6. Античное Средиземноморье. Древняя Греция
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств.
Античная цивилизация или античный мир - обобщающее название, употребляемое для характеристики Древней Греции (этим понятием объединяются греческие города-государства, расположенные в материковой Греции, на полуострове Пелопоннес, в приморской полосе Малой Азии, а также на многочисленных островах восточного Средиземноморья) и Древнего Рима, постепенно превратившегося в крупнейшую средиземноморскую державу. И Древняя Греция и Древний Рим имели свою историю.
Древняя Греция
Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.
Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский период (III - II тыс. до н.э.) - время разложения родового строя, возникновение и развитие в отдельных районах раннеклассовых рабовладельческих государств. Он прекратил своё существование в результате стихийных бедствий (землетрясений, извержение вулкана) и переселения греческих племен дорийцев;
- гомеровский период (XI - IX вв. до н.э.) был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе. В этом периоде в Греции существовал племенной строй. Во главе каждого племени стоял военный вождь – басилЕй;
- архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) – продолжение предшествующего периода, время становления античного рабовладельческого общества, возникновения полисов;
- классический период (V - IV вв. до н.э.) или «Золотой век» - наивысший расцвет культуры и развития рабовладельческих отношений в античных полисах;
- эллинистический период (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.) представлял собой дальнейшее развитие рабовладельческого общества на обширных территориях Ближнего Востока, Северной Африки, Малой и Средней Азии, Средиземноморья после греко-македонских завоеваний Александра Македонского. Этот период закончился завоеванием западной части эллинистического мира Римом.
Географически территория Балканской Греции самой природой была поделена на три основные части: северную Грецию, среднюю Грецию (Аттика), южную Грецию (Пелопоннес).
В отличие от государств Египта, Вавилона и Китая, у Древних греков, называвших себя эллинами, не сложилось единого государства. Их объединяли язык, религия и культура. На территории Древней Греции существовало множество самостоятельных городов-государств – полисов, которые постоянно враждовали и воевали друг с другом или могли заключать между собой союзы.
Полис – это город-государство, особая форма социально– экономической и политической организации общества. Образовывались полисы на территории общин, которые включали город и его сельскую округу. Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, граждан, которые являлись полноправными его членами и имели право на собственность. Государственные дела полноправные граждане решали на народных собраниях. Все граждане имели права, которые строго соблюдались, и наделялись определенными обязанностями. Население полисов составляло около 8-12 тыс. человек.
Система государственного устройства у полисов отличалась: так одни были олигархическими, другие демократическими.
Самыми могущественными государствами Древней Греции были Афины и Спарта.
Афины
Один из городов-государств (полисов), игравших ведущую роль в истории и культуре Древней Греции.
Из мифологии известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Царь Афин Кекроп, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто будет покровителем города. Два бога: Афина и Посейдон должны были сделать подарок Кекропу, и тот, кто сделает лучший подарок, становился покровителем города.
Посейдон ударил своим трезубцем и из земли забил источник. Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но она оказалась морской, солёной. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города. Таким образом, Афины и взяли имя великой богини.
Афины располагались на юге полуострова Аттика. Всё население делилось на этнические и территориальные общины (филы, фратрии, роды). Социальную структуру города составляли:
– аристократы – родовая знать;
– демос – свободное население (народ);
– метисы (переселенцы из других полисов не обладавшие гражданскими правами);
– рабы.
Сначала государственным устройством Афин была монархия. Одними из первых легендарных царей Афин были Эгей и Тесей.
Но в результате длительной борьбы за свои права в Афинах была свергнута монархия и утвердилась рабовладельческая демократия. Демократия – форма политической организации общества, основана на признании народа источником власти.
Однако в общественной жизни полиса участвовали только коренные жители, которые считались полноправными гражданами.
