БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ
(час духовного поиска)
Подготовительная работа
При подготовке занятия учитель проводит анкетирование обучающихся
Какое основное предназначение человека на Земле?
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Человек – наивысшая ценность»?
Что такое личность?
Нравитесь ли вы людям (по вашему мнению)?
Что человек может изменить в себе? В других?
В чем счастье человека?
Обработка данных анкетного опроса поможет сделать выводы о взглядах детей на человека как личность, продумать цепочку вопросов и заданий для обсуждения.
Ход работы
Вступительное слово классного руководителя
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
Это стихотворение Дмитрия Голубкова мы взяли эпиграфом к нашему классному часу. А его тема – «Быть человеком на земле». Анкетирование, проведенное заранее, помогло мне составить круг вопросов и заданий для обсуждения на нашем занятии. А ответы были такими. (Зачитывание самых интересных ответов).
Сегодня мы будем закреплять знания о человеке, о себе, о человечестве, учиться искать своё место в жизни, жить по законам добра, совести, справедливости, уважая права каждого человека, учиться толерантно относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми.
Только что вы услышали новое слово «толерантно». Что же такое толерантность?
Толерантность (лат. tolerantia – стойкий, терпимый, что допускает отклонения) – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
В русском языке существует два слова со сходным значением – толерантность и терпимость.
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готова, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.
Сейчас вы вступаете в пору взросления и, наверное, сами уже можете ответить на вопрос, что означает быть человеком? Хотя, наверное, сразу ответить на него трудно. Сегодня мы посвятим классный час ответу на этот вопрос, т.е. поговорим о философии жизни.
Ребята, а кого называют философом? (мудреца, человека, который всегда остается самим собой, умеет быть выше обстоятельств, знающего и понимающего законы мира.)
Ну что же, представим себя философами и начнем наш духовный поиск.
Основная часть занятия
У ч и т е л ь. «Наша личность – это сад, а наша воля – ее садовник», - говорил Вильям Шекспир.
1 – й у ч е н и к. Человек становится человеком, личностью только среди людей, потому что только благодаря другим человек познает себя, окружающий мир, свои возможности, способности. Именно окружающие люди учат ребенка разговаривать, знакомят с разными предметами, их предназначением. В общении с членами семьи, одногодками, позже в учебных заведениях и, наконец, самостоятельно, с помощью разных источников информации, человек познает мир, приобретает опыт, накопленный предыдущими поколениями, разными видами деятельности, приобретает и актуализирует возможности для самовыражения и самореализации.
У ч и т е л ь. А сейчас давай те послушаем высказывания известных людей.
2 – й у ч е н и к. «Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить».
Гераклит
3 – й у ч е н и к. «Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя».
Р. Декарт
4 – й у ч е н и к. «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа».
Б. Брехт
5 – й у ч е н и к. «Жизнь человека определяется не количеством прожитых лет, а качеством дней!».
М. Пришвин
6 – й у ч е н и к. «Не жить лучше, а быть лучше».
Г. Сковорода
7 – й у ч е н и к. «Решение мировых проблем людям следует искать в самих себе».
Г. Сковорода
8 – й у ч е н и к. «Труд – это не обязанность или долг, или принуждение – это свободное влечение (потребность) человека.
Г. Сковорода
9 – й у ч е н и к. «Цель жизни – умножение человеком своих познаний. Чем больше эти познания, тем разумнее и скромнее становятся потребности».
Г. Сковорода
10 – й у ч е н и к. «Человек сам по себе глубок своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей.»
Г. Сковорода
У ч и т е л ь. Что такое человек? Чем он отличается от животных?
Древнегреческий философ Платон говорил: «Человек – двуногое творение без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все-таки остается человеком, а птица без перьев человеком не станет».
Например, существует признак, который характерен только для человека: из всех живых существ только человек имеет мягкую мочку уха. Это самое важное отличие человека от животного?
1 – й у ч е н и к. Человек существо общественное и социальное. Каждый ребенок становится человеком только в обществе. Были случаи, когда маленькие дети попадали к животным и росли вместе с ними. Они не умели ходить на двух ногах, не разговаривали, не могли мысли, как люди.
2 – й у ч е н и к.
Для человека мысль – венец всего живого.
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на Земле превыше он от века.
А если он живет, не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.
У ч и т е л ь. О чем это свидетельствует? (Ответы)
А какова же роль школы в становлении человека? Давайте обратимся к известным педагогам и философам.
3 – й у ч е н и к. «Дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свои меры времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью».
В. Сухомлинский
4 – й у ч е н и к. «Нет детей – есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими желаниями, другой игрой чувств».
