
БПОУ ОО «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта»
Диаграммы UML
Диаграмма вариантов использования

Стандарт UML предлагает следующий набор диаграмм для моделирования:
- диаграммы вариантов использования (use case diagrams) – для моделирования бизнес-процессов организации и требований к создаваемой системе);
- диаграммы классов (class diagrams) – для моделирования статической структуры классов системы и связей между ними;
- диаграммы поведения системы (behavior diagrams);
- диаграммы взаимодействия (interaction diagrams);
- диаграммы последовательности (sequence diagrams);

- кооперативные диаграммы (collaboration diagrams) – для моделирования процесса обмена сообщениями между объектами;
- диаграммы состояний (statechart diagrams) – для моделирования поведения объектов системы при переходе из одного состояния в другое;
- диаграммы деятельностей (activity diagrams) – для моделирования поведения системы в рамках различных вариантов использования, или моделирования деятельностей;
- диаграммы реализации (implementation diagrams):
- диаграммы компонентов (component diagrams) – для моделирования иерархии компонентов (подсистем) системы;
- диаграммы развертывания (deployment diagrams) – для моделирования физической архитектуры системы.


Основные вопросы
- Назначение диаграммы вариантов использования
- Компоненты диаграммы вариантов использования
- Примеры

Диаграмма вариантов использования ( use case diagram )…
= Диаграмма прецедентов ;
- Описывает функциональное назначение системы , т.е. то, что система будет делать в процессе своего функционирования;
- Является исходной концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки.

Цели построения ДВИ
1) определить общие границы и контекст моделируемой предметной области на начальных этапах проектирования;
2) сформулировать общие требования к функциональному проектированию системы;
3) разработать исходную концептуальную модель системы для ее последующей реализации;
4) подготовить документацию для взаимодействия разработчика системы с ее заказчиком и пользователями .

Суть диаграммы прецедентов
- Проектируемая система представляется в виде множества сущностей(класс, интерфейс, компонент, узел) или актеров (действующих лиц), взаимодействующих с системой с помощью так называемых вариантов использования (прецедентов).
Таким образом,
- Основными компонентами ДВИ являются:
- актеры прецеденты отношения
- актеры
- прецеденты
- отношения

Вариант использования
= Прецедент = use case = юскейс ;
- Определяет последовательность действий , которая должна быть выполнена проектируемой системой при взаимодействии ее с соответствующим актером .
Имя ВИ начинается с большой буквы и обозначается оборотом глагола или существительного, обозначающего действие

Актер
= Actor = действующее лицо
- Представляет собой внешнюю по отношению к моделируемой системе сущность.
- Взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей и решения частных задач .
- Может рассматриваться как некая роль относительно конкретного варианта использования.

Актер
Стандартное графическое изображение актера:
- Актер всегда находится вне системы , его внутренняя структура никак не воспринимается.
Примеры актеров : клиент банка, банковский служащий, продавец, сотовый телефон.

Отношения
- Один актер может взаимодействовать с несколькими вариантами использования и наоборот.
- 2 варианта использования, определенные для одной и той же сущности, не могут взаимодействовать друг с другом, т.к. любой из них самостоятельно описывает законченный вариант использования этой сущности.

Виды отношений
1) ассоциативное отношение (отношение ассоциации, association relationship )
2) отношение расширения (extend relationship)
3) отношение обобщения (generalization relationship)
4) отношение включения ( include relationship )

Отношение ассоциации
- Отношение между вариантом использования и актером, отражающее связь между ними.
- Оно устанавливает, какую конкретную роль играет актер при взаимодействии с экземпляром варианта использования.
Обозначение : в виде прямой линии. Могут быть дополнительные обозначения (кратность связи, направление связи, наименование связи)

Отношение расширения
- Определяет взаимосвязь базового варианта использования с некоторым другим вариантом использования, функциональное поведение которого задействуется базовым не всегда, а только при выполнении некоторых дополнительных условий .
Стрелка указывает на базовый вариант использования!

Отношение обобщения
- Служит для указания того факта, что некоторый вариант использования А может быть обобщен до варианта использования Б (или актер А может быть обобщен до актера Б).
Стрелка указывает в сторону родительского ВИ (актера)

Отношение включения
- Указывает, что некоторое заданное поведение для одного варианта использования включается в качестве составного компонента в последовательность поведения другого варианта использования.

Примечание как элемент ДВИ
- Примечание ( Note ) в языке UML предназначено для включения в модель произвольной текстовой информации, имеющей непосредственное отношение к контексту разрабатываемого проекта.
- Примечание может относиться к любому элементу диаграммы.

Изученные вопросы
- Диаграмма вариантов использования
- Вариант использования (прецедент)
- Актер
- Отношения (ассоциации, обобщения, включения, расширения)
- Примечание

Исходная диаграмма вариантов использования для примера разработки системы продажи товаров по каталогу