Расцвет демократии и культуры Афин происходит во время правления политического деятеля, стратега Перикла (444/443-429 гг. до н. э.). С его именем связано строительство архитектурного ансамбля, увенчанного храмом богини Афины - Парфеноном. Так же это время деятельности таких ученых, скульпторов, драматургов, как Геродот, Фидий, Сократ, Эсхил, Софокл, Еврипид и др.
Афины являлись крупным торговым центром и морским портом и строили своё могущество как морская держава. Экономическая жизнь Афин основывалась на труде свободных крестьян, ремесленников и на эксплуатации труда рабов.
Особенностью демократического строя Афин было свободное и обязательное посещение гражданами Афин всех общественных мероприятий (за посещение некоторых, гражданам государство платило определенную плату).
Спарта
Вторым крупным полисом Древней Греции было довольно нестандартное город-государство – Спарта, находившееся на полуострове Пелопоннес (Южная Греция).
Спарта, название которой может означать «разбросанная», состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал акрополем. Первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до 2 в. до н.э.
Социальную структуру спартанского общества составляли:
– спартиаты – свободное население, господствующий класс полноправных граждан;
– периеки – дословно «окрестные жители» – свободное, но бесправное население Лаконии, не входившее в состав гражданского коллектива Спарты;
– илоты – местные жители, покоренные спартиатами, находились на положении государственных рабов, прикрепленных к участкам земли.
Утверждение государственного и общественного строя в Спарте приписывают законодателю Ликургу (7-6 вв. до н. э.).
Органы управления в Спарте были следующими:
– апелла (народное собрание) – в нем принимали участие совершеннолетние мужчины – спартиаты, оно объявляло войну, заключало мир и выбирало другие органы власти;
– герусия (совет старейшин) – им принадлежала фактическая власть, избирались пожизненно из мужчин не младше 60 лет;
– коллегия эфоров (надзиратели-исполнители) – наблюдали за соблюдением законов.
В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживало их имущественное расслоение. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов и периэков.
Такой строй получил название олигархический.
Спарта возглавляла Пелопонесский союз городов-государств.
Эллинизм. Историческое значение древнегреческой культуры
Древнегреческая культура оказала большое влияние на культуру соседних стран и народов. Этому способствовали завоевания Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Постоянная вражда между городами-полисами аристократической Спартой и демократическими Афинами привела к их ослаблению. Вследствие чего Греция стала легкой добычей Македонии. Благодаря объединению экономических ресурсов и воинских сил греческих полисов и Македонии Александру удалось разгромить Персидскую державу и присоединить к своему царству обширные земли в Азии и Египте.
После смерти Александра Македонского держава, созданная им, распалась, положив начало возникновению так называемых эллинистических государств и распространению древнегреческой культуры вплоть до Средней Азии. Центрами эллинистической культуры стали государства Пергамское и Понтийское - царства в Малой Азии, Птолемеев в Египте, Селевкидов на Ближнем Востоке.
Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами.
В эпоху древней Греции были сформированы такие понятия, как «демократия», «аристократия», «олигархия», которые пришли в международную политическую лексику.
В Древней Греции было положено начало развитию многих наук. Так, «отцом истории» называют Геродота (490/480 – 425 гг. до н.э.), «отцом географии» называют Страбона (64/63г. до н.э. – 23/24г.н.э.). Основоположниками философии считаются Гераклит, Платон, Сократ. Нельзя оставить без внимания и труды Аристотеля «Метафизика», «Этика» «Риторика». Своим началом физика и математика обязаны Архимеду, а медицина - Гиппократу. Эсхила по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения ("Прикованный Прометей", "Персы"). Софокл является основоположником трагедии ("Царь Эдип", "Электра").
Не меньший вклад, чем в науку, внесла Древняя Греция во все виды художественной культуры. Мифология Древней Греции с пантеоном богов (Зевс, Афина, Гера) и героев (Геракл, Тезей); древнегреческая скульптура; древнегреческое изобразительное искусство прочно вошли в художественное развитие последующих времён.