Януш Корчак
5 – й у ч е н и к. «Душа ребёнка сложная, как и наша, полная подобных противоречий, в тех же трагических вечных сомнениях: хочу, но не могу, знаю, что нужно, и не умею себя заставить.
Януш Корчак
6 – й у ч е н и к. «Школа – это мастерская, где формируется мышление подрастающего поколения, нужно крепко держать его в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
А. Барбюс
7 – й у ч е н и к. «Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».
У. Теккерей
8 – й у ч е н и к. «Изумление человеком – вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания».
В. Сухомлинский
У ч и т е л ь. Надпись на дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение целей жизни. Человеку нужно знать, каков он, кто он, знает ли он себя?
Итак, какое оно – ваше собственное «Я»?
Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому разделяют:
«реальное Я» - каким человек представляет себя на самом деле в данный момент;
«динамическое Я» - каким человек хочет стать;
«фантастическое Я» - каким человек видит себя в мечтах;
«будущее Я» - каким человек может стать;
«идеализированное Я» - каким человеку приятно было бы себя видеть и целый ряд «представляемых Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального Я».
9 – й у ч е н и к. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле», - писал И. Кант.
У ч и т е л ь. Немецкий поэт Гёте писал: «Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
10 – й у ч е н и к. Желания познать себя, сформулировать свой характер, развивать способности и волю на благо людей – все это необходимо человеку для полноценной жизни.
Ученый-филолог И. Павлов писал, что рядом с низкими рефлексами (рефлекс приема пищи, например) человек имеет ещё и свой собственный – стремление к преодолению преград. Нужно осмысленно развивать этот рефлекс в себе.
У ч и т е л ь. Привычки формируют человека. А что такое – привычки?
1 – й у ч е н и к. Привычки – это то, что вы обычно делаете, как ведете себя. Привычки во многом делают людей теми, кто они есть. Привычка – это действие показывает невидимое – наш характер.
Отсюда следует вывод: я – это то, что я говорю и делаю.
У ч и т е л ь. Относитесь к другим так же, как хотите, чтоб они относились к вам.
3 – й у ч е н и к. Уважать – это значит своим отношением, словами или поступками показывать, что люди (и вы в том числе) и предметы вокруг вас имеют ценность.
У ч и т е л ь. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского
ПОТОМУ ЧТО Я – ЧЕЛОВЕК
Вечерело. По дороге шли два путника – отец и сын, семилетний ребенок.
Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу, ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше.
На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было ещё далеко. Отец сказал сыну:
− Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.
− Дедушка, − спросил мальчик, − вы не видели здесь камень?
− Я убрал его с дороги.
− Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
− Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
− Почему же вы тогда убрали камень?
− Потому что я – человек.
Обсуждение. Как вы думаете, что имел в виду старик, сказав, что он убрал камень просто потому, что он – человек?
Является ли, с вашей точки зрения, забота о других людях, а не только о себе, частью человеческой природы? Насколько важно, чтобы эта забота проявлялась не только на словах, но и в поступках.
4 – й у ч е н и к.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
5 – й у ч е н и к. Тот, кто хочет понять настоящее, должен понимать прошлое, питающее настоящее. Поэт Л. Мартынов писал:
«Не почитай себя стоящим
Только здесь вот, в сущем, в настоящем
А вообрази себя идущим
По границе прошлого грядущим»
У ч и т е л ь. Человек среди людей – это необходимость или обреченность?
6 – й у ч е н и к. Робинзон Крузо, очутившись на необитаемом острове, почувствовал всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Робинзон выжил. 28 лет он боролся с дикой природой и победил. Однако не было дня, чтобы он не всматривался в морскую даль. Он мечтал о корабле, который вернет его в цивилизацию. Потому что вне общества человек теряет самое главное – радость общения с другими людьми.
7 – й у ч е н и к. «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком».
Антуан де Сент-Экзюпери
8 – й у ч е н и к. «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее».
Франсуа де Ларошфуко
9 – й у ч е н и к. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми».
А. Пьерон
У ч и т е л ь. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что высшая ценность – человек. «Дорожи счастьем бытия. Это счастье постижимо только людям. Перед каждым человеком – безграничный океан этого счастья, как безграничен воздушный океан, но так же, как никто не думает о воздухе, когда его вволю, так мало кто задумывается о счастье бытия. Для того чтобы по настоящему дорожить счастьем бытия, требуется высокая, тонкая, всесторонняя воспитанность души – интеллекта, сердца, воли… высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми».
Продолжим наши размышления. В течение многих лет во всем мире вырабатывались различные концепции справедливости.
Послушаем древний миф.
