Беседы о музыке (5 часов).
Теория (2 часа). Знакомство с творчеством Paul Mc Cartney, John Lennon, Elvis Presley, А. Макаревича, А. Розенбаума, К. Никольского, местных поэтов-музыкантов. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. Авторская и бардовская песня. Жанровое разнообразие музыки (танец, марш, песня) роль исполнителя в создании песен.
Практика (3 ч). Разучивание и проигрывание песен Paul Mc Cartney, John Lennon, Elvis Presley, А. Макаревича, А. Розенбаума, К. Никольского. Творческий поиск, проба самостоятельного написания.
Формирование компетенций: воспринимать и анализировать музыкально-художественную информацию, воспринимать художественно-образное и смысловое содержание произведений различных жанров, компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе; восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве, практического музицирования.
Тема № 4. Выполнение творческих заданий (подбор мелодий и аккомпанемента) (4 часа).
Практика (4 часа). Навык подбора аккомпанемента является одной из важнейших сторон музыкального развития обучающегося. Изучение основ гармонии при обучении игре на гитаре является необходимостью уже после ознакомления с теорией музыки. Гармонизаций мелодий нужно заниматься активно, тем самым приучая учащегося к логике традиционных ладотональных и гармонических связей. Сначала аккомпанемент подбирается к простым мелодиям, затем задания постепенно усложняются и фактурно и гармонически.
Тема № 5. Транспонирование известных мелодий (9 часов).
Практика (9 часов). Игра мелодий по слуху помогает развитию музыкальной грамотности, созданию связи между слуховым, визуальным и исполнительским рядами. На этом же этапе вводится транспонирование мелодий.
Тема № 6. Прослушивание пьес в исполнении педагога (4 часа).
Теория (2 часа). Тематика бесед о жизни и творчестве знаменитых композиторов и исполнителей.
Практика (2 часа). Демонстрация возможностей классической гитары. Слушание музыки в исполнении педагога и в аудиозаписях.
Тема № 7. Развитие технических навыков: упражнения па разные штрихи (10 часов).
Практика (10 часов). Обучение исполнению гамм октавами, терциями, секстами. Совершенствование техники смены позиций путём замещения, скольжения, опережения, скачков. Совершенствование техники игры.
Тема № 8. Освоение простой полифонической фактуры (4 часа).
Теория (2 часа). Изучение двухголосной, трехголосной полифонии, умение анализировать голосоведение и применить к произведениям из своего репертуара.
Практика (2 часа). Метод наглядности и практический метод при отработке на занятиях при разборе пьес и технических приемов игры.
Тема № 9. Работа над звуком в произведениях педагогического репертуара (4 часа).
Теория (1 час). Предварительный разбор произведений (способ звукоизвлечения, лад, ритм, темп, аппликатура и т.д.)
Практика (3 часа).
Тема № 10. Игра в ансамбле с педагогом (8часов).
Теория (2 часа). Предварительный разбор произведений (способ звукоизвлечения, лад, ритм, темп, аппликатура и т.д.)
Практика (6 часов). Непосредственная работа над музыкальными произведениями (в т.ч. с этюдами) – грамотное воспроизведение нотного текста в необходимом ритме, темпе, с динамикой и тембральной окраской, применяя нужные приёмы, штрихи. Работа над звуком, над культурой исполнения, умением показать своё отношение к произведению. Благодаря совместному музицированию (пара – педагог и учащийся) развивается гармонический слух и умение слышать многоголосную фактуру. Играя в ансамбле, учащийся учится слышать не только себя, но и партнера, вырабатывает умение подчинять свою игру общему замыслу. Развитие этого навыка важно для формирования чувства ритма.
Тема № 11. Чтение с листа (10 часов).
