«Силен тот, кто победил другого,
Но поистине могущественен тот,
Кто победил себя»
Лао Цзы
Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Она играет большую роль в деле выявления молодых талантов. Участие в конкурсах, концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой работы преподавателей. Это позволяет сохранить контингент учащихся и является одним из слагаемых результативности и успешной педагогической деятельности. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других учеников и преподавателей. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри. При этом обе стороны несомненно правы: природа конкурсов действительно противоречива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.
Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той поры были известны лишь педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые возможно впоследствии продолжат музыкальное образование и выберут музыку своей профессией, - безусловно, является одной из основных задач конкурсов! Но всё же основной целью городских, и особенно дюцевских конкурсов, по моему мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными способностями.
Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённости детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и трудоспособный ребёнок - заинтересованные и строгие помощники-родители - и, наконец, грамотный педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100% - большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что имеем: основная масса учащихся - дети со средними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат, который зависит, прежде всего, от профессиональных качеств педагога.
Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними данными при упорной подготовке, целеустремлённости и грамотной педагогической работе, могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и не займёт призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребёнка и заставит добиваться ещё лучших результатов.
Иногда именно участие в конкурсе оказывается решающим моментом при выборе профессии музыканта! В моей педагогической практике есть несколько таких ярких примеров.
Основные принципы организации концертно-конкурсной деятельности вокальной студии «Мелодия» - это поиск новых форм проведения концертов и конкурсов, адекватных современным условиям. Так, в наше непростое время общими усилиями учащихся ДЮЦ был организован видео-концерт ко дню народного единства и дню матери. Городские конкурсы были переведены в видео-формат. Количество обучающихся студии «Мелодия», охваченных концертно-конкурсным движением составило 77% от общего числа обучающихся.
В конкурсную деятельность на базе ДЮЦ активно привлекаются родители. Так в рамках проекта «Лето в новом формате» и «Нескучные каникулы», конкурсные мероприятия были организованы так, что в них принимать участие могли совместные работы детей и родителей. Такие конкурсы дают ощущение общности, духовной близости с окружающими людьми.
Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы. Все мы знаем: современные дети в общем мало занимаются по разным причинам: большая загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т.д. Участие же в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании и постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время и, конечно, побороть свою лень!
Конкурсная деятельность учащихся объединения «Мелодия» год от года расширяет свои границы. Так за последние 3 года самые одаренные ребята объединения приняли участие в таких городах как Кемерово, Томск, Новосибирск, Казань, Анапа.
Конкурсная практика открывает возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения. Дает возможность получать новые впечатления от общения с другими коллективами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами других ребят, видеть и оценивать общий уровень исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства.
Каковы же отрицательные стороны конкурсов? Безусловно, конкурсы, проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети, не полезны. Ведь жизнь юного вокалиста состоит не только из конкурсов. Порой бывает необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, разучить определенный репертуар, заполнить репертуарные пробелы и т.д. Для всего этого не хватает времени при подготовке к конкурсу. Есть одарённые дети, которые побеждают в одном конкурсе за другим. Позже, когда они приходят в колледж или университет, у них внезапно обнаруживаются технические или иные недостатки, и оказывается порой, что их успехи были следствием умелого "натаскивания" хорошо знающим своё дело педагогом. Вместо того, чтобы постоянно двигаться вперёд в нормальном учебном процессе, эти дети год-два подряд упорно разучивают одни и те же произведения и конкурс, который должен быть стимулом, а стал для них тормозом.
Итак, конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя придавать конкурсам то значение, какое им придают тщеславные взрослые. Нельзя гонять детей от одного конкурса к другому. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе - больше, чем какая-либо другая деятельность педагога, является мерилом его воспитательских способностей - не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские конкурсы - не только испытание для детей, но возможно в первую очередь для педагогв.
В заключении хочется отметить, что конкурсы для детей, если они не часты, в общем, чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической школой для педагогов, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными кульминациями в жизни детско-юношеского центра!
И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что является основной актуальной задачей новых образовательных программ.