10 – й у ч е н и к. Создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способность к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т.д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить обществом боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела – строили город, канал, дорогу – вспыхивали между ними ожесточенные распри, а дело нередко кончалось всеобщим провалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпеливы и жестоки были люди, все решали только грубой силой…
И над народом людским нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей Совесть и Справедливость.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить Совесть и Справедливость среди людей? Ведь таланты боги дают избирательно. А как поступить с Совестью и Справедливостью?
Зевс ответил, что к Совести и Справедливости должны быть причастны все люди.
У ч и т е л ь. Вы, наверное, часто слышали такое выражение «общечеловеческие ценности». Так вот Совесть и Справедливость относятся именно к таким ценностям. Они и легли в основу нашей цивилизации.
Продолжим путешествие и вспомним, как менялись представления людей о Справедливости.
1 – й у ч е н и к. Сначала человечество жило по «Закону джунглей». Суть этого принципа очень проста. Ты украл моего цыпленка – я украду твою корову. Ты убил моего раба – я убью твоего сына. Ты подбил мне глаз – я разобью тебе нос. Мы думаем про себя: «Как мне отомстить ему?» Вот это и есть «Закон джунглей». Такая месть быстро выходит из-под контроля, и начинается цепная реакция ответных действий. Словесные оскорбления нагнетают, пока не переходят в насилие. Таково происхождение кровавой вражды между семьями и народами, которая может длиться десятилетиями, переходя от поколения к поколению, и, кажется, нет такой силы, которая могла бы ее остановить. Чувство мести и желание проучить другого ведут к возникновению и развитию нагнетания, злобы и обиды, которые, однако, никогда не разрешают существующих проблем.
Хотя мы называем это «Законом джунглей», на самом деле даже и в нашем веке есть люди, которые следуют именно такой этике. Они не могут остановиться, преследуя своих противников.
У ч и т е л ь. Хотели ли бы вы жить в обществе, где жизнь определяется именно этим законом? Следующий закон «Око за око».
2 – й у ч е н и к. Один из самых передовых законов древнего мира был создан Хаммурапи, царем Вавилона, в 1800 году до нашей эры. Он был основан на принципе «око за око, зуб за зуб». Хотя такое понимание справедливости может показаться примитивным, но по сравнению с «Законом джунглей» −это был большой шаг вперед по лестнице Справедливости: вместо того, чтобы выбивать человеку все зубы, выбивали только один!
У ч и т е л ь. Вот такой видели Справедливость древние люди. Шло время, взгляды менялись, и появился новый принцип правды, так называемое «Золотое правило».
3 – й у ч е н и к. В V веке до нашей эры китайский философ Конфуций на вопрос: «Можно ли одним словом выразить принцип поведения в жизни?» − ответил: «Это слово – обоюдность, то есть не делай другим того, чего не желаешь себе». Так что если ты не любишь, чтобы тебя били, не бей сам; не любишь, чтобы тебя унижали, не унижай других.
Иисус Христос счел такой взгляд на мир недостаточно деятельным. Вместо этого он предложил: «Поступай с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой». Обратите внимание, Конфуций сказал «не делай», а Христос – «поступай». В этом случае мы активно помогаем тем, кому нужна поддержка. Мы уважаем других, потому что хотим, чтобы уважали нас. Мы любим ближнего, как самого себя. Но Иисус Христос учит, что мы должны любить не только ближних, но и врагов своих. Однако очень немногие смогли воплотить этот принцип в жизни. Однако те немногие, которым это удалось, остались в истории. Мы все помним историю о сыновьях князя Владимира Борисе и Глебе. Они были убиты, потому что отказались сражаться со своим братоубийцей Святополком. Бориса и Глеба объявили святыми, а Святополк вошел в историю как Святополк «Окаянный».
У ч и т е л ь. Вот так человечество шло к высшему пониманию Справедливости. Вы знаете, что сравнительно недавно было объявлено об отмене смертной казни. А вы с этим согласны? Каково ваше мнение по поводу отмены смертной казни?
(Обучающиеся дают разные ответы. Учитель должен подвести их к той мысли, что жизнь дается не государством, а природой или Богом, и не ему эту жизнь отнимать. Убивая преступника, государство само опускается до уровня преступника).
Вывод. Итак, вы поняли, что человечество идет вперед дорогой Человечности и Добра. Но почему зла не становится меньше? Где же этот неиссякаемый источник зла?
(Желаемый ответ) В самом человеке. Но здесь же и источник добра.