Практика (10 часов). Предварительный разбор произведений (способ звукоизвлечения, лад, ритм, темп, аппликатура и т.д.) Развитие навыков зрительного восприятия нотного текста и его незамедлительного исполнения. Наглядное и словесное объяснение принципа чтения нот с листа: знаки при ключе – тональность – знаки альтерации. Общий беглый просмотр произведения. Изучение движения мелодии, фактуры аккомпанемента или наличия полифонических голосов, наличия повторов, авторских ремарок, сложных ритмических или повторяющихся фигур, определение и выбор темпа и т.д. Помощь в обучении беглому чтению с листа, развитие графического восприятия нотной записи, чтение аккордов. На протяжении всего периода занятий уделяется внимание постоянному совершенствованию умения читать ноты с листа, самостоятельно и осмысленно разбирать музыкальное произведение. Практическим методом закрепляется навык анализа изучаемого произведения или небольших отрывков из сочинений, более доступных учащемуся по фактуре и изложению.
Тема № 12. Подготовка экзаменационной программы (10 часов).
Практика (10 часов). Работа над концертным репертуаром:
- знакомство с понятием «сценическая культура», «сценический костюм», знакомство с правилами поведения за кулисами, во время исполнения концертных номеров, с правилами поведения в концертном зале;
- подчинение движения характеру музыки и текста, постановка номеров, работа над корпусом и осанкой, положение головы, создание художественного образа, работа с зеркалами, отработка психологических задач, тренинги, репетиции.
Формирование компетенций: воспринимать и анализировать музыкально-художественную информацию, воспринимать художественно-образное и смысловое содержание произведений различных жанров, компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе; восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве, практического музицирования.
IV. УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение программы.
Для реализации программы необходимо: наличие учебного кабинета, соответствующего требованиям техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; аудитория для занятий, шестиструнная гитара (2 инструмента), камертон, подставка под ногу, пюпитр, подставка под инструмент, стулья, стол.
Методическое обеспечение программы. Для реализации программы используются следующие методы и технологии:
личностно-ориентированный подход;
компетентностный подход;
проблемный;
ИКТ;
репродуктивный.
Формы занятий: игра, диалог, различные виды тренингов (дыхательные, физические, актерские), слушание, созерцание, импровизация.
Для реализации программы используются следующие психологические приемы: создание благоприятного микроклимата на занятии, доброжелательное отношение педагога к учащимся, демократический стиль общения педагога с учащимися, создание ситуации успеха.
Для анализа успеваемости и уровня освоения программы проводится контроль с помощью:
тестирование знаний по теории музыки (опросники и кроссворды по темам года обучения);
выполнение самостоятельных заданий по разбору несложных пьес;
выступления на различных мероприятиях, которые оцениваются как зачёт/незачёт по следующим критериям: уровень сложности музыкального произведения, выразительность исполнения, ощущение чувства формы, чувства ритма, владение техническими навыками.
Методы обучения: словесный, наглядно-практический; объяснительно- иллюстрационный; игровой; упражнение.
Формы организации учебного занятия: беседа; игра; концерт; конкурс; мастер-класс; открытое занятие; практическое занятие; экзамен.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята 20 ноября 1989 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р г.Москва)
Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.
Конституция Республики Башкортостан. Принята 24 декабря 1993 г.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013 года)
Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4сентября 2014 г. № 1726-р г.Москва)
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва)
Основной список
Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары/ Ред. X. Ортеги. - М., 2011.
Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары. -М., 2012.
Дополнительный список
Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 2002.
Вещицкий П. Педагогический репертуар гитариста.5 класс ДМШ. Вып. 2., -М., 2005.
Гитман А. Педагогический репертуар гитариста. Ср. и ст. классы ДМШ. -М., 2006.
Джулиани М. 24 легких этюда для гитары, соч. 100. - Лейпциг, 2001.
Ерзунов В. «Альбом гитариста» Вып. 1, - Черноголовка, 2008.
Иванов-Крамской А. Пьесы, обработки и этюды для шестиструнной гитары. - М., 2001.
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. -М., 2004.
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. -М., 2006.
Хоржевская и Лазаревич. Дуэты для шестиструнной гитары. -СПб., 2004.
