Учитель Шаповало Э.Ф.
Сценарий урока литературы в 7 классе (программа В.Я. Коровиной)
Тема: «Концентрированный бульон» прозы Чехова А.П., или Человек изменяющийся (Знакомство с текстом А. Чехова «Толстый и тонкий»)
Цель:
Знакомство с особенностями стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.
Формировать языковую картину мира на примере чеховского слова.
Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Тип урока: межпредметный, знакомство с содержанием произведения
Вид урока: беседа с элементами исследования
Методы работы: художественная интерпретация, наглядный, словесный, эвристический
Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские , ИКТ.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, “Табель о рангах”, в Power Point презентация, высказывания об А.П.Чехове.
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов
1. Стадия вызова.
1) Верные/неверные утверждения:
– Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:
Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
Являлся кормильцем в семье.
Терпеть не мог врачей.
Писал только юмористические рассказы.
– Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет?
2) Проверка индивидуального домашнего задания.
3) Слово учителя.
– На слайде вы видите разные предметы. По какому принципу я объединила их?
-Подберете к каждому изображению определения.
-Тонкая материя, тонкий намёк, тонкая душевная организация… Какие ассоциации возникают?
Толстый слой шоколада, толстая книга,толстая стена кастрюли… Что слышится в слове «толстый» (надёжность, солидность, прочность)
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя. Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.
Важнейшей стилистической фигурой в тексте является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии
2. Стадия осмысления. Чтение рассказа учителем.
1) Анализ рассказа.
- Определите тему (о чём рассказ?)(О встрече...Также очевидна тема нравственного выбора. Порфирий тоже человек-хамелеон, который меняет свою окраску в зависимости от ситуации. Им управляет не мораль и не ум, а жалкая расчётливость. Его выбор – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.)
- О какой проблеме говорит А. Чехов? (Утрата ценности дружбы, подмена угодничеством, потеря собственного достоинства)
-Хронотоп в тексте — это художественное время и пространство. Сколько времени длится действие (Несколько минут). Где происходит встреча?(Экспозиция «Николаевская ж\д»).
-В 19 в. кто и откуда ездит по ней? Ещё не знакомы с героями, что уже знаем о них?
- Композиция рассказа какова? (Линейная: «ошеломлён» по-разному в начале и финале)
-Найдите завязку рассказа (начало диалога), развитие действий (воспоминания — ретроспекция), кульминация ( «Нет, милый мой...»), развязка ( от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».)
- Начинали с контрастных картинок урок, 1-ый абзац построен на антитезе, как и весь текст. Чем отличаются герои (запахи обеспеченной жизни «хересом и флер-д’оранжем» и ограниченного быта«ветчиной и кофейной гущей»)
– А теперь посмотрим, как описал это Чехов? (Работа с текстом.)
- Как зовут наших героев? Как их имена соотносятся с портретами? (Работа с «Тайной имени»: Михаи́л(евр.מִיכָאֵל,Михаэ́ль)— мужское имя. Происходит от слов ивр.מי כמו אלוהים (ми кмо элохим, сокращённо «ми-ка-э́ль»)— буквально «Кто как Бог», или «Тот, Кто как Бог»,(Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.)
Порфирий в переводе с греческого означает “багряница”, “багряный”, “красный”(Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.)
- Какие еще имена собственные встретились? Зачем? (Герострат сжёг храм Артемиды, вошёл в историю нелепым поступком; Эфиальт предательски повёл спартанцев в тыл персов, отомстил своим же, изменник )
– Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.
– А как у Чехова?
– Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные? (Тонкий навьючен.)
– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает? (Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)
- Каким вы видите конфликт в тексте? (у Тонкого внутренний)
2) Выразительное чтение эпизода.
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; Тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. Но! («Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…».)
3) Работа с таблицей (по 2-й части).
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. |
|
|
2. Мимика, жесты, поза. |
|
|
3. Знаки препинания в конце предложений. |
|
|
4. Обращение героев друг к другу. |
|
|
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? Как называется это средство выразительности? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, образные сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Поведение вызывает брезгливость, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?(Негодование, брезгливость у толстого; угодничество, чинопочитание – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что удивительного в составленной вами таблице?
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
3. Стадия рефлексии.
1) Сопоставление разных редакций.
– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
– Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели? (Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед вышестоящим начальником.)
-Почему я назвала урок «Человек изменяющийся»?
– Какое же человеческое качество «демонстрирует» Чехов в рассказе? (Чинопочитание, подхалимство.)
- Как следует понимать слово «тонкий» в этом контексте? (Неосновательный, продажная, деградирующая душа: был Станислав, пожизненно поместье, жена-лютеранка — предмет гордости, всё меркнет перед достижениями толстого; всё заработанное в прошлом, теперь служит где-то между Москвой и Петербургом)
– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
– Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.
2) Составление синквейна.
1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
4. Домашнее задание.
Аналитический рассказ об одном из героев.
5. Выставление отметок