Иммануил Кант (немецкий философ) писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, − это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Так что же нужно делать, чтобы не делать зла? – Необходимы душевные усилия. «Душа обязана трудиться и день и ночь». А это значит:
познать самого себя;
овладеть искусством управлять собой;
слушать голос Совести;
научиться делать правильный моральный выбор.
Верующие люди утверждают, что у нас на одном плече сидит черт, на другом – ангел. Они нашептывают нам, как поступить. И от того, что мы выберем, зависит наша судьба.
Послушайте два поучительных примера.
4 – й у ч е н и к. Один из величайших философов и моралистов античности Сократ предпочел смерть в тюрьме изгнанию. Его поступок не был результатом усталости старого человека, разочаровавшегося в жизни. Вовсе нет. Этот мудрый человек поступил так, последовательно выражая себя как философ и как личность. Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю», «Познай самого себя». Для него первичен дух, он – идеалист. Если материалисты призывают прислушаться к природе, то Сократ ссылается на особый внутренний голос. Суть его учения – этический идеализм, мораль и знания совпадают в добродетель. Суть его диалектики – искать истину в споре, в рассуждении, в полемике. Он считал, что столкновение противоположных истин – лучший путь познания истины. Основные составные части «сократовского метода» - ирония и майевтика.
Майевтика – это повивальное искусство (его мать принимала роды). Тем самым Сократ хотел сказать, что своими вопросами он помогает слушателям, как бы заново родиться. Мораль (нравственность) и знания по Сократу – едины. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1) умеренность (знания, как обуздывать страсти); 2) храбрость (знания, как преодолеть опасности); 3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Кстати, демократию он считал безнравственной формой власти. Для Сократа своя жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о жизни и смерти. Он научился делать то, что порою труднее дается людям – принимать жизнь такой, как она есть, и поступать соответственно своим убеждениям. На судебном процессе Сократа обвинили три человека: завидовавший философу поэт Мелет и два других афинянина: Ликон и Анит. Этих людей настигло то, что «бежит быстрее смерти – человеческое презрение». Сократ, чья мораль непостижима для большинства, когда ему предложили выбрать изгнание или смерть, выпил чашу с ядом. Ему друзья предлагали бежать, но бегство Сократ расценивал как моральное поражение.
У ч и т е л ь. Что же принесла человечеству и самому Сократу такая смерть? (ответы детей)
А вот другой пример стойкости духа и верности своему человеческому долгу.
5 – й у ч е н и к. Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности. На одном из каменных надгробий высечено «Януш Корчак и дети».
Януш Корчак – великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему тем же. Он писал книги для детей и для взрослых, а перед войной стал директором Дома сирот и единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы захватили Польшу, детский дом приказано было уничтожить и его маленьких обитателей тоже, потому что все они были евреями. На директора приказ не распространялся, он мог уехать, скрыться. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы отправили детей в лагерь смерти, с ними пошел и Януш Корчак. А потом, вместе с детьми, он сделал последний поступок – вошел в газовую камеру, не бросив своих воспитанников.
Казалось, Януш Корчак мог бы по другому сопротивляться злу. Он мог уйти в партизаны, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым сберег бы жизнь других детей. Однако Корчак избирает свой путь: он идет на самопожертвование, чтобы в трагический час быть моральной опорой для несчастных детей, примером нравственной стойкости. Сердце, наверное, говорило ему, что не потом, а именно сейчас, сию минуту, перед тем, как шагнуть в пропасть, детям нужна его поддержка.
У ч и т е л ь. Как вы думаете, предвидел ли Януш Корчак, что его имя станет примером для других? Конечно, нет. Почему многие совершают подвиги, идут на самопожертвования не ради славы? Что движет этими людьми? (Верность своим убеждениям, неспособность кривить душой, вера в Высшую справедливость).
То, что вы услышали, − это примеры величайшей нравственности, когда люди делали свой выбор между жизнью и смертью. Но и мы в нашей повседневной жизни постоянно делаем выбор между добром и злом, достоинством и низостью: обидеть или защитить, проявить равнодушие или попросить прощения, курить – не курить и т.д. Решение, которое мы принимаем, тоже влияет на судьбу, на нашу жизнь. А формировать в себе готовность к поступку надо именно сейчас, на пороге взросления и формирования Воли, Духа и Личности.