Brouwer L. (БрауэрЛ.). Obras para guitarra. - Habana. 2002.
Интернет-ресурсы
Песни под гитару.Аккорды песен под гитару. Уроки игры на гитаре. Видео. http://nagitaru.ru/
Блог для начинающих гитаристов http://tvoya-gitara.ru/
Приложение
Упражнение -1 (1-2-3-4)
Упражнение -1
Напутствия:
- Обыгрывайте упражнение тщательно и чисто! Не ленитесь!
- Играйте под метроном! Эффективность в итоге вас приятно удивит. Для начала, можно играть под 40 bpm (ударов/мин.).
- После стабильного и уверенного проигрывания увеличивайте темп на 10-20 bpm.
- Если вы действительно хотите развить пальцы левой руки, то обязательно соблюдайте все вышеописанное!
Перейдем от слов к делу:
Упражнение играется четырьмя пальцами левой руки, поэтому и называется "1-2-3-4".
Начинать нужно с верхней - шестой струны.
Зажимаем ее указательным пальцем на первом ладу и извлекаем звук, затем не убирая его, кладем на второй лад той же струны средний палец - извлекаем звук, оставляем также его на месте, далее зажимаем струну на третьем ладу безымянным пальцем- извлекаем звук, и замыкает цепочку мизинец - на 4 ладу.
После этого снимаем все пальцы и повторяем действия, но уже со второго лада (все той же шестой струны), и так каждый раз сдвигаясь на один лад поднимаясь вверх по грифу до 12 лада:
Почему пальцы должны быть прижатыми, а не отрываться после извлечения звука?
В будущем это поспособствует эффективной игре на высоком темпе.
Дойдя до 12 лада, движемся в обратном направлении до первого лада. Первым будет уже мизинец, а замыкать - указательный. Оставлять прижатыми пальцы теперь не нужно. Не сложно догадаться почему...
Думаю, что общая картина упражнения вам уже ясна.
В итоге: проиграв на шестой струне снизу-вверх и сверху-вниз, вернувшись на первый лад, опускаем указательный палец на пятую струну и проделываем все тоже самое, потом на четвертой - третьей-второй и первой струнах. Это и будет финишем данного упражнения.
Что касается правой руки:
во время всего упражнения действуют попеременно два пальца: указательный-средний-указательный-средний- и т.д. Если вам удобнее использовать безымянный вместо среднего, то действуйте им. Лично мне удобнее первым вариантом.
А медиатором играть следует переменным штрихом: сверху-вниз и снизу-вверх- и так далее...
Особенности при игре медиатором:
работать нужно только запястьем, но не всей рукой. Эта ошибка возникает после усталости кисти. Поэтому периодически делайте паузы и встряхивайте хорошенько обе руки. Со временем при постоянных тренировках выносливость пальцев рук заметно вырастит, тем самым вдохновит вас продолжать развитие своей техники игры!
Упражнение -2
Напутствия и мотивация:
Приветствую вас на втором занятии упражнениями на гитаре для быстрого развития пальцев рук.
Очень надеюсь, что вы усердно отработали первое упражнение и приготовили себя к более сложным и интересным тренировкам.
Поговорим немного о мотивации.
- После первого упражнения ваша техника, уже должна улучшится (если не халтурили), но, этого мало. Не смотря на то, что вы перейдете на второе упражнение, все же нужно постоянно тренировать предыдущее и тем самым закреплять его.
Ведь когда у вас будет в арсенале добрая дюжина всяких упражнений, то вы вряд ли захотите проигрывать самое легкое. Поэтому, пока есть время для оттачивания техники игры до автоматизма, нужно отбросить все и делать это, чтобы потом уж точно никогда не забыть!
- Очень полезно будет, если вы запишите видео ролик с вашей игрой. Это добавит интерес к обучению и пользы, т.к. со стороны всегда легче заметить проблемные зоны, особенно через некоторое время. Это вам придаст чувство собственного роста и добавит мотивации для новых побед.
- Данное упражнение позволяет отработать легкий переход от одной струны к другой во время игры, например сольных партий. Может быть поэтому многие профессиональные гитаристы разогревают свои пальцы проигрывая его перед выступлением.
От слов к делу:
Это упражнение отличается от первого лишь тем, что его нужно играть по 4 ноты на каждой струне, а только потом сдвигаться на лад выше.
И так, проиграв на 6-ой струне первые 4 лада (очередность пальцев: указательный, средний, безымянный, мизинец ), спускаемся на пятую и также проходим 1,2, 3, 4 лады, затем спускаемся на 3 струну - проигрываем 4 лада - спускаемcя на 2-ю струну - проигрываем 4 лада - переходим на 1 струну - проходим 4 лада:
После чего движемся в обратном порядке, но сдвигаемся вверх на один лад (это должен быть пятый). Последовательность пальцев уже должна идти в обратном порядке. Вернувшись обратным ходом на шестую струну, но уже указательный палец будет на 2 ладу.
Переходим на следующий лад вверх по грифу (третий лад) и проигрываем по 4 ноты на каждой струне - оказавшись снова на первой вновь сдвигаемся вверх на один лад и поднимаемcя к 6-струне. Так, по степенно мы продвигаемямcя по грифу вверх...
Думаю, что дальше объяснять не стоит. Структура упражнения должна быть уже ясна.
В общем, проходим таким "макаром" до 12 лада первой струны. Это и будет окончанием всего упражнения -2.
И не забываем играть под метроном. Это основа - всех основ! Фундамент! Ведь отличное чувство ритма, как и чувство юмора на дороге не валяется!
Вот собственно и все!
Искренне желаю вам терпения и усердия в практике и лучших результатов! Видео в помощь!
Упражнение -3
Приветствую вас на третьем упражнении для пальцев!
Напутствие и полезность:
Данное упражнение:
- в частности, тренирует независимость пальцев рук и их синхронизацию
- увеличивает выносливость
- укрепляет мышцы пальцев и запястья или разогревает их.
- увеличивает плавность перехода от струны к струне.
Структура упражнения
Играть нужно также по четыре ноты, только теперь на двух струнах, а не на одной.
Подробно:
Начиная с шестой струны первого лада, мы играем по четыре ноты (последовательность пальцев все та же - pima), при этом каждый второй звук должен лежать на нижней струне.
Начиная играть с первого лада, обыгрываем шестую и пятую струны и каждые 4 ноты сдвигаем указательный палец вверх на один лад. И так до 12-лада:
Затем движемся обратно: пятая-шестая-пятая-шестая струны (послед. пальцев: amip), от 12 лада к первому:
Вернувшись к первому ладу шестой струны, соскакиваем на пятую и идем по следующей паре струн (5-я и 4-я), также до 12 лада и обратно.
Следующая пара струн будет- четвертая и третья, после третья и вторая, а в заключении 2-я и 1-я струны.
Правая рука играет все тем же чередованием пальцев: указательный-средний-указательный-средний. Отличие от первого упражнения и второго в том, что тут у каждого пальца будет своя струна, а не одна и та же.
Вывод:
- Ничего сложного нет.
- Проигрываем по паре струн по четыре ноты, каждая вторая нота извлекается на нижней струне.
- Каждые 4 ноты сдвигаемся на 1 лад вверх по грифу. Так до 12-го лада и обратно.
- Проиграв одну пару струн, переставляем указат. палец на нижнюю струну и обыгрываем следующую пару струн.
Не забываем играть под метроном!
Упражнение -4
Рад видеть вас в четвертом упражнении для развития пальцев!
Введение:
"Движение паука" – наверное самое популярное упражнение среди гитаристов. Это своего рода усовершенствованное продолжение третьего упражнения. Не трудно догадаться, что название получено из-за сходства движения левой руки с движением паука.