Давайте проведем тест «Ваша личность»
Легко ли вы сходитесь с людьми? (Да – 1; не очень – 3; нет – 5)
Вы курите? (Да – 1; иногда – 3; нет – 5)
Если вы совершили нехороший поступок или обманывали, то … (никогда никому не сознаетесь – 1; иногда сознаетесь – 3; всегда в этом сознаетесь – 5)
Если бы друзья предложили вам попробовать наркотики, вы согласитесь? (Да – 1; не знаю – 3; нет – 5)
Вы считаете, что трезвый человек среди пьяных – «белая ворона»? (Да – 1; не уверен(а) – 3; нет – 5)
Если бы к вам за помощью обратились люди, которые пострадали вследствие катастрофы, отдали бы вы последние деньги? (Да – 5; не все – 3; нет – 1)
Если бы вы увидели, что ваши друзья унижают кого-нибудь, вы бы заступились? (Да – 5; не уверен(а) – 3; нет – 1)
Если бы слепому нужна была ваша помощь, чтобы перейти дорогу, вы бы помогли? (да – 5; если бы не спешил(а) – 3; нет – 1)
Когда родители хотят вас чему-то научить, вы … (учитесь – 5; делаете вид, что учитесь – 3; нет – 1)
Когда родители просят помощи по хозяйству, вы соглашаетесь? (Да – 5; иногда – 3; если заставляют – 1)
Оценивание результатов
10-22 баллов. Ваша личность рискует не проявиться никогда. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее. Вы – зависимый человек, и, прежде всего, от себя, а ещё от своих друзей. Вам тяжело отстаивать свои права и мысли. Вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за кого-то.
Рекомендации. Прекратить думать, что хорошие и плохие поступки осуществляют глупцы. Не ищите дешевой популярности, стремитесь к свету.
23-38 баллов. Ваша личность начинает просыпаться. Вы способны противостоять негативному влиянию и заглядываете в будущее, понимая, что школьные годы – это преамбула, что жизнь впереди и ее качество зависит от того, что и как вы делаете сейчас. Вы думаете о других, однако, думая, ничего не делаете. Вы пока ещё не понимаете, что когда человек отдает, он получает много позитивных качеств, которые принесут пользу в будущем.
Рекомендации. Поймите, что личность проявляется в поступках. Спешите делать добро, и вам тоже будут отвечать добром.
39-50 баллов. Ваша личность уже некоторым образом проявилась. Вы осознаете, что полезно, и чего стоит утраченное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности сосредотачивать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильнее, а на тех, кто интереснее и полезнее. Возможно, с вами нелегко общаться, но вы от этого получаете огромное удовлетворение.
Заключительный этап занятия
У ч и т е л ь. Каждый человек – личность, неповторимый индивидуум. Каждый имеет богатый духовный мир, множество способностей, оригинальность мыслей и чувств, увлечений, талантов. И для того, чтобы найти путь к окружающим, необходимо учиться приближаться к ним, развивать в себе желание видеть в людях добрые начала.
Юности безоблачное небо,
Золотая звонкая заря.
Наступленье дня, в котором не был
И в который входишь ты не зря.
Входишь ты – безудержный и щедрый –
открывать, бороться и любить.
И души сияющие недра –
как источник счастья отворять.
Геннадий Головатый
У ч и т е л ь. А сейчас давайте поиграем.
Игра «Передача мысли»
(учитель читает фразу, ученик должен передать ее не дословно, а по смыслу)
«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Гекель)
«Жизнь начинается тогда, когда человек начинает задумываться над поступками и отвечать за них». (Астафьев)
«Нравственность – это разум сердца» (Гейне)
«Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни» (Эйнштейн)
«Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность» (А. де Сент-Экзюпери)
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе цель в жизни, он вместе с тем невольно дает себе оценку» (Лихачев)
«Думай хорошо – и мысли созреют и добрые поступки» (Л.Толстой)
«Нам дарит доброта продленье века, а злоба старит человека (Дагестанская пословица)
«Посейте поступок – и вы пожнете привычки; посейте привычки – и вы пожнете характер; посейте характер – и вы пожнете судьбу» (Теккерей)
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшей есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра». (Л.Толстой)
И в завершении нашего разговора мне бы хотелось еще раз вспомнить десять христианских заповедей. Это моральные принципы цивилизованного общества. В них описано, каким должен быть человек, как оно должен относиться к другим людям, по каким законам жить.
Каждый из вас, уходя сегодня с занятия, получит на память стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь». Оно подведет итог нашего духовного поиска. Я надеюсь, что вы будете придерживаться этой заповеди, и она станет вашим руководством в дальнейшей жизни.
ЗАПОВЕДЬ
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Редьярд Киплинг
Литература
1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
2. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Пособие для учащихся / Авт. кол.: Коломейская Д. и др.; под ред. Б.П.Битинаса. – М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1999.
4. Солдатова Г.У., Шайгерова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
5. Человек и общество. Ч.1. Человек, природа, общество: Учебное пособие для основной школы. – 2-е издание / Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Новая школа, 1995.