Схема:
Речь пойдет также о четырех нотах в одной группе. И как в третьем упражнении они играются на двух струнах, а не на одной:
1. Начинаем с первого лада 6-й струны, играем 4 ноты. Не забывая при этом соблюдать последовательность пальцев: pima. Начало точно такое же как и в третьем упр. т.е каждая вторая нота должна звучать на нижней струне. Обыгрываем две струны каждый раз начиная с первого лада:
2. Будучи на первой струне, сдвигаемся вверх на 1 лад, как и в упражнении-2. Затем движемся в обратном порядке - поднимаясь вновь к шестой струне. Последовательность пальцев уже станет: amip.
Вернувшись на шестую струну (2 лад) сдвигаемся на один лад выше и спускаемся снова к первой струне... И так до 12 лада.
Краткая схема:
- Начинать нужно с шестой струны первого лада.
- Проигрываем по две струны, от шестой к первой.
- На верхней и нижней струнах каждый раз смещаемся на 1 лад вверх по грифу и так до 12 лада.
Упражнение — 5 («Танец паука»)
И снова приветствую вас!
Следующее упражнение - это продолжение 4-го ("движение паука"). Шуточно называю его "танец паука".
Напутствие и мотивация:
Данное упражнение немного посложнее, но ведь это крайне необходимо пальцам левой руки!
Сначала немного придется подумать, а потом пойдет все как по маслу, и вам останется только наблюдать за свободными движениями ваших немного измученных пальцев. И радости - не будет предела!
Структура упражнения
При обыгрывании, общая картина движения левой руки выглядит так же, как и в упражнении-2. Играем сначала с шестой опускаясь до первой струны, только здесь извлекаем по 2-е ноты на каждой струне (очередность пальцев: указательный - безымянный - средний - мизинец).
Обыгрываем первые 4 лада - по 2 на каждой струне:
Оказавшись на 1-ой струне, делаем отступ мизинцем на лад выше и поднимаемся снова к шестой (обратный порядок пальцев: мизинец - средний - безымянный - указательный) . Обыгрываем также 4 лада, но не касаясь 1-го.
Будучи на шестой струне, делаем следующий отступ вверх на один лад. Затем идем вниз к первой...и т.д. до 12 лада...
Подведем итоги:
- Начинаем с первого лада шестой струны
- играем по две ноты на каждой струне-спускаясь к первой.
- Делаем отступ вверх на один лад и играем в обратном порядке, двигаясь к шестой струне.
- На крайних струнах каждый раз делаем отступ вверх на один лад и повторяем вышеописанное. И так до 12-го лада первой струны.
Разнообразие:
Паук может танцевать не только один танец. поэтому при желании можно разнообразить данное упражнение и играть в следующей аппликатуре: средний - мизинец - указательный - безымянный . Начинать в этом случае нужно со 2-го лада шестой струны. Соответственно, когда пойдете от первой струны к шестой, то порядок пальцев будет обратным: безымянный- указательный - мизинец - средний.
Не забываем, что при движении вниз (от шестой к первой) пальцы должны оставаться прижатыми до следующего хода указательного. И обязательно проигрывайте все упражнения под метроном.
Упражнение-6. Легато. «Прощай дряхлый мизинец!»
Упражнение -6
Приветствую вас в 6-м упражнении преимущественно для пальцев левой руки!
Посвященное игре 3-х нот на каждой из 6-ти струн. Или проще сказать, укреплению мышц мизинца.
Введение и напутствие:
Данное упражнение разработано специально для гитаристов, которые играют или учатся играть партии соло. Для этого очень важно овладеть приемом - легато (а именно Pull-Off и Hammer-On). А нужно это для того, чтобы укрепить мизинец - сделать его максимально эффективным. Это главная задача!
Описание упражнения:
Чтобы быстрее понять структуру и освоить это упражнение, давайте вспомним упражнения-2, которое проигрывается так: 1-2-3-4 , начиная с 6 струны и двигаясь к первой. Так вот, все что нам нужно, это убрать из игры цифру “2” и соответственно средний палец. И так мы получим такую структуру упражнения : 1-2-3* 6, проигрываемое 3-мя пальцами: указательный- безымянный - мизинец. Играя методом легато.
Вот это упражнение:
обыгрываем поочередно на шестой струне лады 1-3-4 (пальцы: указательный, безымянный, мизинец), на 3 ноты - одно касание струны пальцем правой руки. Сначала указательным пальцем извлекаем звук обычным способом, затем на этом звуке резко ставим безымянный палец на 3-й лад (это будет восходящее легато), а после таким же способом играем мизинцем на 4 ладу. Переходим на следующую струну и так на всех шести, до первой...
Тут уже все в обратном порядке. Сдвигаемся на лад выше и мизинцемизвлекаем обычным способом первую струну на 5-м ладу и сразу же сдергиваем слегка его вниз. Это будет нисходящее легато.
(Так как мы играем методом легато, то все пальцы предварительно уже должны стоять на своих ладах, иначе звука просто не будет).
Затем безымянный палец сдергиваем вниз с 4 лада, и также повторяем указательным на 2-м ладу.
Обыграв 3 ноты на первой струне, переходим вверх на следующую струну и до самой верхней. На шестой струне снова поднимаемся на 1 лад и играем сверху-вниз... И так до 12 лада.
Указания:
* Прежде всего концентрируйтесь на том, чтобы развить мышцы пальцев левой руки (в особенности мизинца), необходимую для метода игры - легато.
* Большой палец левой руки должен быть на уровне остальных пальцев, которые в свою очередь должны быть направлены максимально перпендикулярно грифу гитары, а не в левый бок (если смотреть на них при игре).
* Как только ваши пальцы привыкнут к методу легато, не забывайте играть данное упражнение под метроном, как и предыдущие.
Упражнение-7. Тренировка арпеджио.
Введение в упражнение:
Данное упражнение называется "тренировка арпеджио” (проще говоря, гитарного перебора). От него будет польза в том случае, если вы действительно хотите научиться уверенно играть на гитаре, впрочем так можно сказать про все гитарные упражнения.
Акцент тут делается, как на пальцы правой руки, так и левой, что позволяет "убить двух зайцев одной пулей" - заметно развить синхронизацию пальцев рук.
Описание упражнения. Сложность - 1. Работают только пальцы правой руки:
а)
Сначала играем поочередно три ноты: защипываем последовательно три нижних "открытых" струны Ми, Си, Соль – следующими пальцами: безымянный, средний, указательный.
для игры медиатором схема такая: снизу-снизу-сверху-...
ВАЖНО:
Каждую струну следует щипать по отдельности, а не сметающим движением. И обязательно играйте под метроном.
б)
Теперь проиграйте эти же 3 открытых струны сверху-вниз и снизу-вверх:
Последовательность пальцев: указательный, средний, безымянный, средний-....
Схема движений медиатором: сверху-снизу-снизу-снизу-...
в)
Теперь мы проще говоря сыграем перебор "шестерку" на открытых струнах:
Обыгрываем уже 4 струны, где 4-я щипается большим пальцем пр. руки. А дальше по предыдущей схеме.
Движения медиатором: сверху-снизу-снизу-снизу-снизу-...
Повторите все вышеописанное до уверенной игры.
Сложность - 2. Работают обе руки.
.
После уверенной игры на пустых струнах, включите в действие пальцы л.руки, тем самым развивайте их синхронизацию с пальцами п.руки.
а)
Правой рукой играем, то что описывалось в самом первом пункте. А пальцами левой зажимаем лады.
на первой струне - работает указательный палец
на второй- средний
на третьей - безымянный
Обыграв первые 3 лада, сдвигаемся на лад выше и повторяемся. И так до 12-го или 15-го ладов.
ВАЖНО:
б)
Далее правой рукой играем, то что играли в пункте (б) 1-ой сложности. А левая зажимает лады уже в следующей последовательности:
в)
правой рукой играем, то что играли в пункте (в) 1-ой сложности. А левая включает в работу мизинец, и обыгрываются следующие лады:
Так же до 12-го или 15 ладов.